Эта история началась также, как и другие подобные: к антиквару попал огромный чемодан, наполненный детскими игрушками, преимущественно 50-70 годов.
Мною из недр чемодана была извлечена маленькая старенькая собачка, и еще несколько довоенных игрушек.
К чемодану прилагалась коробка с бумажным семейным архивом – письма, немного фотографий, альбомы с рисунками, открытки. Года разные, письма военного периода, открытки - дореволюционные, рисунки датированные 1912 годом.
В первую очередь меня заинтересовало новогоднее фото, на котором были изображены Деды-Морозы и какие то самодельные игрушки, по которым я пыталась определить период снимка. Но затем на одном из фото я обнаружила ту самую собачку в руках у мальчика.
Стали расспрашивать, раскапывать, распутывать и ниточкой потянулись истории одной большой семьи.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: ОЛЕГ И КОЛЯ ФОРАФОНТОВЫ
Мальчики на фото – Олег и Коля Форафонтовы. Николай родился в 1920 году, а Олег – в 1922. Мне сложно определять возраст по фото, но вероятнее всего Олегу, держащему в руках собачку, 2-3 года, а Николаю – около 5. То есть снимок сделан в конце 20-х годов.
На этом фото Олег (крайний слева) и Николай (второй справа). Между ними – лучший друг Николая - Владимир Саппак (он нем я расскажу дальше), и одноклассник Николая – Николай Жуков.
Николай Форафонтов
В семье рассказали интересный факт: крестной Николая была Любовь Орлова, та самая знаменитая советская актриса. Любовь Орлова дружила с мамой Николая – Ольгой Форафонтовой, в девичестве Серебренниковой.
Николая война застала на 4 курсе физического факультета МГУ. Он решил добровольцем уйти на фронт, но получил отказ из-за состояния здоровья (порок сердца). Тогда он ушел на строительство дорог под г. Горький для переброски эшелонов с военной техникой и вновь подал рапорт, пытаясь попасть на фронт. В этот раз его рапорт приняли: нужны были образованные специалисты. Николай закончил ускоренный выпуск училища Верховного совета РСФСР и, в звании старшины, ушел на фронт в 1942 году под Ржев. Воевал пулеметчиком и "истребителем танков" в 364 стрелковой дивизии. Вместе с частями 2 Белорусского фронта освобождал Осташков, Тосно, Прибалтику, Варшаву, Кенигсберг и Берлин. Закончил войну старшим лейтенантом, заместителем командира батальона. Кавалер 2 орденов Красной звезды и медали "За взятие Берлина", ордена "Отечественной войны" -I степени. В составе 3-й ударной армии водрузившей Знамя Победы над Рейхстагом, он закончил свой боевой путь, но на Родину вернулся только в 1946 году. Ему предлагали стать кадровым военным, но он вернулся к физике.
Николай Форафонтов завершил обучение в МГУ и многие годы работал в исследовательских институтах — включая НИИ ядерной физики и Всесоюзный научно исследовательский институт радиационной техники (ВНИИРТ). Был автором научных и методических публикаций в области ядерной физики. Участвовал в исследованиях конверсии электронов и схем радиоактивного распада, включая одну из ранних прецизионных работ в 1950 году, в соавторстве с Л.Д. Блохинцевым и В.И. Серебрийской.
В 1961 году женился на Ларисе Кирилловой.
Олег Форафонтов
В 1940 году закончил в школу и был призван в армию, попал в 131 артиллерийский полк, расположенный в одном из фортов Брестской крепости.
Из воспоминаний Форафонтова Олега Владимировича: «В начале нас всех определили в полковую школу. Мы числились курсантами. 22 июня 1941 года началась война. Мы начали воевать, не зная, что началась война. Будучи раненым, я попал в плен и находился в лагерях Бела Подляска, Седлец, Варшава, Снова Седлец, Штетин. В Штетине осенью 1942 года нас посадили на пароход и увезли в Норвегию. В Норвегии находился в лагерях Бодэ, Рогнан, Ханефос, Лиллихаммер, где и был освобожден англичанами. О жизни в плену говорить не хочется. Единственное, что можно сказать, это то, что в Норвегии было немного легче. Повсеместно, несмотря на запреты, нам помогали норвежцы. Из Лиллихамера на поезде нас довезли до шведского порта Евле. На пароходе пересекли Ботнический залив до порта Роума и погрузив в товарные вагоны увезли через Выборг, Москву, Ульяновск в город Алкино, недалеко от Уфы. В Алкино прошел Спецпроверку СМЕРША. Всех бывших военнопленных делили на 5 категорий. Я получил 1 категорию и красноармейскую книжку. 16 декабря 1945 года был демобилизован и приехал в Москву»
Окончив Московский городской институт им. Потемкина, устроился техником-геологом в Министерство легкой промышленности. Работал руководителем группы изыскательной партии.
Владимир Саппак
Среди писем 40-х годов было несколько, адресованных Николаю Форафонтову от его друга, Владимира Саппака. Я поискала в интернете человека с этой необычной фамилией.
Владимир Саппак (1921–1961) — советский театральный критик, тележурналист и теоретик телевидения. Выпускник Литературного института имени Горького, начинал как театровед и критик, работал в «Советском искусстве» и журнале «Театр». Один из учредителей театра «Современник» (1956) вместе с Олегом Ефремовым, где исполнял роль общественного завлита и принимал активное участие в формировании творческой концепции коллектива.
Позже перешёл на телевидение, где стал одним из первых журналистов, осмыслявших его как самостоятельное культурное явление. Его книга «Телевидение и мы» (опубликована посмертно в 1963 году) остаётся важным трудом по философии и эстетике телевидения. Саппак был не только практиком, но и аналитиком, чьё влияние ощущалось среди молодого поколения режиссёров и редакторов 1950–60-х годов.
Вначале я удивились тому факту, что разбирая архив, как мне казалось, уже второй "случайной" семьи, обнаруживаю свидетельства дружбы с изветными учеными, театралами, журналистами. Возможно, "время было такое", или это особенность интеллигентных семей: бережно хранить память и документы.
Вторая история в новом посте: Игрушки с историей. Собачка, часть 2