Азербайджан выразил резкое недовольство после ликвидации в Екатеринбурге преступной группы, в которую входили граждане азербайджанского происхождения. В ходе спецоперации были убиты двое из них — братья Сафаровы. Чтобы понять что произошло, мы поговорили со старшим научным сотрудником МГИМО Николаем Силаевым.
— Чем объясняется столь острая реакция Азербайджана?
— Мы можем только предполагать. . Весной в Екатеринбурге произошёл неприятный инцидент — пропал один из деятелей талышской общины, гражданин РФ. Позже, по данным азербайджанских СМИ, он оказался на территории Азербайджана. Есть основания полагать, что к его исчезновению причастны представители азербайджанской диаспоры. Подобные действия — особенно если они совершаются на глазах у местной полиции и спецслужб — в данном случае российской - вызывают закономерное возмущение. Уголовные дела против организованной преступности, лидеров преступных группировок всегда требуют больше времени, и, думаю, именно поэтому не было немедленной реакции, нужно было собрать достаточное количество доказательств их причастности к тем или иным преступлениям, а это требует времени.
— Тем не менее, реакция Баку вызывает вопросы.
— Если задержанные в Екатеринбурге связаны с исчезновением талышского активиста, это может говорить об их контактах с азербайджанскими спецслужбами. Вот вам и объяснение, почему реакция азербайджанской стороны была такой бурной. Потому что когда речь идет не просто о представителях диаспоры, пусть даже связанных с организованной преступной деятельностью, а о шпионах и агентах, то и ответ должен быть соответствующий
— А разве для безопасности РФ не проблема, что азербайджанцы с российским гражданством могут быть агентами Азербайджана?
— Но я не хочу сказать, что все этнические азербайджанцы с российскимм паспортами — агенты Баку У меня нет фактов, я могу только предполагать. Возможно, к исчезновению талышского активиста были причастны представители азербайджанской общины. Если они были связаны с этим исчезновением, значит, у них были тесные связи с азербайджанскими спецслужбами. Это то, о чем я говорил. Этот конкретный случай, конечно, представляет угрозу для безопасности России. Сколько таких агентов и кто они — этнические азербайджанцы или этнические русские - вопрос для компетентных органов. Но уверен, что российские спецслужбы отслеживают подобные риски.
— Может ли инцидент быть раздут до уровня межэтнического конфликта? В Азербайджане уже звучат обвинения в шовинизме, фашизме, антиисламских настроениях.
— Подобные заявления делают азербайджанские СМИ и блогеры. Внутри своей страны они могут говорить что угодно, кроме случаев, запрещенных уголовным кодексом Азербайджана. В России призывы к насилию и разжигание межнациональной ненависти преследуются по закону. Если кто-то попытается устроить бунт - на это есть полиция. Если кто-то начнет притеснять законопослушных азербайджанцев, для этого тоже есть полиция — вот и ответ.
— В ответ на инцидент появились кадры с избитыми российскими релокантами, которых обвинили в наркоторговле. Не кажется ли реакция России на это слишком мягкой?
— Я не вправе оценивать, насколько жёсткой или мягкой была реакция. Но думаю, каждый, кто видел эти кадры или изучал биографии задержанных, понимает, что эти люди вообще никак не связаны с преступностью. Это больше похоже на взятие в заложники. Россия не может и не должна отвечать тем же — брать заложников или преследовать людей по национальному признаку. Мы обязаны действовать строго в рамках закона и морали. Тем более, что в реальности зависимость Азербайджана от России — экономическая, политическая — значительно выше, чем наоборот.
— То есть у России есть рычаги воздействия?
— Безусловно. Причём, насколько можно судить, задействована лишь небольшая их часть.
— Звучат мнения, что эту реакцию Азербайджана направляют с Запада, чтобы расшатать ситуацию в России, поскольку на украинском фронте РФ не удается ослабить.
— Думаю, это не такая сложная цепочка. Она предполагает, что Азербайджан — суверенное, независимое государство с собственной внешней политикой и интересами, и что оно зависит, условно говоря, от каких-то мелких клерков из Великобритании, Если бы избиение российских туристов и их заключение под стражу действительно разрушило бы Россию, то, думаю, этим методом воспользовались бы раньше. Полагаю, не стоит в вопросе ухудшения отношений с Россией перекладывать ответственность с азербайджанских властей на третьи страны. В Баку взрослые люди и они четко осознают, что делают. И говорить, что это не они, а кто-то злой их убедил так поступить, думаю, означает вести нас по ложному следу. Хотя, конечно, западные страны заинтересованы в том, чтобы у России не было отношений с соседями, и здесь нет ничего нового.
— Чем, по-вашему, закончится эта история?
— Думаю, быстро забыть не получится? Азербайджан начал переходить грань с конца прошлого года. Кроме того, на четыре месяца арестованы граждане РФ, причем без разбора. Придется решать этот вопрос и он уже решается.
— Является ли Азербайджан сейчас опасной страной для российских граждан?
— Насколько мне известно, МИД РФ уже рекомендовал воздержаться от поездок. И это абсолютно логично: с российским паспортом сегодня лучше туда не ездить — по крайней мере, на данный момент.
Айка Алоян