2025 год.нехватка водителей фур.и в цветущей Европе, и в России. У некоторых транспортных компаний простаивает до 40% парка тяжёлых грузовиков... Тот, кто пришёл в профессию с начала 2000 х, хорошо помнит шаблонный ответ хозяев и директоров автопарков в ответ на просьбы водителей о повышении зарплаты, улучшении условий труда, о выплате суточных: " таких, как вы,за воротами тысяча стоит. Не нравится - увольняйся". И шоферюгам приходилось работать на износ, " стоя", для того, чтобы заработать " самую высокую в стране зарплату" ( к вопросу о зарплате мы ещё вернёмся в этой серии статей про дальнобой). Ветераны дорог помнят те времена и трассы, М10 С.Петербург - Москва, "дорогу смерти" с новгородской объездной, с ежедневными авариями и гонками контейнеровозов ... Главная причина аварий та же, что и теперь - крайняя усталость, уснул за рулём...( И к этой проблеме нужно будет вернуться в последующих статьях, ибо несмотря на законы о режиме труда и отдыха, несмотря на обязательные тахографы с СКЗИ и ГЛОНАССом, "выжим" водителей продолжается. Правда, методика хозяйская несколько изменилась, как и риторика, аргументация запредельной эксплуатации тоже иная, нынче заявить про тысячи зазаборных желающих глуповато выглядеть будет. Однако вариантов для " рубки бабла" что у западных, что у отечественных транспортных буржуев хватает, законы " рынка" и " демократии " позволяют "крутить схемы". А в транспорте, который даже во времена СССР позволял огромному количеству жуликов кормиться на асфальте, особенно. На данный момент времени автоперевозки - самая наглядная иллюстрация к трудам Маркса и Ленина, посвящённым эксплуатации человека человеком. Сразу оговорюсь, что всё, о чём будет идти речь в задуманном цикле статей, никак не касается автопсихов, которые пришли в дальнобой из желания поучаствовать в спортивных гонках на грузовиках, и водителей - частников, купивших фуры и работающих на себя, на свой страх и риск. У этих категорий грузовозов своё видение работы, свои стимулы, своя судьба и ответственность, своё отношение к режиму труда и отдыха, к правилам движения и законам в целом. Статьи будут писаться с точки зрения обычного работяги, извозчика, пришедшего на эту работу как в отьезжий промысел , и ставших, по меткому наблюдению ЕВРОПЕЙСКИХ профсоюзов, "рабами грузовиков". В России профсоюзов водителей -дальнобойщиков как то и не слышно вовсе... А проходимцам, собирающим взносы с шоферов для покупки личных золотых унитазов, люди не верят...
Это было своего рода введение. Теперь к теме. Кадры.Причин катастрофической нехватки водителей тяжёлых грузовиков много. И если международные направления более-менее укомплектованы, потому как водителю-международнику невозможно платить меньше, невозможно использовать добитую технику, опасно не создать приемлемые условия работы - чревато для фирмы -перевозчика таможенными, дорожными штрафами, а суммы штрафов впечатляющие даже за техническое состояние, поэтому международникам полегче, хотя и там подводных камней хватает. Однако угроза потери бабла заставляет хозяев соответствовать . Ну это примерно то, что совсем недавно было на дорогах к границам, крутые и понтовые организмы на дорогих тачках летят на запад, подрезают, пробки по обочинам, по полям объезжают , пальцы в окна демонстрируют... А на дорогах коллективного запада ну чисто овцы, быстрее нарисованного на знаке не едут, в пробках прилежно стоят, на обочину ни-ни... Совесть проснулась? Нет. БАБЛО. Поехал быстрее-попал на 90 евро, поехал по обочине - попал на 300 евро. Причем ОБЯЗАТЕЛЬНО попал. Оспорить себе дороже, порядок цифр вырастет в разы. Упомянул про эту картину, которую наблюдали все грузовозы, не просто так. Это о совести буржуазии. Ленин считал, что до неё можно достучаться только прикладом винтовки. Возможно, он прав... Именно скотское отношение к людям со стороны владельцев транспортных бизнесов заложило основы нынешних кадровых проблем. Бывшие советские люди, на сленге демократов -совки, и профессиональные водители, и те, кто вынужденно стал шоферить после развала Союза, заканчиваются. Человеческие качества, привитые в СССР, сыграли с этими людьми злую шутку в пришедшем на нашу землю капитализме. Получавшие свою " большую" зарплату " в конверте", а официально - копейки прожиточного минимума, оставившие здоровье на трассе, они остались без достойной пенсии, получая "социальный минимум" на макарошки. В условиях, когда на пятилетку увеличился пенсионный возраст... А работать за рулём - это не языком молоть с трибуны... Про ставших инвалидами, или про семьи погибших на дороге вообще лучше не думать. Там трагедия. Так вот, окружающая молодежь, дети водителей, всё это увидели, сделали правильные выводы и не пошли "по стопам". Они поняли, зачем идти в токари? если " тиктокари" зарабатывают больше, развлекаясь, а не выжигая глаза встречными фарами? Плюс, как оказалось вдруг, профессия водителя - дальнобоя не только тяжела и опасна, она ещё и совсем не проста . Кроме "рулить" нужно иметь водительское удостоверение с соответствующей категорией. Что купить, что учиться - стоит приличных денег, карта водителя, "чип" тоже можно купить, но не имея знаний - штрафы, штрафы, штрафы... Или поборы в " русском стиле". Но - мало кто задумывается, однако штраф даже 500 рублей при заработке в среднем 10 руб за километр - наемному водителю нужно проехать 50 км. А если штраф 1000, 2000 руб? В международке до 4000 евро. Этож сколько нужно проехать бесплатно? Зарабатывают все - хозяева машин, хозяева груза, полиция, транспортники, а теряет шоферюга. И когда тебя торопят - давай, давай, надо ещё вчера... Лучше обдумать и не спешить, не та ситуация для подвигов и рекордов. На твоих потерях, риске и здоровье банально "рубят бабло". Напевая - " на дурака не нужен нож..." Словом, молодёжь видит всё это, и не хочет ТАК работать.
Следующую причину кадрового голода буржуи тоже создали себе сами. Понятно, что капитализму люди не нужны и не важны. Им нужно платить, создавать условия ... Поэтому буржуи креативно убедили себя, что управлять грузовиками и зарабатывать им прибыль будет Искусственный Интеллект. В реальности получается как с " зелёной" энергетикой, только более наглядно ( про беспилотные грузовики будет отдельная статья). Транспортные компании исключили из своих расходов программы подготовки водителей. Не перспективно, зачем тратить средства, дивидендов больше капнет... А потенциальные работники? Многие посчитали расходы на вхождение в профессию, проблемы грядущие, да и плюнули на это дело, пошли в курьеры. Тем более, что "тренировочных " фирм нынче уже нет, сейчас за разбитые грузовики, прицепы, испорченный груз чаще всего платит водитель, полностью или частично, но платит обязательно. Ну да ладно, беспилотные грузовики, так беспилотные. Хозяин барин. Только вот в нашем информированном мире кто будет изучать бесперспективное ремесло? Да ещё за свой счёт? Да ещё опасное для жизни и здоровья, связанное с дискомфортом, огромным количеством проблем дальнобойной действительности, в условиях не навязчивого сервиса, нехватки стоянок, и дорог, которы до сих пор не очень? Хотя всё логично - зачем нужно строить стоянки, сос -карманы, площадки для отдыха, если Искусственному Интеллекту ни спать, ни есть-пить, ни туалет, ни душ не нужен? Буржуи наивно убедили себя, что беспилотные грузовики будут мчаться по расейским просторам, а бабло, Бабло, БАБЛО! потечёт рекой мимо нищебродов прямо в особняки с золотыми унитазами... Гладко было на бумаге у креативных эффектных менеджеров... Про овраги забыли. Или вообще про овраги не знали? Издержки образования налицо.
Ну и напоследок о зарплатах водителей - дальнобойщиков. Об этом в интернете такой свист стоит, так хозяева, менеджеры да экономисты плачут...как много они сейчас платят, как из-за зарплат водительских разоряются, бедолаги...какие невыносимые расходы для компаний... Свист потому, что цифры вроде звучат солидные, но... тот, кто работал с начала 2000 х, помнит, что тогда водительские зарплаты были в районе 30000, но курс доллара 1/18, после кризиса 2008 года курс вырос до 26 руб за вражескую валюту, но и зарплаты подтянулись в район 45 - 60 000 руб. Примерный доход водителя был 1600-2000$. При нынешней реальной зарплате в большинстве компаний в 120000 - 140000 руб на руки и курсе валют под 100 руб за единицу, зарплата составляет 1200 - 1500$ Кто и где увидел непомерный рост? А если учесть рост цен на топливо, стройматериалы, квартплаты, то и вовсе картина маслом. Врут буржуи, прибедняются, свой уровень жизни они не понизили ни на миллиметр, от премиальных жоповозок и золотых унитазов никто из них не отказался. Есть, конечно, фирмы, которы обещают и, возможно, платят и 200, и 300 тысяч. Однако ехать там надо до коматозного состояния. Дороги, заваленные разбитыми грузовиками, это последствия такого способа повышения зарплат. Про соблюдение каких то законов про режим труда и отдыха хотя бы в пределах разумной достаточности речи нет. Выжим. Бабло.
Это в проклятые тоталитарные советские времена, когда профессия водителя -дальнобойщика была престижной и уважаемой, когда категорию "Е" можно было открыть только при наличии трёхлетнего стажа по "С", а Д только с безаварийной пятилеткой, тогда никто никого не гнал и не обманывал. Аккуратно платились командировочные, работа в выходные и праздники оплачивалась вдвойне, шли надбавки за стаж и безаварийность. И никого не удивляло, что дальнобои зарабатывали от 500 советских целковых при средней зарплате в стране 160-180 рублей. С пенсиями тоже был полный порядок. Потому и конкурс на эту работу был, как в отряд космонавтов.
Это первая из задуманных статей про дальнобой. Следующая - про беспилотные грузоперевозки.