Судьба юной Персефоны была предопределена с самого рождения, ведь она дочь богини плодородия Деметры. Однако всё меняется в одно роковое утро, когда девушку похищает бог смерти Аид.
Теперь Персефона стала царицей подземного царства, но она не готова мириться со своей участью и всеми силами пытается вернуться домой. Однако что, если правитель загробного мира не так ужасен, как его описывают? Персефоне предстоит решить, хочет ли она следовать своему предназначению или выберет собственный путь.
🖋️ Книга: Даниэль Колуззи - Меня зовут Персефона
⚠️ Осторожно, спойлеры! Отзыв раскрывает тайны Персефоны и Подземного царства. Читайте только если готовы узнать больше, чем рассказывают мифы! 🌑✨🌹
Я обожаю мифы Древней Греции, история Аида и Персефоны - самая любимая, поэтому у меня не было шансов пройти мимо нового ретеллинга. Говоря об этой истории, я не могу не вспомнить великолепный комикс Lore Olympus, поэтому тут будут картинки из него.
Что тут происходит
Роман начинается с короткого эпизода жизни Коры на земле, рядом с матерью. Она очень безмятежная - общение с подругами, помощь Деметре, наблюдение за крестьянами в нищей деревушке, находящейся рядом с домом богинь. Единственное, что её беспокоит - это сватовство богов и необходимость им отказывать, потому что Деметра хочет, чтобы дочь осталась девственной. Среди прочих, они отвергли Аполлона и Ареса, не говоря уже об Аиде - над последним Деметра просто посмеялась.
После провалившегося сватовства Кора вместе с подругами увидели Эрота, который целился в расщелину в земле. Они его спугнули, но стрелу он выпустить успел. А вскоре после этого Аид похитил Кору и забрал в своё царство.
Сказать, что она несчастна, не сказать ничего. Кора игнорирует попытки Аида с ней разговаривать, не притрагивается к вещам, которые он ей дарит: она точно знает, что в подземном царстве нельзя ничего есть, но боится, что, надев новую одежду, тоже окажется к нему привязанной. Конечно, вскоре после похищения Кора попробовала сбежать, но её остановил Харон. Девушка снова высказала Аиду всё, что она о нём думает, и среди прочего пожаловалась, что чувствует себя одинокой, ведь её подруги остались на земле.
В качестве замены он приставил к Коре Эриний - Тисифону, Алекто и Мегеру. Они же знакомят юную богиню с её новым царством, поскольку от взаимодействия с Аидом она до сих пор отказывается. Нельзя сказать, что Кора сразу прониклась к ним дружескими чувствами - она боится их из-за их обязанностей и потому, что они шумные, грубые, в волосах у них змеи, а лица старух совсем не соответствуют юным телам. Эринии тоже не рады быть няньками одной из юных богинь - они называют так всех Олимпийцев, поскольку неизмеримо старше них. Тем не менее, несмотря на все разногласия, Кора начала сближаться с Тисифоной, и та начала помогать девушке: пусть Эринии не могут ослушаться Аида и каким-либо образом нарушить порядок в подземном царстве, но они могут, например, показать, как с помощью жертвенной крови разговорить теней, чтобы узнать, что происходит на земле и ищет ли Деметра дочь.
Пока Кора пыталась найти способ сбежать из Подземного царства, она лучше познакомилась с его жителями и порядками. В какой-то момент её обманул Сизиф и уговорил отпустить его в мир живых, но побег пресёк Аид, который также спас Кору - если бы кто-то узнал, что это она разрешила мёртвому покинуть подземное царство, последствия для неё были бы очень серьёзными. Но несмотря на то, что в первый раз она так обожглась, Кора всё больше и внимательнее присматривается к душам, которые попадают в Подземное царство. Она слушает их истории, сопереживает им, пытается как-то что-то исправить: например, она отстояла перед Аидом Алкесту, которая согласилась умереть вместо мужа, и убедила его отпустить женщину к семье.
Кора также долго раздумывала о справедливости: поначалу она сказала, что Эринии зря преследуют убийц кровных родственников - это несправедливо, поскольку те подвергают преступников слишком суровым наказаниям. Но пообщавшись с некоторыми из них, поняла, что наказания более чем заслужены. И ещё меньше Кора согласна с тем, как боги Олимпа (не Эринии!) наказывают смертных, которые посмели бросить им вызов - просто по своей прихоти. Её смущало это ещё когда она жила с матерью - девушка так и не смогла принять то, что Афина превратила Арахну в паука.
Но несмотря на всё сопереживание, больше всего на свете Коре хочется вернуться к матери. Ради этого она почти подняла восстание мёртвых - хотела уговорить на это души героев, которые пируют в Элизие, но большая их часть отказалась. А потом, когда согласившиеся и те, кто умер от голода, уже пошли с Корой в наступление, в подземное царство спустилась Деметра и они с Аидом начали выяснять, что кому Зевс обещал (он разрешил Аиду жениться на Коре, а потом расторг соглашение из-за того, что Деметра пообещала уморить голодом всех людей), и кому в итоге достанется Кора. Её мнение никого не интересовало. А Кора в тот момент забыла о своём желании сбежать: она смотрела на тысячи мёртвых душ - жертв разборок богов, о которых никто никогда не думал, и понимала, что они никому не интересны даже после смерти. И когда она увидела тень умершей от голода девочки, которая пыталась укусить случайно закатившийся на поле боя гранат, Кора сама его схватила и укусила, тем самым привязав себя к подземному миру.
На этом книга заканчивается. Кора приняла своё новое имя, статус и ответственность, которые они налагают. Она хочет сделать подземное царство лучше, хочет заботиться о своих подданных. Персефона хочет вернуть из Тартара Эриний, потому что ей не хватает Тисифоны - они ушли туда, потому что Кора во время одного из своих побегов пыталась нарушить законы жизни и смерти. Эринии снова сказали, что молодые боги ничего не понимают в устройстве мира, живут сиюминутными желаниями и порывами, и не думают ни о чём, кроме себя. Также Персефона не ставит крест на отношениях с Аидом и говорит, что когда-нибудь изменятся и они. И спускается в своё царство она не со слезами, а полная решимости править там как достойная владычица.
А весь этот замут в принципе произошёл из-за Афродиты, которая не хотела, чтобы Кора оставалась девственной и не знала любви. Плюс она хотела отомстить за то, что к Коре сватался Арес (она присутствовала на этом мероприятии).
Кто эти боги
Роман целиком посвящён Коре и написан от первого лица. В нём нет истории любви и даже почти нет Аида. Вся книга о том, как юная богиня, которая ничего не видела ни в своей жизни, ни в жизнях смертных, становится владычицей подземного царства, и посвящает жизнь тому, чтобы сделать его лучше, чтобы облегчить страдания тех, кто туда попадает. Автор несколько раз подчёркивает, что Персефона - единственная из богов, кого смертные волнуют в принципе. И да, поначалу она тоже хотела использовать их тени исключительно в своих интересах, но чем больше общалась с ними, чем лучше узнавала своё царство, тем сильнее она менялась. Поэтому с точки зрения эволюции героини книга мне понравилась.
Правда, эпизод с восстанием вызвал у меня фейспалм: перед глазами встали тысячи современных YA-книжек, в которых это самое восстание - обязательный элемент сюжета. Но в декорациях Древней Греции (пусть они, конечно, и ОЧЕНЬ условные), где даже тени мёртвых понимают расклад сил - это слишком смело и неуместно.
Аида в книге практически нет - Кора с ним почти не разговаривает. Когда это всё-таки происходит, она кричит/плачет/требует её отпустить. Иногда обычный разговор между ними всё-таки случается, и она замечает, что Аид - загорелый, сильный, красивый, с добрыми глазами и ямочкой на щеке. Но с мотивацией героя автор, имхо, сильно промахнулся. Окей, с любовью он попытался выкрутиться - Кора понравилась Аиду ещё до того, как в него попала стрела Эрота. Люблю эту версию, верю. Ещё понимаю, что Аид был уязвлён тем, что Деметра его даже слушать отказалась и высмеяла саму попытку сватовства. Но мне не нравится, что основная причина похищения Коры из его уст звучит как "я тоже имею право жениться". Да, ему не повезло с родственниками и их к нему отношением, и это сильно сказывается, но эй: Аид правит самым большим, самым населённым и самым важным царством мира. В тексте постоянно подчёркивалось, что как только что-то ломается там, на земле происходит что-то страшное (одно пленение Танатоса и его последствия чего стоят). На мой предвзятый взгляд Аид имеет гораздо больше прав, чем простая женитьба.
Эринии мне понравились. Они были пугающими, но подчинялись древним законам, которые ни Аид, ни Персефона, и никто из молодых богов менять не может. Да, они вынуждены подчиняться Аиду, но не протестуют из-за этого, потому что понимают, что таков порядок вещей, и он тоже играет по правилам мира, в котором правит. Ну и да, меня завораживает противопоставление Эриний как древних богинь и всего нового Олимпийского пантеона: здесь об этом говорится мало, но я вспомнила трилогию Аид, любимец Судьбы Елены Кисель, и вот там об этом очень много говорится. Дружба Таната и Аида до сих пор пробирает до мурашек.
Сухой остаток
В целом книга мне понравилась. Да, она не идеальна и местами слишком современная, но на безрыбье и рак - рыба, к тому же Персефона здесь всё-таки прекрасна. Если хочется лёгкого пересказа мифа, без драматичной драмы, то книжка прям идеально подойдёт.