Найти в Дзене
Тёплый хаос

От хобби до зависимости: как игры стали заменой реальности для взрослых

Здравствуйте. Если вы взрослый человек и играете — вы не одиноки. И если вы не играете, но с недоверием поглядываете на тех, кто в свои тридцать с лишним способен часами бродить по пиксельным подземельям, — тоже не одиноки. Мы, как говорится, массово не туда пошли. Только вот у одних это выражается в попытке пройти третий сезон на «сложном», а у других — в недоумении, как вообще можно тратить вечер не на уборку, а на спасение виртуальной планеты. Сегодня я хочу поговорить с вами о мире, в который многие из нас иногда уходят. По настроению. От усталости. От жизни, которая сложная, мутная и слишком часто без кнопки «перезапуск». Это будет не манифест в защиту игр и не обвинение в зависимости. Это будет текст о том, почему мы, взрослые, иногда всё же нажимаем «начать новую игру» — и чувствуем себя лучше. И что в этом есть хорошего, тревожного, человеческого. Если вы когда-нибудь включали «что-нибудь поиграть», потому что не хотелось думать — вам сюда.
Если вы никогда не играли, но хотите
Оглавление

Здравствуйте.

Если вы взрослый человек и играете — вы не одиноки. И если вы не играете, но с недоверием поглядываете на тех, кто в свои тридцать с лишним способен часами бродить по пиксельным подземельям, — тоже не одиноки. Мы, как говорится, массово не туда пошли. Только вот у одних это выражается в попытке пройти третий сезон на «сложном», а у других — в недоумении, как вообще можно тратить вечер не на уборку, а на спасение виртуальной планеты.

Сегодня я хочу поговорить с вами о мире, в который многие из нас иногда уходят. По настроению. От усталости. От жизни, которая сложная, мутная и слишком часто без кнопки «перезапуск». Это будет не манифест в защиту игр и не обвинение в зависимости. Это будет текст о том, почему мы, взрослые, иногда всё же нажимаем «начать новую игру» — и чувствуем себя лучше. И что в этом есть хорошего, тревожного, человеческого.

Если вы когда-нибудь включали «что-нибудь поиграть», потому что не хотелось думать — вам сюда.
Если вы никогда не играли, но хотите понять, что вообще в этом находят нормальные взрослые люди — вам тоже.
Если вы хотите услышать от живого человека, а не из психоаналитической статьи, как игры работают как эскапизм, способ восстановиться и даже пережить сильные эмоции — оставайтесь.

У нас сегодня будет немного сарказма, прилично честности и вполне нормальный тон без попыток что-то «исправить». Просто поговорим. О кнопке «продолжить» как о способе остаться собой. Или найти себя — хотя бы на пару часов.

Глубже, чем кажется | Тёплый хаос | Дзен

Зачем и почему взрослые люди играют?

Потому что никто не отменял обучение

Игры — это не только про развлечение, но и про обучение. И нет, речь не только о детских развивающих приложениях с цветными пандочками. Многие взрослые играют в стратегии, экономические симуляторы, головоломки, сюжетные RPG, и получают через них знания, которые в обычной жизни даются либо скучно, либо с болью.

Через игры мы учимся планировать, управлять ресурсами, выстраивать стратегию, принимать решения в условиях неопределённости. А главное — получать обратную связь сразу. Принял кривое решение — вот тебе банкротство. Задумался на секунду — получил удар в спину. Игра, в отличие от жизни, чётко показывает: ошибка — следствие. Урок — получен.

И ещё: память, реакция, внимательность, способность держать в голове несколько задач. Всё это тренируется во время сессии, где ты одновременно должен следить за здоровьем героя, количеством боеприпасов и уровнем радиации. Чем не когнитивная гимнастика?

Потому что это безопасный способ проживать эмоции

Если вы когда-нибудь плакали над смертью персонажа, злились на квест, впадали в азарт на уровне физических ощущений или чувствовали себя победителем мира после сложного боя — вы знаете, о чём речь. Эмоции в играх — настоящие. И проживаются они в куда более безопасной форме, чем в реальной жизни.

Игры дают возможность бояться, злиться, обижаться, побеждать, испытывать тревогу и облегчение — но в управляемом пространстве. Это "терапия" без кабинета. Только вместо кушетки — кресло у компьютера, а вместо терапевта — сложная сюжетная арка с непредсказуемыми поворотами.

Потому что в играх понятны правила

В отличие от реальности, в играх чётко прописано, что нужно делать. У тебя есть цель, задача, маршрут. Ты знаешь, что после выполнения квеста будет награда. Ты не блуждаешь в неопределённости, не зависишь от чужих настроений, не сталкиваешься с фразами типа «а мы это не согласовывали, но уже передумали».

В игре всё по-честному. Ты сделал — тебе дали. Ты промахнулся — тебя убили. Прозрачно, логично, понятно. Это невероятно утешает, особенно если в реальности у тебя наоборот — хаос, неясность и куча задач, в которых ты даже не понимаешь, кто тебе их выдал. И что будет же будет по итогу их выполнения.

Потому что это даёт ощущение контроля

В игре ты управляешь. Пусть только персонажем. Пусть в воображаемом мире. Но управляешь. И это ощущение — редкий ресурс в жизни взрослого человека, особенно если у него трое детей, ипотека, дедлайн и хрупкое чувство «ещё чуть-чуть, и я всё уроню».

Контроль — это когда ты выбираешь, куда идти, с кем вступать в бой, что прокачивать, когда сделать паузу. Это антидот от беспомощности. Даже если ты не можешь отменить рабочую планёрку, ты можешь отменить квест. Иногда этого достаточно, чтобы почувствовать: я ещё что-то решаю.

Потому что здесь есть прогресс

В реальной жизни мы часто варимся в рутине. День похож на день. Вчера ты был в роли «работаю, мою посуду, укладываю ребёнка» — и сегодня ты тоже в ней. В игре всё иначе. Ты вчера был слабым магом — а сегодня ты уже седьмого уровня и с новым посохом. Вчера ты проигрывал в мультиплеере — а сегодня ты тащишь весь матч.

Прогресс в игре — видимый. Быстрый. Осмысленный. Он показывает: ты растёшь. Пусть даже в пределах экрана. Но мозгу, поверьте, всё равно. Ему важен сам факт движения.

Потому что здесь можно быть другим

Игры дают шанс пожить чужой жизнью. Поиграть в другого себя. Быть смелее, жестче, добрее, умнее. Можно попробовать, каково это — быть лидером, отшельником, бунтарём, миротворцем. Это как театральная роль, только ты не просто играешь, а принимаешь решения, несёшь последствия, выбираешь путь.

Иногда это помогает узнать себя лучше. Иногда — пережить то, что не получилось в реальности. Иногда — просто отдохнуть от собственной роли, которая уже надоела. Особенно если ты долго живёшь в одном сценарии: «адекватная мать», «ответственный работник», «всё тащу, но не жалуюсь».

Потому что это мультивселенная с правом на ошибку

Многие взрослые играют именно потому, что здесь можно ошибаться. Ты можешь выбрать не тот путь, провалить миссию, потерять напарника — и всё равно попробовать снова. Это не катастрофа. Это часть механики.

А в реальности у нас нет черновиков. Решил — и живи с этим. Ошибся — и теперь пожинай. А в игре ты учишься пробовать. Сменил стратегию — проверил. Взял другой подход — посмотрел, что выйдет. Этот навык часто не развит у тех, кого с детства учили «делай сразу правильно». А игра даёт пространство, где можно дышать.

Потому что это способ общаться

Сюрприз: многие взрослые играют не в одиночку, а с друзьями, партнёром, детьми. Онлайн-игры — это форма совместного времяпрепровождения, где можно смеяться, координироваться, поддерживать друг друга, договариваться. Психологи бы сказали: «Это укрепляет горизонтальные связи».

Для интровертов это может быть форма «социальности без перегруза». Для уставших — способ быть вместе, не обсуждая ипотеку. Для родителей — возможность общаться с подростком на его территории, без нотаций.

Потому что это ритуал восстановления

Игры становятся частью вечернего ритуала: выключил ноутбук по работе — включил другой ноутбук, но уже для себя. Это не бегство. Это как чай, ванна или вечерняя прогулка, только в интерактивной форме. Да, кто-то называет это эскапизмом. Но если честно: мы все что-то эскапируем. Кто-то сериалы, кто-то печенье, кто-то дзен-блоги.

А ещё игры помогают восстановить контакт с собой. Звучит странно, но только в игре, когда никто не мешает, а задачи чёткие и интересные, у многих впервые за день появляется чувство: «Я снова чувствую себя живым». И разве это плохо?

Когда кнопка «играть» становится тревожным симптомом

Мы уже поговорили о том, зачем взрослые играют. Причин — масса. И многие из них вполне логичны, здоровы и даже, прости господи, полезны. Но всё это работает только до тех пор, пока игра — часть жизни. А не её замена. Пока вы управляете процессом, а не процесс управляет вами.

Разница тонкая. И, увы, не всегда заметна. Потому что всё начинается невинно: «Ну что, пару каточек перед сном?» — и заканчивается тем, что сон отодвигается на послезавтра.

Так где же эта граница? Как понять, что вы больше не играете — а прячетесь? Что вам уже не интересно — а необходимо? Что игра — не просто способ восстановиться, а единственное, что даёт хоть какое-то чувство жизни?

Попробуем разобраться. Без пафоса. Без морализаторства. Просто по-человечески.

Признак №1: игра — единственный источник удовольствия

Если вы ловите себя на мысли, что только в игре вы чувствуете радость, азарт, вдохновение, интерес, победу — а всё остальное вызывает раздражение, апатию или тупую тягу поскорее «переждать» — это тревожный звоночек.

Жизнь не всегда радует. Это правда. Но если всё, что радует — это возможность зайти на сервер или пройти новую миссию, а остальное воспринимается как неприятная необходимость, — возможно, стоит чуть приостановиться и задать себе вопрос: «А почему вне игры я не чувствую почти ничего?»

Признак №2: игра становится приоритетом над базовыми потребностями

Если вы регулярно откладываете сон, еду, встречи, работу, отдых, чтобы «доиграть», «допройти», «ещё чуть-чуть» — возможно, вы уже не управляете этим процессом.

Причём речь не о разовом залипании. Все мы бывали в ситуации, когда «случайно» играли, читали, смотрели, работали до трёх ночи. Но если это становится нормой — скорее всего, дело не в игре как таковой. А в том, что вне неё вам неуютно, тревожно, скучно или пусто.

Признак №3: растёт раздражение к реальности

Если каждый раз, когда вам нужно отвлечься от игры — на звонок, сообщение, поход в магазин, разговор с близкими — вы испытываете не просто досаду, а раздражение, агрессию, даже злость, это важный момент.

Потому что раздражение — индикатор. Оно показывает, что вы хотите остаться «там», потому что «здесь» вам тяжело. А когда здесь становится невыносимым — это уже не геймерство, это побег. От чувств. От контактов. От обязанностей. От себя.

Признак №4: реальная жизнь начинает рушиться

Если у вас падает концентрация на работе, начинаются проблемы в отношениях, рушится режим, обостряется тревожность — и всё это параллельно с тем, как вы играете всё больше — это уже не просто хобби.

Зависимость — это не только про «количество часов в игре». Это про то, как страдают остальные сферы жизни. Если вы перестали хотеть что-либо кроме игры — даже просто лежать и смотреть в потолок — это уже не отдых. Это замена.

Признак №5: вы сами это подозреваете, но стараетесь не думать

Честность с собой — сложная штука. Особенно когда речь идёт о чём-то, что приносит удовольствие. Зависимость редко выглядит как злой демон в углу. Чаще — как милое спасение, к которому вы привязались больше, чем хотите признавать.

Если вы иногда ловите себя на мысли: «Что-то я слишком много…» или «Надо бы сделать паузу, но не могу» — не игнорируйте это. Это не обязательно означает зависимость. Но это точно означает: есть повод посмотреть на себя внимательнее.

Почему это важно замечать

Потому что игра — это хороший инструмент. Но любой инструмент и способ становится опасным, если его использовать не по назначению. Молоток можно использовать, чтобы построить дом. А можно — чтобы разрушить. Игры — то же самое.

Зависимость от игры — это не про слабость воли. Это чаще про неудовлетворённую потребность в другом месте: в смысле, в эмоциях, в признании, в достижениях, в свободе, в чувствах. Просто игра становится единственным местом, где эта потребность хоть как-то удовлетворяется.

Что делать, если вы себя в этом узнали

Во-первых, не паниковать. Вы не сломались. Не испортились. С вами всё нормально — просто вам что-то важно, но вы это прячете. Игра — это симптом. Не враг.

Во-вторых — попробовать расставить акценты. Не обязательно бросать играть. Но хорошо бы задать себе вопросы:

  • А чего мне не хватает в обычной жизни, если я ищу это в игре?
  • Где я не могу контролировать, поэтому контролирую виртуально?
  • Почему в игре мне легче чувствовать?
  • Какую часть себя я реализую в игре, но не разрешаю в реальности?

А дальше — по возможности, искать это не только в игре. Может быть, с помощью терапии. Может быть — через разговор с близкими. Может быть — через возвращение к тому, что забыли: телу, творчеству, живым делам, где тоже можно побеждать и ошибаться.

Рекомендации по выходу из игровых зависимостей такие же как и во всех статьях посвященных эскапизму. Подробнее можно познакомиться в подборке.

Глубже, чем кажется | Тёплый хаос | Дзен

Что еще хочу сказать...

Игры — одна из самых изучаемых форм зависимости и эскапизма. В научной литературе её обсуждают чаще, чем шоколад, сериалы и токсичные отношения вместе взятые. Возможно, потому что снаружи всё выглядит довольно безобидно: человек просто сидит за компьютером. Иногда молчит. Иногда кричит. Иногда спасает мир. Что тут такого?

А на деле — давайте честно — всё куда многослойнее. Есть мягкий эскапизм, когда человек уходит в виртуальность, потому что устал быть собой. Есть острое желание прожить эмоции, которые по каким-то причинам не вмещаются в реальность: злость, силу, победу, контроль, драйв, бессмертие. Есть мотивации "научиться", "развить реакцию", "отточить стратегическое мышление" — всё это тоже звучит вполне себе полезно. Ну а дальше уже идут грани потоньше. Когда игра становится не средством, а сутью. Когда мир вне игры кажется слишком скучным, непредсказуемым или болезненным.

Но, разумеется, если говорить о зависимости, надо говорить и о других её проявлениях. Например, о том, что есть формы игр, которые несут куда более ощутимые последствия — не только психологические, но и финансовые, социальные, юридические.

Вот несколько разновидностей игр, с которыми часто ассоциируются тяжёлые зависимости:

  • Казино и игровые автоматы — классика жанра. Элемент случайности, немедленное вознаграждение, механика "вот ещё чуть-чуть" делают их особенно опасными. Человек буквально подсаживается на надежду.
  • Ставки на спорт — иллюзия контроля и "разумного анализа" делает зависимость изощрённой. Часто вовлекаются те, кто изначально приходит с рациональной мотивацией: «Я разбираюсь, я не проиграю».
  • Онлайн-покер и карточные игры — дают ощущение интеллектуальной борьбы, но за этим нередко скрывается та же тяга к риску и эмоциональной разрядке. Тут ещё и ощущение "я сам управляю" играет злую шутку.
  • Криптоигры и NFT-казино — свежие формы, которые пока ещё на стадии правовой дикости. Но по последствиям уже ничуть не мягче.
  • Социальные и мобильные free-to-play игры с донатом — вроде бы безобидные, но выстроенные по тем же механикам: циклы ожидания, микротранзакции, капли дофамина. Разница только в масштабе.

Но сегодня — не об этом. Сегодня мы обсудили ту самую «лёгкую форму», где человек просто хочет пожить в мире, где правила понятны, награда достижима, а личные границы охраняются не тревожным полем, а огненной стеной и прокачанным магом. Мы поговорили о том, зачем взрослые играют, как это связано с эмоциями, обучением, контролем, и почему даже осознанный, благополучный человек может провести вечер в геймерской реальности и не считать это чем-то стыдным.

Если вам хочется продолжения — можем глубже разобрать тему игромании, поговорить о конкретных исследованиях, историях реальных людей и точках, где зависимость становится болезнью. Дайте знать в комментариях — если запрос будет, обязательно сделаю такую статью.

А пока — делитесь, играете ли вы, какие игры любите, что в них для вас: отдых, эмоции, способ справиться или возможность стать тем, кем быть в реальности пока страшно?

И, конечно, берегите себя — во всех мирах.

Благополучие и процветание в каждый дом 🕊️