Чуть больше суток в пути, по железной дороге, в плацкарте, на «Таврии» и вот вновь в Крыму. Маршрут пролегал на восточное побережье к пгт Курортное. Поселок расположился неподалеку от Феодосии и Судака: где-то между ними (ближе к первому), у самого подножия древнего потухшего вулкана Кара-Даг. Раньше не доводилось так рано оказываться на полуострове – середина июня.
Июнь 2025 года выдался чудным, не только в центральной России, но и до юга докатился. Никогда не встречал такой прохладной летней погоды здесь. Местные поговаривали, что такое случается раз в десятилетку. Вот и дождался момента.
Черное море сразу же показало зубы – едва войдя в соленые морские воды, хотя бы по щиколотку, ноги сводило моментально – вода обжигала жгучим холодом. А сколько колоссальных усилий требовалось, чтобы хотя бы по шейку заползти и окунуться? Тут ненароком подумалось, что если такая погода на всем побережье российского юга будет продолжаться из года в год, то вскоре окунаться в воду мы будем только на крещение, в прорубь.
Пляжи Курортного преимущественно галечные с небольшими песчаными полосами и растянуты вдоль всего поселка. В восточной части пляж разбит на небольшие территории бетонными волнорезами и старенькими пирсами. Заход в воду более крутой. На дне попадаются крупные камни. А в западной части - дно пологое, без камней и пляжи цивилизованней, хотя признаться, инфраструктура здесь сильно хромает. Из удобств – раздевалка, навес, и пункт проката инвентаря.
Пляжи находятся по периметру всей набережной, здесь она сравнительно длинная, а еще широкая прибрежная зона. Тут можно найти и дикие, уединенные места у каменистых горных склонов, но нужно опасаться оползней.
В поселке чувствуется «обломовщина»: без суеты, размеренно немногочисленные люди бродят вдоль набережной туда-сюда. Редкая машина заедет в эти края – поселок небольшой и не транзитный, в отличие от соседа- поселка Коктебель. Сюда едут целенаправленно.
Поселок скромен, как по размерам, так и по остальным параметрам, в первую очередь, инфраструктурно: тут все старенькое, требующее обновления. Набережная представляет собой длинный променад: две полосы для прогулки, разделенные продолговатыми цветочными клумбами. Та полоса, что ближе к морю, огорожена невысоким бетонным ограждением, на которых установлены многочисленные деревянные лавочки. Имеются и отдельно стоящие белоснежные деревянные скамейки с навесом от солнца, кабинки для переодевания. А на другой полосе – скромные кафе с громкой музыкой по вечерам, лавки с однотипной сувенирной продукцией, даже что-то есть наподобие детских развлечений: тир и машинки. На последнем аттракционе рекомендую кататься чрезмерно аккуратно, по причине того, что владельцы этих машинок крайне принципиальны: «До первой аварии». И не важно, что ребенку, 4-7 лет, что нечаянно задел бордюр или же не смог разъехаться с другим ребенком – все, вставай и отдавай машину. Хотя ущерба для машинки практически нет. Деньги тебе не вернут, но не в них дело - в расстроенных чувствах ребенка. Дурость, какая-то. Разрезают набережную несколько канализационных стоков - дабы вода не задерживалась, а стекала в морскую пучину. Заканчивается променад крымскотатарским рестораном «Рушанна», где помимо национальной кухни, можно посмотреть и обстановку тех времен, такой мини-музей.
За рестораном – маленький мостик через речку Нижняя Отузка, за которой начинается уже улица Морская и тот самый западный пляж с широкой прибрежной полосой и какой-никакой инфраструктурой. Если поднять голову, то можно увидеть несколько заброшенных отельных «недостроев» на холмистых склонах. Чего-то им не хватило…
Речка Нижняя Отузка небольшая, ее длина-то всего 4 км. Здесь находится ее устье - она впадает в Черное море на территории старинного парка, который ныне парком не выглядит: сплошная зеленые заросли. Иногда исходит весьма неприятный запах от речки. Истоком реки считается место слияния ручьёв Монастырский (Кизилташский) и Кабакташский у посёлка Щебетовка (там она называется просто – Отузка), это совсем рядом от Курортного. Питание реки дождевое, снеговое и подземное, а после осадков возможны сели, о которых стоит сказать отдельно и несколько позже.
Улица Морская в самом начале сразу предлагает выпить - открыт фирменный магазин «Солнечная долина», которая также находится сравнительно рядом, туда экскурсии устраиваются. Тут же рядом небольшой вещевой рынок и отличная небольшая палатка с морепродуктами. Мужичок делает коптит отличную барабульку и не только. В поселке сравнительно небольшой выбор фруктов и ягод, обычно все туристы рано утром в среду гоняют в Щебетовку: туда со всей округи собираются фермеры и мелкие перекупщики - есть из-чего выбрать. Если дары природы купить еще можно, то вот с лекарствами беда – единственная аптека за время моего отдыха ни разу не открылась, хотя табличка исправно висела. Признаться, тут хватает закрытого: вот и от кафе «Богема» остались только двери в товарных количествах, удивляться нечему – такой интерьер был. Кстати, и банкомат в поселке тоже один – в глубине.
Дальше – пляж, в море недалеко от берега доживает свой век бетонная часть чего-то. Не разобрать и не прочитать. Скорее всего недостроенный морской причал, но об этом ниже. Выше пляжа – холмы, пиком которых является – Кордон-Оба.
Кордон-Оба, с крымско-татарского языка - «сторожевая вершина». И вот тут самое время заглянуть в глубокую историю. Археологи полагают, что первые поселения в районе Курортного возникли вообще между VI и VII столетиями, но о них мало что известно. Зато из археологических разведок доподлинно установлено, что в первой половине XIII века в приморской части долины реки Отузка (это как раз тут), располагалось греческое селение Калиера, входившее в Византийские владения в восточном Крыму, с центром в городе Сугдее, отмеченная практически на всех средневековых морских-портоланах. Сведений о существовании Калиеры после завоевания генуэзских колоний османскими войсками в 1475 году пока не обнаружено. В конце XVIII века в пределах Курортного, на холме Кордон- размещалась «Побережная стража Войска Донского».
В настоящее время вся территория средневековой Калиеры находится под современными строениями поселка, где при земляных работах были выявлены участки культурного слоя с керамикой XIII-XV вв.
Пляж заканчивается лодочной станцией. Эта, пожалуй, одна из оживленных частей поселка – сюда съезжаются множество машин, кто на поселковый пляж, кто на гору Ашламалык, возвышающейся с запада, а уже оттуда прорваться к Лисьей бухте. Ее скальный гребень как бы разделяет посёлок Курортное и Лисью бухту. Высота горы - 243 метров.
Но, признаться, к одному из известнейших и к самому большому нудистскому пляжу в Крыму «Лисья бухта» можно прорваться и по побережью, по каменистой, заполненной крупной галькой и валунами, разбросанных в море, живописной тропе (даже своеобразные указатели к пляжу имеются), но в пасмурную погоду – рискованно. Потому как особенность местной сухой почвы на холмах предполагает сходы селей во время ливней. Об этом висит соответствующая предупреждающая табличка (на протяжении 2 км). В этом легко убедиться, бодро шагая вдоль побережья в достаточной близости над обрывами бедлендов, с его многочисленными ветвящимися оврагами, разделённые узкими водоразделами. Глыбы нависают над головой, подобно коршуну. Порой даже несколько страшно, особенно после дождя.
Один такой большой округлый валун свалился с соседнего склона и образовал местную природную достопримечательность. Местные прозвали глиняный здоровенный камень «Арбузом». Он действительно на него похож. Он находится в начале пешеходной прогулки, сразу же за поселком. Это место любят рисовать художники. Скала является одним из символов курорта и вписывается в уникальный ландшафт местности.
Не нужно думать, что на этом поселок заканчивается. Отнюдь! Это только его прибрежная часть. В Курортном числится порядка 35 улиц и переулков, поселок занимает площадь порядка 109 гектаров. Он уходит вверх, такова рельефная особенность Курортного и вот там иная жизнь – помимо многочисленных мини-отелей, гостевых домов, имеется частный сектор и немногочисленные пятиэтажки, двухэтажки, где живут местные. Данная часть представляет собой типичный крымский поселок с его узенькими улочками, фруктовыми деревьями вдоль дороги. К морю, как ни крути, необходимо спускаться, но и подниматься обратно, соответственно. Практически с любой точки поселка видно скалу Бал-Кая, которая возвышается над небольшой местной долиной. Переводится скала как «Медовая скала». В поселке, на возвышенности имеется уже давно неработающая обсерватория, пару остановок, и один автобус, который довезет до цивилизации, в качестве последней выступает Феодосия. А еще здесь много улиток, прямо-таки нашествие. Но все, к слову, безобидные.
На карте мире поселок Курортное появился только в 1901 году и не с бухты-барахты, а когда в этих краях российский учёный Т. И. Вяземский приобрел брошенное имение Н. С. Вишневской - «Карадаг» и начал строительство биостанции и санатория для больных нервными заболеваниями и алкоголизмом. Как никак потрясающая дикая природа крымских гор, уникальные климатические условия, тишина и уединенность места отлично подходили для создания здесь подобного санатория.
И в самом начале поселок-курорт назывался «Нижние Отузы» или «Приморские Отузы» – по имени протекающей небольшой речке. А когда поселок превратился в «Курортное» и получил статус городского типа затрудняются сказать даже специалисты, но где-то в 60-х гг. прошлого столетия.
Строительство шло с 1907 по 1914 гг. А в 1914 году он передает станцию «Обществу содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова при Московском университете и Московском техническом училище». И в том же году Вяземский скоропостижно умирает, а биостанции присваивают его имя.
Нынче Биостанция не является административной частью поселка, но тем не менее ассоциируется с ним всецело. Здесь конечная остановка единственного автобуса до Феодосии, и старейший дельфинарий, и музей, и заповедник. Иными словами, одно из главных достояний поселка.
Но не биостанцией единой поселок славен. Одновременно в этих краях (тоже начало XX века) свою деятельность начал и санаторий «Берег моря» крупного федосийского предпринимателя Н. М. Маркса, вокруг которого и образовался поселок, в котором проживали его работники. В 1913—1914 году здесь строили подвесную канатную дорогу и морской причал для вывоза трассов с Кара-Дага на цементные заводы Новороссийска, но завершению строительства помешала начавшаяся мировая война.
В конце 20-х гг. работал дом отдыха Военно-политической академии имени Толмачёва, некоторое количество частных дач, отделение кооператива, кофейня. А к середине 30-х годов XX века появился и дом отдыха Университета трудящихся Востока, а также несколько дач. В 1938 году Университет трудящихся Востока был ликвидирован, а его дом отдыха был передан облздравотделу, который преобразовал дом отдыха в детский санаторий «Отузы» (лечение заболеваний верхних дыхательных путей), санаторий просуществовал до Великой Отечественной войны, а после переформатирован на пансионат «Крымское Приморье» и название пансионата долгие годы использовалось для именования всего курортного посёлка.
От такой холодной морской воды и недружелюбной погоды спасал подогреваемый бассейн и хамам, что находился на территории санатория «Крымское приморье». Нужно отметить, единственный крупный санаторий в поселке со всей вытекающей инфраструктурой. Находится прямо в центре. Под боком набережная и Черное море, шведский стол и амфитеатр, лечение и раздача минеральной воды «Феодосийская», большущий парк и кинотеатр. Территория комплекса утопает в зеленых насаждениях парка.
- Вы трезвый?
- Абсолютно.
- Я вам завидую!
- Почему?
- Вы - молодец! Танцуете свободно у бассейна.
«А я хочу, а я хочу опять, по крышам бегать, голубей гонять...» - тут же прокрутилась в голове именно эта песня. Это я все про бассейн. Их тут два. Один из важнейших активов пансионата. Для детей организованы горка, будто бы мини-аквапарк. За детьми присматривают спасатели, в две смены. Первая – достаточно лояльна к возрасту детей, вторая – если нет ребенку 12 лет, могут не подпустить, таковы ограничения производителя и вторая смена их тщательно бдит. Хаммам работает только до 13 часов, дальше грейся полотенцем.
В санатории, помимо традиционных корпусов советской постройки, есть один, старейший, первый корпус, двухэтажный, компактный. Всего 6 комнат. Администратор при заселении обязательно расскажет две маркетинговые легенды, которую, пожалуй, знает каждый таксист, но далеко не каждый отдыхающий. Так и норовят подойти и уточнить: «А это правда, что…». Первая – этот домик строил для себя Василий Сталин, прожил немного и затем передал в собственность санатория, вторая – в конфетно-букетный период в этом корпусе останавливались ныне израильтянка Пугачева и неугомонный болгарин, называющий себя королем российской поп-сцены, Киркоров. Каких-то подтверждающих фото, документов, простому туристу не представили, предлагают верить на слово. Единственная старая фотокарточка, которая висит на сцене и на которой хоть кого-то можно узнать – Это Ленин. Бронзовый. Бодро шагающий в пиджаке. Где нынче товарищ – неизвестно.
На этом, пожалуй, буду закругляться.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал, я обещаю Вас радовать новыми очерками.