Найти в Дзене
Memento mori

"Небесное погребение", старинный тибетский погребальный обряд

На самом деле этот обряд не только тибетский: "небесное погребение" принято также в некоторых частях Индии, Непала, Бутана, Монголии. Однако моя история будет в первую очередь о тибетской традиции (как наиболее известной). Процедура состоит в том, что тело умершего человека оставляют на специальной гористой площадке с тем, чтобы оно было съедено различными падальщиками, чаще всего грифами, или постепенно истлело в силу естественных причин. Сразу отмечу, что романтическое название "небесное погребение" — скорее придумано исследователями, так как в том же Тибете такие похороны называют "подачей милостыни птицам", "переносом на гору" и так далее. В рамках своей сферы влияния Китай старается прекратить подобную практику, так что в наши дни погребения такого типа практикуются мало где. Но всё ещё существуют. Предпосылками к появлению подобных похорон стали 2 фактора: 1. Вера в перерождение души. В отличие от конфессий, в которых повествуется о Страшном суде и восстании всех мёртвых из моги

На самом деле этот обряд не только тибетский: "небесное погребение" принято также в некоторых частях Индии, Непала, Бутана, Монголии. Однако моя история будет в первую очередь о тибетской традиции (как наиболее известной).

Процедура состоит в том, что тело умершего человека оставляют на специальной гористой площадке с тем, чтобы оно было съедено различными падальщиками, чаще всего грифами, или постепенно истлело в силу естественных причин.

Сразу отмечу, что романтическое название "небесное погребение" — скорее придумано исследователями, так как в том же Тибете такие похороны называют "подачей милостыни птицам", "переносом на гору" и так далее.

В рамках своей сферы влияния Китай старается прекратить подобную практику, так что в наши дни погребения такого типа практикуются мало где. Но всё ещё существуют.

Предпосылками к появлению подобных похорон стали 2 фактора:

1. Вера в перерождение души. В отличие от конфессий, в которых повествуется о Страшном суде и восстании всех мёртвых из могил, — в том же буддизме или индуизме существует реинкарнация. И, соответственно, тело после покидания душой становится "ненужным" более сосудом, его не требуется сохранять.

Аналогичная "ненужность" тела существует и в погребальных традициях зороастрийцев, и погребения у адептов этой религии тоже по факту "небесные", но с иными предпосылками. Расскажу об этом отдельно, при случае.

2. Отсутствие возможности вырыть могилу или произвести кремацию в гористой местности: ни земли, ни древесины там нет. Я недавно немного рассказывала, как с подобными проблемами разбирались в горах Кавказа. Здесь же пошли своим путём. Впрочем, очень богатые семьи могли себе позволить заказать древесину и произвести кремацию. Главное что от тела, в отличие от наших привычных ритуалов, требовалось избавиться побыстрее: иначе душа будет пытаться вернуться к привычной оболочке, а не уйдёт на новый круг реинкарнации. И тогда тело, в которое войдёт ушедшая было душа, станет призраком, или, ещё хуже, вампиром.

"Небесное погребение", 1920г., неподалёку от Лхасы
"Небесное погребение", 1920г., неподалёку от Лхасы

Если описывать кратко сам похоронный ритуал, то он проводится так.

Считается, что душа после смерти покидает тело на 3-4 день. Чтобы облегчить её отлёт, ламой читается Тибетская книга мёртвых, "Бардо Тхёдол". Этот трактат известен с XII века и помогает душе найти правильную дорогу. Прикасаться при этом к умершему нельзя, чтобы не отвлекать душу от необходимости уйти. Только лицо покойного накрывают белым полотнищем.

Итак, когда душа наконец расстаётся с телом, от него нужно избавляться. Однако после выноса тела в угол жилища ставится манекен усопшего (любые предметы в одеждах покойника, часто с нарисованным лицом, чем-то напоминает египетские посмертные маски), перед которым необходимо продолжать читать "Бардо Тхёдол" и даже ставить пищу в течение 49 дней.

Чтобы у вас было понимание, что именно содержится в "Бардо Тхёдол", приведу отрывок текста, это читается на первый день из 49-ти:

Три дня ты не ведал про то, что с тобой произошло. Теперь, очнувшись, не спохватывайся — ты сильно переменился. Все переменилось, и ты стал другим. Не заглядывай в зеркало и не тереби своих близких. Ты увидишь такое, чего не видел; услышишь звуки, не похожие на земные. Источник того и другого — Круг (мандала) твоего сердца. Это — ты, в той своей нераздельности, где нам доступно Озарение. Середина Окоема первого дня — это владение Белого Будды, Вайрочаны. У него слепящее белое тело, которое светится чистым голубым светом. Он сидит на троне — льве и держит в руке колесо о 8-ми спицах.

Его обнимает Аксадатис, Божья Матерь Простора и Неба.

Так ярок этот Свет, так страшен его пламень, что легко убояться. Кто не убоится, поверит в голубой пламень и примет в себя — спасется от великой боли и мучений Бардо.

Почему 49? Именно столько времени требуется душе на то, чтобы переродиться. Во время загробных блужданий душа переосмысливает свою жизнь и смотрится в Великое Зеркало, где видны все её хорошие и плохие поступки. В зависимости от них в новой реинкарнации душа может быть заключена, например, в тело человека, который будет страдать от нищеты или болезней — если грешков было слишком много. А если душа в нынешнем воплощении слишком много грешила по-крупному, то она низвергается в ад, где будет пребывать пока не искупит свою подпорченную карму. После чего ей будет дан новый шанс благодаря, опять же, новому перерождению.

А целью всех реинкарнаций становится постоянное духовное самосовершенствование, чтобы можно было наконец прервать эту череду рождений.

Так вот, когда наконец тело можно захоранивать, то ему обычно придаётся сидячее положение, после чего процессия несёт усопшего к "кладбищу". Это сопровождается звонком колокольчика следующего первым ламы, игрой на барабанчиках и флейтах.

Дамару — ритуальный барабанчик, который выглядит как два небольших полукружия на рукоятке, и один или два шарика на верёвочках, привязанные между полукружиями, при метрических движениях создают звук. Иногда дамару делались из двух половинок верхних частей человеческих черепов.

Ганлин — ритуальная тибетская флейта, которую создают из бедренной или большеберцовой человеческой кости. В кости просверливают 2 отверстия, её использование в не-ритуальных целях запрещено.

Ганлин в Иркутском краеведческом музее, конец XIX века
Ганлин в Иркутском краеведческом музее, конец XIX века

Подобные предметы используются не только в похоронных ритуалах, но и в некоторых других случаях, например при медитациях. И сразу расскажу о ещё одном интересном предмете, вот он кстати на похоронах не используется, только при подношениях духам и тому подобным практиках.

Капала — чаша, созданная из верхней части человеческого черепа. Часто капалы богато инкрустируются драгоценными металлами и камнями.

Так как буддизм — учение чрезвычайно мирное, исследователи в основном сходятся во мнении, что все эти предметы пришли в буддизм из индуизма, в котором как раз кровожадных богов особенно хватало (и хватает). В итоге и индийские (например, Шива и Кали) и буддистские боги (например, Махакала) частенько изображаются с капалами в руках.

Но давайте уже закончим с похоронным ритуалом, осталось немного. По традиции "небесных похорон" покойного приносят к месту "погребения", а там постоянно пасутся "прикормленные" грифы. Чтобы те не растаскивали по окрестностям части, тело пригвождается к камням на специальной площадке и частично разрубается для птичьего удобства.

После чего грифы приглашаются к трапезе.

В наше время перед зрителями и родственниками могут ставить ширму, но некоторые снимки в сети ходят. Не буду сюда постить чтобы статью не забанили. Подробнее можно найти, набрав в поисковике "небесное погребение".

После того, как от покойного остаются только крупные кости, их измельчают, смешивают с цампой (мука с чаем и маслом яка), и птички таким образом могут завершить свою трапезу, а тело исчезает полностью. Производится всё служащими, которых называют рогьяпа, буквально "разрушители тел".

Тут ещё стоит добавить интересный факт: если птицы по какой-то причине не хотят кушать, то считается, что покойный слишком много грешил и накопил много отрицательной кармы. Перед птицами тогда исполняется специальный ритуальный танец, приглашающий их к трапезе.

Собственно, вот и вся история.

Спасибо что дочитали и не забывайте заглядывать в ТГ-канал.