Найти в Дзене

глава 1.2. статика и динамика

СТАТИКА И ДИНАМИКА Задача этой главы: понять, что сценарий – проект динамики. Формула: чтобы что-то изменить, нужно проявить волю и приложить силу. Мы выделяем два важных состояния: статика и динамика. Что мы ощущаем, как статику? Неподвижное в пространстве и малоизменяющееся во времени. Лежит камень – он долго находится на одном месте и мало изменяется во времени, хотя изменяется, конечно, обтачивается дождем и ветром, трескается из-за перепадов температур и т.д. Греческое слово statos – стоящий, неподвижный. Понятие статики обозначает состояния покоя, неподвижности, статичности, устойчивости, стабильности или равновесия. Что мы ощущаем, как динамику? Подвижное в пространстве и заметно изменяющееся во времени. Бегущий человек – динамичен. Ваши отношения с любимым человеком – динамичны: от знакомства – к сексу, от ссоры – к примирению. Политический процесс – динамичен: от митинга – к войне, от войны – к миру. Греческое слово dinamikos – силовой, связанный с силой. Под динамикой часто п

СТАТИКА И ДИНАМИКА

Задача этой главы: понять, что сценарий – проект динамики.

Формула: чтобы что-то изменить, нужно проявить волю и приложить силу.

Мы выделяем два важных состояния: статика и динамика.

Что мы ощущаем, как статику? Неподвижное в пространстве и малоизменяющееся во времени. Лежит камень – он долго находится на одном месте и мало изменяется во времени, хотя изменяется, конечно, обтачивается дождем и ветром, трескается из-за перепадов температур и т.д.

Греческое слово statos – стоящий, неподвижный. Понятие статики обозначает состояния покоя, неподвижности, статичности, устойчивости, стабильности или равновесия.

Что мы ощущаем, как динамику? Подвижное в пространстве и заметно изменяющееся во времени. Бегущий человек – динамичен. Ваши отношения с любимым человеком – динамичны: от знакомства – к сексу, от ссоры – к примирению. Политический процесс – динамичен: от митинга – к войне, от войны – к миру.

Греческое слово dinamikos – силовой, связанный с силой. Под динамикой часто понимают любое движение, изменение, темпоральность, иначе - «изменение вообще», связанное с всеобщим взаимодействием объектов разного рода. Динамика в физике — это раздел механики, посвящённый изучению изменения характеристик движения материальных тел под действием приложенных к ним сил. То есть, чтобы что-то изменить, надо приложить силу.

Виды искусств также делят на пространственные (статические), временные (динамические) и пространственно-временные. Для статических искусств – живописи, фотографии, архитектуры – передача динамики требует специальных приемов. Дисбалансы, диагонали, штрихи, ритмы и т.д. Один из интересных приемов – передача разных фаз движения одновременно.

-2

На картине Тулуз-Лотрека «Жокеи» мы видим двух жокеев, скачущих на лошадях. Они движутся из левого нижнего угла в правый верхний, спиной к нам. Любопытно, что лошади кажутся непропорциональными и можно предположить, что круп лошади и передняя часть корпуса лошади изображены в разные моменты времени. То есть круп еще в этом секунде, а голова уже в следующей. Из-за этого создается впечатление движения.

Интересное утверждение есть в эволюционной теории симметрии В.А.Геодакяна. Эволюция любых структур (и потоков информации) идет от симметрии к асимметрии. Асимметризация по оси левое-правое происходит во времени, то есть одна сторона (орган) является более продвинутой, «авангардной» (как бы, уже в будущем), а другая — «арьергардной» (еще в прошлом). То есть одна половина лица у нас в будущем… Критерий локализации функций по полушариям—их эволюционный возраст: молодые функции управляются левым полушарием, а старые — правым.

Литература – временное искусство. Кинематограф и другие аудио-визуальные искусства – пространственно-временные. То есть в них мы передаем динамику развития, процессы.

Динамика предполагает какое-то «начало, середину и конец», какие-то фазы, циклы.

Динамика предполагает процессы, движения, перемещения и изменения. Динамика предполагает ритм.

Статики и динамики

Закройте один глаз, потом второй. Считается, что один глаз у нас лучше видит динамику, другой статику.

В некоторых теориях, например в соционике, которая классифицируют людей по ТИМу (тип информационного метаболизма), людей различают и по признаку статика-динамика.

Наличие признака «статика» дает человеку склонность «видеть каждую ситуацию вне особой связи с предыдущими и последующими событиями, как бы в виде ряда фотографий. Благодаря этому свойству статик получает возможность прочувствовать, увидеть или исследовать наличное состояние или ситуацию во всей его мгновенной полноте, не отвлекаясь на его историческую, меняющуюся во времени составляющую.

Динамик же, наоборот, мало способен к восприятию текущей ситуации в стабильном виде, поскольку воспринимает происходящее как цепь взаимосвязанных и взаимоперетекающих одно в другое событий. Такое восприятие больше похоже не на ряд фотографий, а на видеозапись. Приводится такой образ: если течение событий представить в виде реки, то статик выглядит подобно человеку, стоящему на берегу и наблюдающему за игрой воды, света и теней на ее поверхности, а динамик, находясь в воде, плывет вместе с рекой, не имея возможности отстраниться от ее внутренних изменений.

Статику присущи некоторые трудности в обнаружении тенденций – до той поры, пока эти тенденции не превысят некий довольно значительный порог, существенно меняющий всю картину; динамик же, напротив, как раз тенденции и замечает в первую очередь. В то же время динамик может упускать из внимания какие-то детали стабильной общей картины.

Еще пример: представь себя за штурвалом тяжелого самолета, бомбардировщика, который летит медленно и неуклонно. Ты можешь видеть землю внизу, вертеть головой…

А если ты за штурвалом истребителя, ты уже не можешь вертеть – твоя голова неподвижна, ты слился с самолетом, мир несется на тебя сплошным потоком…

В. Шмаков. «Аркан 15»: Человеческое мышление может быть двух основных видов: мышлением стационарным и мышлением динамическим.

Когда человек мыслит о какой-либо совокупности представлений и, ограничиваясь от всего внешнего, сосредоточивается исключительно на познавании внутренних взаимоотношений между факторами системы, то таковое мышление его является стационарным. Наоборот, изучение взаимоотношений между отдельными группами представлений есть предмет динамического мышления.

Из этого определения явствует, что всякий анализ и синтез есть предмет мышления стационарного, наоборот, познавание пределов влияния каждого фактора, т е построение в метафизическом пространстве внешнего контура его тяготений и связей со внележащим миром, совершается при посредстве мышления динамического.

Стационарное мышление есть звено между созерцанием и динамическим мышлением, но при этом каждый из них ограничен ясными пределами и притом в самом своем существе. Стационарное мышление состоит из ряда элементов, которые носят наименование стационарных мыслей. Когда человек обхватывает плоскостью своего сознания частичную группу дифференциальных элементов, освещающих некоторую сторону синтеза, то это умственное представление и является стационарной мыслью. Точно также, координируя в каком-либо плане группу элементов, являющуюся горизонтальным сечением линий аналогии синтеза, человек переживает стационарную мысль, но уже низшего порядка. Стационарное мышление есть последовательное освещение сознанием дотоле абстрактно существующих стационарных, мыслей. Созерцание есть одновременное освещение их сознанием; итак, стационарное мышление отличается от созерцания наличием элемента времени. Поскольку стационарное мышление идет по линиям аналогий, постольку динамическое мышление следует по линиям гармоний.

То есть последовательный анализ внутренних частей, их классификация, иерархия – требует статического мышления. Изучение взаимоотношений, взаимодействий, изменений и развития – требует динамического мышления. Синтез двух подходов – одномоментное созерцание целого в полноте структуры и динамики…

Сценарий – проект динамики.

Нам важно понять, что там, где есть динамика, особенно динамика движущегося изображения – там появляется сценарий. Сценарий описывает предполагаемую структуру динамического высказывания. Сценарий – это наполнение времени событиями и действиями.

Он отвечает на вопрос – а как происходит сам процесс жизни, ее течение и ее изменение?

Для любой визуальной информации нужен сценарий. Потому что любое сообщение надо запаковать в какую-то форму.

Татьяна: Сценарий - это схема, в него закладывается всё, что потом будет работать в фильме. Без сценария кино не может получиться, пусть при этом сценарий написан на бумаге или задуман в голове. Но он должен быть, прежде чем что-то начинать.

Сценарий – это будущий визуальный текст.

Таким образом, человек с динамическим мышлением имеет преимущество в сценарном деле, так как лучше чувствует ход событий. Но статики глубже и лучше работают со смыслами. Динамики: СЭИ, ЭСЭ, ИЭИ, ЭИЭ, ИЛИ, ЛИЭ, СЛИ, ЛСЭ Статики: ИЛЭ, ЛИИ, СЛЭ, ЛСИ, СЭЭ, ЭСИ, ИЭЭ, ЭИИ

Любое происшествие по-настоящему хорошо могут рассказать лишь динамики. По их рассказу всегда легко восстановить последовательность процесса во времени. Статики этого не умеют. У них всегда получается анализ ситуации или рассказ об участвовавших в происшествии людях или предметах. Мышление статиков аналитическое, индуктивное, мышление динамиков синтетическое, дедуктивное.

Это различие отлично видно в рисунках. У динамика каждая линия - пульсирующее движение, у статика - полный покой, застылость. Например, Рерих-отец - статик, Рерих- сын - динамик.

-3
-4

Статики всегда знают, что им нужно, легко придумывают как жизненные цели, так и цели для повседневной активности. У них сложности с придумыванием метода для достижения целей. У динамиков наоборот - всегда на выбор несколько творческих методов, а вот цели желательно, чтобы кто-нибудь подсказал со стороны.

Дихотомия статика/динамика.

Она отражает противопоставление постоянных и переменных типов. Постоянные типы несут стабильность, а переменные – развитие.

1.1. Интеллектуальный уровень. У динамиков мысль движется сама собой, из-за чего они не всегда успевают её отслеживать. По этой причине их мышление наполнено условными ассоциациями, легко образует новые смысловые связи. У статиков мысль хорошо фиксируется, «держит» структуру ситуации. Трудности статического мышления в том, чтобы преодолеть его тяжеловесность, расшатать устоявшиеся связи.

1.2. Социальный уровень. Динамики как типы мобильные приводят к изменчивому, неустойчивому социуму, развивающемуся быстро, но неравномерно. Статики как типы стационарные порождают устойчивый, сбалансированный социум, в котором, однако, мало перемен. На них зиждется фундамент общества.

1.3. Психологический уровень. Динамики не пребывают долго в одних и тех же состояниях, для них характерна неуравновешенная психика. Это выражается, например, в частой смене настроения. В крайних случаях это грозит потерей личностной идентификации. Психика статиков, наоборот, уравновешивается сама собой, поэтому для дезориентации их внутреннего мира требуется приложить гораздо больше усилий. Статик подвержен смене настроений в меньшей мере.

1.4. Физический уровень. Динамики – это люди времени, им для нормального функционирования необходимо много физических перемещений. Они более эффективны в скоростных видах спорта (или в скоростных стилях в прочих видах). Статики – это люди пространства, они гораздо более усидчивы, могут дольше находиться на одном и том же месте. Большую эффективность они покажут в силовых видах спорта, или таких, где площадь перемещений ограничена.

Какой же полюс этой дихотомии позитивный, а какой – негативный? Плюс обычно присваивается устойчивому, малоподвижному, а минус – преходящему, пребывающему в движении. Пример из физики: атомное ядро с положительным зарядом – вращающиеся вокруг него отрицательно заряженные электроны. Следовательно, статика позитивна, а динамика негативна.

Динамика, как «virtus».

У Аристотеля энтелехия (греч. entelecheia – завершение, осуществление) – форма, которая осуществляется в веществе; активное начало, которое сначала превращает возможность в действительность, а последняя приводит существование возможности - к завершению. Это понятие близко к понятию «жизненной силы», как, например, в концепции витализма ( лат. vis vitalis). Здесь оно - особая элементарная сила, благодаря которой в организме и возникает жизнь.

Понятие virtus. Мужественность, мужество, храбрость, стойкость; энергия, сила; доблесть; талант, дарование; добродетель, нравственное совершенство, нравственная порядочность, душевное благородство.

Это – о изначальной силе, которая заставляет прорастать семена. И вспоминалось суждение Николая Кузанского «О видении бога», где тот задается вопросом где подлинное начало того большого и высокого орехового дерева, на которое он глядит сейчас. И мысленно он видит его семя, но хочет увидеть абсолютную силу всех сил, силу-начало, дающую силу всем семенам. И мыслит об этой всепревосходящей силе, которая дает семени виртуально свертывать в себе дерево и дерево есть развертывание семенной силы, а семя – как развертывание той всемогущей силы.

И далее о санскритском корне vrt, что означает событие, творимое сейчас, порождаемое чей-то активностью. В старославянском – это «верьти», означает кипеть и бурлить, вращаться и это врата и воронка.

То есть virtus – это развертывание воли, это сила жизни…

Как будто все было сжато в одну точку, и потом произошел беззвучный взрыв и время и пространство стало разворачиваться.

Понятие «динамика».

В физике нам знакомы такие разделы, как «статика», «динамика», «кинематика» и «кинетика» со своими тонкими различиями.

В 19 веке французский позитивист Огюст Конт ввел представления о социальной динамике и статике. Социальная динамика должна уделять основное внимание изменениям во времени социальных явлений, их обусловленности, направленности и последействию. В этих рамках изучались факторы, влияющие на эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе общественных отношений или общества к новым условиям. Разрабатывалась теория прогресса и т.п. Предмет социальной статики – устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. Здесь уже рассматривалась типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия.

В 20 веке, в 1918 году американский псхолог Вудворст разрабатывает «динамическую психологию» Здесь впервые стали рассматривать реакции организма человека на внешний стимул не как изолированный акт типа механического толчка, а как сложный, идущий во времени процесс, вытекающий из внутренней активности организма. Он определяется, прежде всего, потребностями человека, их актуальностью и т.п., и благодаря этому организм чувствителен к одним раздражителям и безразличен к другим. Методом получения данных об этом впервые в социометрии стал «опросник». Весь этот подход оказался противоположен статическому подходу, где психику изучают лишь в аспектах ощущений, восприятий и представлений. Далее динамический взгляд привел к психоанализу, затем к т.н. «глубинной психологии» К.Лоренца и т.д.

И сейчас, в теории драматургии, мы, конечно, используем динамический подход. Рассматриваем поступки героя, как его развитие и изменение, исходя из суммы сложных причин, мотиваций, взаимодействий, условий и целей. А не просто как одноразовый акт стимул-реакция.

Понятие «состояния».

Но мы знаем и понятие «момента», статического «состояния». Оно может длиться, как бы не изменяясь. Мы можем долго быть в «состоянии» - опустошения, тревоги и т.д. Но тем не менее, это лишь фаза развития.

Лейбниц: «Все во Вселенной находится в такой связи, что настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее, и всякое данное состояние объяснимо естественным образом только из непосредственно предшествующих ему».

Мы говорим о скрытых состояниях, переходных состояниях и т.д.

Тексты о динамике.

Уловить невидимую динамику развития пытались разными способами.

«И-цзин». Классический китайский текст «Книга перемен», «Канон перемен». Книга состоит из 64 символов — гексаграмм, каждая из которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения её постепенного развития. Символы состоят из шести черт; черты обозначают последовательные ступени развития данной ситуации. Черты - яо - бывают двух родов: или цельные или прерванные посредине. Первые (иногда белые) символизируют активное состояние, свет, напряжение (ян), а вторые (иногда черные) — пассивное состояние, тьму, податливость (инь).

Экклезиаст - описывая картину вечного круговорота вселенной и человека, говорит, что накопление богатства, почести, чины, наслаждения, и даже праведный труд и рождение детей — всё это уже было под солнцем и всё это — суета, бессмысленно и бесцельно.

Таро. Колода таро – 22 старших аркана последовательно описывают один цикл развития, 56 карт младших арканов описывают нюансы.

Алхимия. Алхимическое делание – для европейцев раскрыто в книге Юнга Mysterium Coniunctionis, «Исследование синтеза и сепарации противоположностей души в алхимии». Главная задача книги показать – алхимическая символика не осталась за гранью истории, а находится прямо в этой реальности и играет свою роль в новейшей области психологии. То есть алхимическое делание – символический путь развития психики.

Понятие функции. Математический анализ. Гармоничный анализ. Эргодическая теория. Функция (лат. functio – ис­пол­не­ние, осу­ще­ст­в­ле­ние), од­но из ос­нов­ных по­ня­тий ма­те­ма­ти­ки, оз­на­чаю­щее за­ви­си­мость од­них пе­ре­мен­ных ве­ли­чин от дру­гих. График функциональной зависимости на­гляд­но от­ра­жа­ет ка­че­ст­вен­ное по­ве­де­ние функции: не­пре­рыв­ность, мо­но­тон­ность, мак­си­му­мы и ми­ни­му­мы, точ­ки пе­ре­ги­ба и т. Д.

Драматургия. Драма трактуется, как действие совершающееся, a не уже совершившееся, при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или многие годы, как у Шекспира.

Итак.

В целом, общую панораму динамики и статики можно отобразить в форме цепочки состояний или «событий», расположенных во времени (и пронумерованных в порядке следования друг за другом в разрезе прошлого, настоящего и будущего) таким образом:

… -> tS1 -> tD1 -> tS2 -> tD2 -> tS3 ->…-> tSk -> tDk -> … -> tSn-1 -> tDn-1 -> tSn -> …

где S с сигнатурой t могут здесь означать стабильное и равновесное состояние (статику), а D (тоже с сигнатурой t) некое изменение, Д. Временные интервалы событий между ними могут не приниматься во внимание. В основе череды этих состояний (и связи состояний) лежат всегда какие-то причины, какие-то основания и условия вообще, будь то закономерные и определенные, или же случайные, спорадические, неопределенные, фиксируемые вероятностными и статистическими методами.