Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Играем в жизнь": письмо ученице: значение девственности и "Как спасти Россию?"

Так потихоньку и прошел учебный год после лагерной смены. Кроме собраний на педкружке все мои старички-лагерники с моей помощью дали уроки в начальной школе, и у всех получилось весьма неплохо. Но главные мои старички – это девятиклассники, значит, для них настал первый рубеж самоопределения. Кирилл, Мурат, Таня, Дима, Леша остаются в школе и идут в десятый класс. Хорошо все пока разрешилось у Кирилла: его родители собирались переезжать в Анапу, но пока отложили это дело, есть надежда, что у него получится закончить нашу школу. Уходят Катя и Люда. Катя в вечернюю школу, Люда – в строительный техникум. Катя хочет пройти экстерном два года. Это желание в принципе можно понять, а вот чем руководствуется Люда, выбирая себе такое «строительное» поприще – это еще одна загадка. Нет, объяснение есть: у нее папа связан со строительством, часто приносит домой чертежи, и ей нравится в них разбираться. Вот и весь мотив – «мне нравится». Но как же ее педагогические способности? Способности, которых
Игра
Игра

Так потихоньку и прошел учебный год после лагерной смены. Кроме собраний на педкружке все мои старички-лагерники с моей помощью дали уроки в начальной школе, и у всех получилось весьма неплохо.

Но главные мои старички – это девятиклассники, значит, для них настал первый рубеж самоопределения.

Кирилл, Мурат, Таня, Дима, Леша остаются в школе и идут в десятый класс. Хорошо все пока разрешилось у Кирилла: его родители собирались переезжать в Анапу, но пока отложили это дело, есть надежда, что у него получится закончить нашу школу.

Уходят Катя и Люда. Катя в вечернюю школу, Люда – в строительный техникум. Катя хочет пройти экстерном два года. Это желание в принципе можно понять, а вот чем руководствуется Люда, выбирая себе такое «строительное» поприще – это еще одна загадка.

Нет, объяснение есть: у нее папа связан со строительством, часто приносит домой чертежи, и ей нравится в них разбираться. Вот и весь мотив – «мне нравится». Но как же ее педагогические способности? Способности, которых нет, пожалуй, ни у кого из лагерников. Неужели они так и заглохнут? Все напрасно – и ее сердце не удалось зажечь педагогическим огоньком?..

Нет, я еще не теряю надежды. И с нею получилось одно интересное продолжение. В день Последнего звонка, когда мои лагерники по традиции отыграли главные роли в традиционном представлении (в этом году – по фильму «Три мушкетера», Люда была в роли Констанции), Люда отдает мне открытку и просит ее прочитать дома в спокойной обстановке.

Вот ее текст:

«Александр Иванович!

Спасибо, спасибо, спасибо (сотню раз!).

Вы дали мне многое, очень многое, но еще вы дали мне то, что не смогли дать родители – Веру! Веру в Бога, веру в себя, веру в ближних, веру в любовь…

Вы – учитель! Учитель с самой большой буквы. Вы дарите себя детям, не оставляя ничего себе. Вы – человек, который достоин бесконечной благодарности и уважения!

Я учту все то, чему вы меня научили. Я такая, как сейчас, и этим обязана не только родителям, но и Вам.

Нельзя описать ни словами, ни эмоциями то, что вы подарили мне, ведь это останется со мной на всю жизнь – Вера! Я уверена, что она мне очень и очень поможет в жизни.

Спасибо за ваше творчество, за лагерь, за «Память», за все, что создано Вами!

Спасибо, что научили жить, ведь жить – это любить и понимать окружающий мир.

Простите, если что-то было не так.

Спасибо!!! Просто нет слов, чтобы сказать, как сильно вы меня изменили и как сделали мою жизнь легче!

Вы сделали из меня человека!»

25 мая. Люда.

Нет, Люда еще не потеряна. Это письмо не только согрело мне душу, но и побудило к ответу. Сначала я просто думал поговорить с ней «по душам», но, обдумывая темы, понял, что это трудно уложить в один разговор – столько разнообразных мыслей во мне родилось – и я решил подхватить эпистолярный жанр и написать Люде ответное послание.

Сейчас я приведу его текст, только хочу вас, друзья, предупредить, чтобы вы не были слегка шокированы: с близкими мне учениками я стараюсь говорить максимально откровенно и используя язык, отвечающий современным реалиям.

«Люда, сначала хотел пообщаться с тобой по поводу твоего письма устно, но подумал, что могу что-то важное упустить, и решил ответить тебе в том же жанре.

Ты пишешь: «Вы сделали из меня человека». Здесь две, на мой взгляд, неточности.

Во-первых, никто из людей не способен на это. На способен один лишь Бог. Только Он делает людей людьми, а люди в лучшем случае помогают Ему в этом. И главная их помощь заключается в указании дороги к Богу. Если мне удалось это сделать по отношению к тебе, то я очень рад. Вера – это тоже дар Божий по большому счету, но если ты ее напрямую связываешь ее со мной, значит, мне удалось стать «орудием» в руках Божьих – направить к Нему твою душу. Тут и тебе спасибо – ты дала мне почувствовать результативность моей работы.

Теперь второе. Люда, не обольщайся! Ты еще в самом начале пути «делания человеком». Мы все, собственно, всю жизнь «делаемся человеками» и даже перед смертью не сможет однозначно сказать, что завершили работу.

Чтоб человеком стать – то мало им родиться,

Чтоб стать железом – мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться,

И как руда – пожертвовать собой!..

Это сказал кто-то (не помню) из советских поэтов. Так что, Люда, ты еще в начале пути.

И я хочу попробовать указать тебе на твои главные недостатки, которые могут осложнить (и уже осложнили) твою жизненную дорогу.

На мой взгляд, в тебе есть два главных «зла», греха, вида грязи. Я сейчас буду говорить жестко, чтобы ты поняла весь драматизм предстоящей тебе борьбы с этим злом.

Первое зло – это гордыня и ее превращенная форма – тщеславие.

Ты ж ведь во многом и уходишь из школы из-за того, что тебе кажется, что здесь «плохо учат», «плохой классный руководитель», «не такой класс». И вместо того, чтобы проявить смирение с пониманием, что если Бог создал такое окружение, значит, Он лучше знает, тебе хочется «сменить обстановку». Тебе хочется узнать новых людей, кажется, что здесь все уже надоели, достали, все уже знакомо, избито, скучно, «нет развития». Тебе хочется завоевать новых людей, хочется, чтобы они прикипели к тебе, как здесь, восхищались тобой, говорили: «Людочка! Какая ж ты умница!»

А это и есть тщеславие и скрывающаяся за ней гордыня. Ведь именно гордыня не боится рвать по живому, бросать старых друзей и в самомнении думать, что «найду новых», может быть, даже лучших и более достойных. Именно гордыня не боится поставить под удар главное жизненное призвание и думать, что «я сама себе голова и сама определяю, что мне в этой жизни делать».

Это первое зло в тебе и, пожалуй, главное.

Второе – это похоть! Я имею в виду сексуальную похоть как влечение к сексу как таковому и всему, что с ним связано.

Не буду много говорить о том, как это по тебе видно. Копаться в «грязном белье» не очень приятно. Но одно для примера скажу.

Люда, абсолютно чистая девушка не может без содрогания и отвращения думать о возможности потери девственности вне брака. Ты же об этом спокойно рассуждаешь, прикидывая, с кем, когда и при каких условиях это возможно…. Более того, скажу, что святые девы не могут принять даже законный секс – с мужем, после свадьбы. Они чувствуют его непреодолимую и неестественную для человека животность и предпочитают оставаться девственницами и невестами Христовыми. Но это святые…. Так что решай сама, насколько тебе далеко до них.

Видишь, Люда? К сожалению, тебе не удалось сохранить в чистоте свое сердце от этой грязи. Но я не виню тебя. Это было практически невозможно, если нет непосредственно от Бога дара внутренней сердечной чистоты. В условиях, когда разного рода сексуальное г…. льется с экранов телевизоров и из колонок, буквально виснет на глазах и ушах, когда близкие подруги трахаются по подворотням и тебя зовут, сохранить сердечную чистоту невозможно.

Теперь тебе предстоит долгая и упорная борьба с обоими видами зла и грязи, проникшими в твое сердце.

Мужайся, Люда! Грязь на теле смывается водой, а грязь на сердце – только слезами. Да, слезами, страданиями и мучениями! Так что будь готова к предстоящим жизненным испытаниям. Тебе предстоит много пострадать и вытерпеть, чтобы очистить свое сердце.

Но нет худа без добра для верующего человека! Я верю в тебя, верю в то, что ты все преодолеешь, и Бог все предусмотрел, попуская тебе пойти не прямым путем к своему призванию, а тернистым и извилистым. Этот путь закалит тебя, даст тебе мудрости, научит ценить то, что имеешь, расширит духовный горизонт и главное – очистит твое сердце.

Главное, Люда, - не потеряй веру в Бога! Какие бы страдания и испытания ты не переносила! Знай, что Бог любит тебя и, посылая тебе страдания, Он очищает твое сердце. Только глупые люди думают, что они пришли на этот свет наслаждаться и быть безмятежно счастливыми. Мудрые вслед за библейским Иовом повторят: «Мы рождены страдать», ибо только через страдания очищается сердце. И как страдает улитка в раковине от попавшей туда песчинки, делая ее жемчужиной, так и мы, люди, своими мучениями вырабатываем душевный жемчуг веры, верности, стойкости, мудрости, надежды и любви.

Только не сделай главной ошибки! Запомни: самое большое предательство – это предательство самого себя, своего призвания. Потому что, пренебрегая своим призванием, ты предаешь Бога, отрекаешься от Него, даже если на словах остаешься Ему верной.

Если твое призвание стать учителем, и ты отречешься от него – это будет самая большая и страшная трагедия в твоей жизни! Трагедия несостоявшейся жизни, несостоявшейся судьбы, трагедия совершенного предательства. (Вспомни, где находятся предатели на пути Данте!)

Я, конечно, не всезнающ. Не могу на 100% утверждать, что ты должна стать учителем. Но я за все время знакомства с тобой ни разу не усомнился в этом. Бог не раздает способности и таланты просто так. Наши таланты – самый верный индикатор нашего призвания, а у тебя одни из самых глубоких и сбалансированных педагогических способностей, которые только возможны в твоем возрасте. И не всегда субъективное «хочу - не хочу», «нравится – не нравится» является здесь критерием истины. Жанне д *Арк совсем не хотелось одевать рыцарские латы и тем более идти на костер – а пошла, потому что это было ее призвание.

Я недаром упомянул о Жане д*Арк, потому что ситуация в России сейчас напоминает ту погибающую Францию. Россию сейчас тоже нужно спасать, только не на поле боя, а в учебных классах – духовный «фронт» сейчас проходит именно там. В России миллионы духовно беспризорных детей, которые просто погибают и погибнут, если никто не укажет им путь ко спасению, путь к Вере.

Где же наши русские «Жанны», которые придут им на помощь, которые отвергнут жизнь ради себя и своего «личного счастья» и смогут пожертвовать собой ради их спасения? Если я смог помочь тебе обрести Веру, значит, и ты поможешь обрести Веру своим ученикам, те – своим…. Так и составится спасительная «цепочка Веры», которой мы и вытащим Россию. Россия – страна Веры, и без нее она разложится изнутри и погибнет, и ее не спасут никакие «национальные проекты» и подъем жизненного уровня. Она создавалась Верой и спасалась ею. Так было, и так будет. Или уже не будет, если мы не воспитаем необходимых для этого учителей.

Сейчас каждый учитель на счету, каждый благородный и способный к педагогике человек должен идти в учителя и спасать Россию. И это все не преувеличение и не громкие слова. Это крик души. Перефразируя известный лозунг, можно сказать так: «Иди в учителя – спасай Россию!» И эти слова должны стать девизом всех, кто любит Россию и желает ей помочь.

Отсюда, как ты понимаешь, и все мои педкружки, и мечта о создании педагогического центра на базе нашей школы, который должен воспитывать учителей – будущих спасителей России.

И нет для меня большей боли, когда я вижу, что многие из тех, в кого вложено столько сил, кто по своим внутренним качествам мог бы стать учителем, уходит – в никуда…. Выбирает не путь служения, а путь самообслуживания, предпочитая остаться мешком и машиной по производству г…., кем мы все являемся по нашей падшей природе.

Вот и ты, Люда, боюсь, собираешься пойти по этому пути – поплыть в общем смрадном русле реки с названием «Эгоизм», или «Хочу жить для себя». Ты могла бы стать замечательным учителем, а можешь сгинуть в этой вонючей жиже самообслуживания (своей гордыни, своего желудка и своих гениталий).

Но я верю в тебя, Люда! Верю, что ты выкарабкаешься по скользким и осклизлым склонам реки эгоизма и выйдешь на дорогу служения.

Еще одно может помешать тебе. Раз уж мы говорит о твоих недостатках, то пойдем насколько возможно дальше.

Есть в тебе еще одно зло, которое, может быть, не столь опасно, как первые два (гордыня и похоть), но уже начинает отталкивать от тебя людей. Это твоя хитрость и склонность к манипуляциям. Помнишь, я прошлым летом давал тебе книгу об этом (Э.Берн «Люди, которые играют в игры»)? Давал не без мысли, что ты поймешь: рано или поздно любой манипулятор становится жертвой собственных манипуляций. Люди теряют к нему доверие и уважение.

Поэтому, Люда, старайся по отношению к людям, особенно близким, поступать открыто, не хитри с ними. Манипуляция допустима только как продуманный педагогический прием, когда ты хорошо представляешь себе ее цель (безусловно, благую) и четко видишь ее границы (игровые и временные). И, в конце концов, готова «открыть карты», перестать играть и дальше вести себя вполне открыто и честно.

Теперь хватит о твоих недостатках, о зле в тебе, давай поговорим о зле снаружи, том зле, которое только и ждет, чтобы расправиться с тобой.

Люда, ты еще плохо знаешь жизнь и людей. Тебе казалось, что в школе тебя «достали», обвешали поручениями как «игрушками елочку», но это только слабое подобие того, что ожидает тебя впереди. Ты просто не представляешь себе, как тупы, жестоки и эгоистичны могут быть люди, и когда они вопьются в тебя по-настоящему – тебе может быть очень больно. Одним понадобятся твои мозги, другим – влагалище, третьим – деньги, четвертым – время, пятым – еще что-нибудь, и они будут рвать тебя на части, не интересуясь твоими желаниями и чувствами.

Верю, что ты не сломаешься и не потеряешь веру в добро, когда столкнешься с этим. Главное у тебя уже есть – это твоя Вера. Твоя задача – сохранить и укрепить ее.

Позволь мне дать тебе несколько наставлений по укреплению Веры. Не хочу выглядеть в твоих глазах педантом, пытающимся строго регламентировать твою жизнь, но раз уж я «любимый учитель», то вот мои несколько советов. Ты их и воспринимай как советы, которые вспоминаются тогда, когда в жизни что-то идет не так, и есть время задуматься, какой из этих советов может быть полезен.

Итак, советы по укреплению Веры:

1) Постарайся причащаться не реже 4-х раз в год. Думаю, ты помнишь, как важно, когда в нас входит Пречистое Тело нашего Господа и Спасителя.

2) Очень важно регулярно посещать Церковь. Цель здесь – добиться исполнения заповеди «Помни день субботний (воскресный)», то есть каждое воскресенье – на службу (а накануне причастия еще и в субботу). Но здесь нужна постепенность. Просто постепенно приучать себя. Сначала раз в квартал, потом раз в месяц, потом через неделю, а как душа привыкнет и захочет большего (а она обязательно рано или поздно захочет, ведь заповеди даны именно под наши человеческие души) – так и каждое воскресенье.

3) Люда, хорошо начинать и заканчивать день молитвенно – молитвенным правилом. Это дисциплинирует и придает ритм всей духовной жизни. Для примера – то краткое правило, которое я раздал вам. Когда молитвы выучатся, будут легко идти, как бы из самой души, можно и нужно постепенно расширять, доводя до обычного утреннего и вечернего молитвенного правила, которые есть в любых молитвословах.

4) Нужно регулярно читать Евангелие. Это – пища для души. Понемногу, но регулярно. Я тоже перед сном всегда читаю.

5) Хорошо читать и духовную литературу, жития святых и их поучения. Кстати, книга «Монашеское делание» - из этого разряда. Обрати особенное внимание на главы о гордыне и похоти (блуде). Тут тоже важно не количество, а качество чтения. Читать и применять к себе. Если Евангелие напрямую питает душу, то такая литература помогает бороться с ее страстями, очищать ту грязь, о которой мы уже говорили.

И вообще, помни: человек рано или поздно становится тем, о чем думает, что занимает его мысли и сердце. Поэтому нужно тщательно заботиться о своем «окружении» - информационном и личностном.

Если вокруг мало людей, с которых можно взять пример (А их действительно мало! Увы, такие времена!), то находить таких людей в истории и учиться у них. У великих людей – через их книги и книги о них, мысленно общаясь с ними, у святых людей – через их жития, поучения и иконы, общаясь с ними через молитву.

Мне, например, всегда помогали и укрепляли слова Конфуция: «Благородный человек думает о долге, низкий – о выгоде». И ты найдешь себе в истории близких людей – стоит только захотеть.

Ну, вот, кажется и все. Мысли-то будут еще приходить, но пока подведем черту. Верю и надеюсь, что все здесь написанное ты воспримешь правильно, и это пригодится тебе в твоей дальнейшей жизни.

Ну, что ж, подведем и мы черту, друзья. Знаете, о чем я подумал сейчас? Если когда-нибудь эта книга доживет до второго издания, то я обязательно продолжу это послесловие и напишу о дальнейших судьбах ее главных героев. Вы хотели бы узнать, как сложилась их жизнь? Если да – тогда я обещаю вам написать в будущем об этом.

А пока, друзья и коллеги, спасибо за внимание, успехов вам на педагогическом поприще и – до новых, надеюсь, встреч!

конец

начало - здесь