Данный особняк я посетила с "Открытым городом" - организацией, организующей экскурсии в закрытые для посещения широкой публикой особняки, дворцы и учреждения.
Особняк Зубова можно по праву назвать творческой «меккой» Петербурга. Здесь бывали на пышных балах А. Пушкин и П. Вяземский, читали свои стихи А. Блок и С. Есенин, проводили вечера поэты Серебряного века А. Ахматова и О. Мандельштам.
В 1912 году Валентин Зубов открыл в своем доме на Исаакиевской площади первый в России Институт истории искусств, который занимает дворец и по сей день.
История особняка.
В 30-е годы XIX века на Исаакиевской площади стоял небольшой особняк с двумя флигелями. Его купил граф Арсений Андреевич Закревский. Блестящий чиновник к этому времени подал в отставку.
Новый владелец дома рядом с Исаакиевским собором заказал его переделку у архитектора Г.А. Боссе. Этим проектом знаменитый зодчий занимался 4 года, с 1843 по 1847 годы.
На приëмах, устраиваемых его женой графиней Аграфеной Закревской, в столичном доме собирались самые блестящие писатели и поэты “Золотого века”: Александр Пушкин, Василий Жуковский, Евгений Баратынский.
В Аграфену Федоровну были влюблены многие именитые люди столицы, в том числе, и А. С. Пушкин, написавший три стихотворения в ее честь и вспомнивший о ней, «Клеопатре Невы», в восьмой главе «Евгения Онегина».
Вскоре, после переезда в Москву, граф Закревский продаëт свою петербургскую резиденцию. Её приобретает богатый купец Семëн Голенищев. Новый хозяин прожил в престижном районе Санкт-Петербурга всего 3 года.
Его наследник Владимир Голенищев активно занимался изучением Древнего Египта и Сирии. Его научные изыскания и собирание коллекции привели с истощению семейного капитала. За этим последовали продажа самой коллекции древностей и престижной недвижимости на Исаакиевской площади.
В 1869 году владельцем особняка становится представитель графского рода Зубовых. Платон Александрович Зубов был полным тёзкой знаменитого императорского фаворита. Он занимался благотворительностью.
По его заказу архитектор Карл Карлович Шульц провёл реконструкцию фасадов и внутренних помещений. Он покрыл фасады, отделанные пустом, изящной барочной лепниной. На аттике поместил барельеф в виде герба рода Зубовых. Над главным входом располагался каменный балкон (сейчас его нет, утрачен).
Внутренняя отделка также претерпела значительные изменения. Были заново оформлены кабинет на первом этаже, столовая, спальня. Парадная лестница получила, дошедшее до нас убранство, в том числе ниши между колоннами заняли реплики античных статуй.
После смерти Платона Александровича особняк на Исаакиевской площади перешёл во владение его младшему сыну Валентину. Молодой человек получил отличное домашнее образование. Продолжать его он хотел на историческом факультете Санкт-Петербургского университета, но поднявшиеся студенческие волнения вынудили юношу продолжить учёбу в университетах немецких городов Гейдельберга, Лейпцига и Берлина.
Получив блестящее образование и познакомившись во время учебы с работой немецкого Института истории искусств, граф Зубов решает открыть в российской столице подобное учебное заведение. Он размещает институт на первом этаже собственного дома. На собственные деньги он покупает книги по истории искусства для институтской библиотеки, заказывает мебель для учебных и лекционных помещений, приглашает для чтения лекций крупнейших русских учёных.
С момента основания института и до 1924 года он возглавлял созданное им заведение. К моменту отъезда Валентина Зубова в Берлин в институте получали образование более 1000 студентов, с ними работали около 100 научных сотрудников.
Сегодня в особняке Зубова, как и 100 лет назад, размещается Российский институт истории искусств. Благодаря этому в старинном доме частично сохранились подлинные интерьеры XIX века.
Из небольшого фойе на второй этаж ведёт широкая мраморная лестница с кованными перилами. Копии античных статуй, установленные во второй половине XIX столетия всё также украшают пространство между колоннами около стен. Широкие ступени глубоко утоплены в толстые стены и не нуждаются в дополнительной поддержке. Перекрытия, кстати, в особняке до сих пор деревянные. В петербургском климате это было бы критично, если бы не стены толщиной 1,2 метра, придающие дому устойчивость.
На первом этаже находятся помещения кабинета и библиотеки.
Библиотека. Потолок покрыт краской, которая напоминает деревянную поверхность.
Лестница сделана по особой технологии - здесь нет держащих балок. Кажется, что ступени воздушно взлетают вверх. Секрет этой лестницы в том, что в особняке большая толщина стен - ступени сильно утоплены внутрь стены.
Вестибюль 2 этажа сохранил фрагмент изначального наборного паркета, созданного Боссе. В остальном доме полы были заменены в советское время.
Далее переходим в Белый зал.
Белый зал — первое из парадных помещений особняка. Сегодня его стены покрыты бежевой краской, но до революции на них были закреплены большие зеркала. Оригинальной частью интерьера являются люстры и гипсовые лепные карнизы.
- Красная гостиная выполнена в стиле нового ренессанса. В комнате сохранились потолочные росписи. Около стены стоит книжный шкаф, который делали по заказу Валентина Зубова в Лейпциге.
Дальше переходим в малахитовую гостиную.
- Зелёный или малахитовый зал в дореволюционное время был отделан малахитом. Камень использовался для создания подоконников, декоративных вставках для стен и отделки камина. К настоящему времени сохранилась только малахитовая отделка камина. Стиль роккоко подчеркнули живописные медальоны, которые, вероятно, были выполнены студентами института.
В доме Зубовых всегда звучала музыка. Валентин Платонович приглашал к себе в институт музыкантов из консерватории, а в 1920 году, в тяжелейшие для страны годы, открыл специальные курсы с углубленным изучением истории музыки. Уже после отъезда Валентина Платоновича в тридцатые годы XX века в институт была передана большая коллекция редких печатных изданий и автографов знаменитых композиторов, среди которых важную часть составляют манускрипты Михаила Ивановича Глинки.
- Синяя гостинная, как и предыдущие помещения была названа в соответствии с цветами отделки. При Боссе стены покрывал синий штоф, также в отделке использовались вставки из лазурита. Подобные фрагменты сохранились в фасаде камина. Со времени первой реконструкции особняка сохранился расписной потолок.
В пышном доме графа Зубова
О блаженстве, о Италии
Тенор пел. С румяных губ его
Звуки, тая, улетали и
За окном, шумя полозьями,
Пешеходами, трамваями,
Гаснул, как в туманном озере,
Петербург незабываемый.
... Абажур зажегся матово
В голубой, овальной комнате.
Нежно гладя пса лохматого,
Предсказала мне Ахматова:
- "Этот вечер вы запомните".