Найти в Дзене

12 афоризмов мудреца: Таиров

Он оставил большое и малоизученное наследие. Фанатически влюбленный в театр, неутомимый экспериментатор, упорно отстаивавший свои художественные взгляды, всегда полный кипучей энергии, он неизменно был в центре театральных событий своего времени. 140 лет назад - в 1885 году – в Ромнах на Украине родился великий театральный режиссер, народный артист РСФСР (1935) Александр Яковлевич Таиров, создатель и художественный руководитель московского Камерного театра (1914-50). Первые же спектакли 28-летнего режиссера потрясли театральный мир («Сакантула» Калидасы, 1914; «Фамира Кифаред» Анненского, 1916). Созданные на пике «Серебряного века», они обнаружили тягу режиссера к изысканно красивым сценическим формам и прославлению чистых и могучих страстей легендарных героев. Блистательный оратор, знаток истории, Таиров стремился создать театр синтетический, называя его «театром эмоционально-насыщенных форм» с актером-универсалом, свободно владеющим телом, голосом, темпераментом, обаянием. Эксперимен

Он оставил большое и малоизученное наследие. Фанатически влюбленный в театр, неутомимый экспериментатор, упорно отстаивавший свои художественные взгляды, всегда полный кипучей энергии, он неизменно был в центре театральных событий своего времени.

140 лет назад - в 1885 году – в Ромнах на Украине родился великий театральный режиссер, народный артист РСФСР (1935) Александр Яковлевич Таиров, создатель и художественный руководитель московского Камерного театра (1914-50).

Первые же спектакли 28-летнего режиссера потрясли театральный мир («Сакантула» Калидасы, 1914; «Фамира Кифаред» Анненского, 1916). Созданные на пике «Серебряного века», они обнаружили тягу режиссера к изысканно красивым сценическим формам и прославлению чистых и могучих страстей легендарных героев.

-2

Блистательный оратор, знаток истории, Таиров стремился создать театр синтетический, называя его «театром эмоционально-насыщенных форм» с актером-универсалом, свободно владеющим телом, голосом, темпераментом, обаянием. Экспериментировал с пространством сцены, наполняя ее конусами, кубами, пирамидами. Декорационная трехмерность, на его взгляд, соответствовала пластике тела актера.

Все спектакли, как правило, ставились на одну, но гениальную актрису – Алису Георгиевну Коонен – супругу Таирова. Среди лучших спектаклей великой театральной четы: «Адриенна Лекуврер» (1919), «Ромео и Джульетта» (1921), «Федра» Расина (1922), «Любовь под вязами» (1926), «Жирофле-Жирофля» (1922), «Опера нищих» (1930, первая постановка в СССР брехтовской пьесы), «Оптимистическая трагедия» (1933) и «Мадам Бовари» (1940).

-3

Были в биографии Таирова и провальные работы («Наталья Тарпова», 1929) и спектакли стыдные, например,«Богатыри» Демьяна Бедного, в котором создатели откровенно издевались над православием.

Сталин давно «точил зуб» на Таирова. Вождю не нравились «формалистические выверты» режиссера. Созданный им Камерный театр просуществовал всего 35 лет, был закрыт в одночасье в 1949-м. Александр Яковлевич не перенес этого и умер 25 сентября 1950 года.

Александр Яковлевич был женат дважды:

Первая жена - Ольга Яковлевна Венгерова, 1882–1946. В браке родилась дочь Тамара Александровна, 1905-после 1983.

-4

Вторая жена - Алиса Георгиевна Коонен, 1889-1974.

Честнейший человек, настоящий рыцарь театра, Александр Яковлевич Таиров прожил свою жизнь в искусстве как истинный подвижник. Никогда и ни в чем он не искал для себя никаких выгод, не умел ни лгать, ни приспосабливаться, был честен перед собой и перед искусством.

Пройдут годы, и вклад Таирова в мировой театр будет безусловно признан и в полной мере оценен. Его будут назвать «великим», «новатором», «театральным реформатором», «гением», будут говорить о «феномене театра Таирова». Выдающиеся режиссеры мира будут с интересом изучать все его записи, постановочные планы, организацию мизансцен, будут как драгоценность собирать любые свидетельства об его постановках.

Конечно, некоторые его высказывания относятся только к театру, но мы понимаем же, что вся наша жизнь – это огромный театр.

-5

12 афоризмов мудреца: Таиров

«Государство, хватая кого ни попадя, делало биографии молодым людям с большими амбициями. Все они потом в анкетах писали — в 1905-м сидел в тюрьме, — но почти никто не написал, что это длилось всего несколько дней, а иногда часов».

«Дилетантизм — заклятый враг современного, особенно русского театра».

«Так уж исторически сложилось, что в театр извечно поступали люди невежественные, мнящие себя талантами, а иногда и на самом деле ими являющиеся, правда, в сильно дремотном состоянии».

«Все переживания актёров должны быть доведены до такого накала, когда слова становятся ненужными».

«Пластическая выразительность зачастую воздействует гораздо сильнее слова, надо только уметь ею пользоваться».

«Задача художника — разбудить дремлющие душевные силы, освободить их от плена житейских будней и чувствований».

-6

«В здоровом теле — здоровый дух. Хорошо тренированное тело необходимо синтетическому актёру.

«Мыслить, действовать и поступать. Именно действовать и поступать, а не говорить об этом, так как слова без дел мертвы».

«Моя задача — отразить лучшие стороны этого мира».

«Мы — не сторонники изображения на сцене ежедневности нудных будней, переживаний, которых в жизни без того много».

Из театра ушло главное, то, что отличает его от всех иных искусств, то, что даёт ему самодовлеющую радость — ушло искусство и мастерство актёра».

«Не важно, как относятся к тебе чужие и даже свои, — не важно; важно, как относишься к себе ты сам».

-7

* * *

Заметки выпускаются ежедневно двумя блоками – в 07:00 и 16:00 по мскв. вр. Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.

#Таиров #театр #сцена #актер #режиссер

Афоризмы
4125 интересуются