Найти в Дзене
KIVI

Георгий Вицин: от загадочного рождения до жизни в искусстве

Оглавление

Путаница в документах. Официальной датой рождения актёра считается 23 апреля 1918 года в Петрограде. Но сам Вицин признавался, что на самом деле появился на свет на год раньше — в апреле 1917-го, в городе Териоки (ныне Зеленогорск). Чтобы он мог пойти в школу раньше, мама специально уменьшила его возраст. Ошибку в фамилии допустила паспортистка — изначально их род писался «Вицын».

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru

Скрытый художник

До актёрской карьеры Вицин мечтал стать живописцем. Он поступал в художественное училище, но не прошёл конкурс. Эта любовь к визуальному образу осталась с ним навсегда. Его дочь Наталья пошла дальше — стала художником-графиком и оформила десятки известных киноплакатов.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru

Приверженец здоровой жизни

Вицин не употреблял алкоголь, не курил и не ел мясо. Он придерживался вегетарианского питания, занимался йогой и дыхательными упражнениями. Такой образ жизни позволял ему легко меняться внешне и физически в зависимости от роли, что было редкостью в его время.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru

Роли, ставшие эпохой

На счету Георгия Вицина более сотни ролей в кино и озвучке. Особенно запомнилось комическое трио с Моргуновым и Никулиным — «Трус, Балбес и Бывалый». Эта тройка впервые появилась в фильме «Пёс Барбос и необычный кросс» и затем надолго осталась в народной памяти.

Также он сыграл Николая Гоголя сразу в нескольких проектах: в фильмах «Белинский», «Композитор Глинка», а также озвучил «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Даже в одном из выпусков «Ералаша» он примерил образ писателя, что говорит о его узнаваемости и пластичности.

Актёр перевоплощений

В 37 лет Вицин сыграл 18-летнего спортсмена в фильме «Запасной игрок». Он похудел на 12 килограммов, изменил походку и движения, чтобы выглядеть моложе. Через год он уже перевоплотился в 70-летнего старика в «Максиме Перепелице» — в этом образе он использовал театральный грим, накладывал морщины и наблюдал за пожилыми людьми, чтобы копировать их манеры.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru

А в 47 лет он снова стал молодым — в фильме «Женитьба Бальзаминова» сыграл 25-летнего жениха. Для этого носил рыжий парик, специально бегал по утрам и занимался дыхательной гимнастикой. Промежуток между этими ролями в реальности был минимальным, а на экране — десятки лет.

Признание за границей

В 1955 году Вицин сыграл сэра Эндрю в постановке «Двенадцатая ночь» по Шекспиру. Его игра получила высокую оценку даже в Великобритании. Один из студентов Оксфорда прислал актёру письмо, в котором назвал образ трогательным и убедительным, удивляясь, как точно он уловил английскую иронию.

Несостоявшийся Гамлет

В 1960-х режиссёр Григорий Козинцев пробовал Вицина на роль в «Гамлете». Актёр проходил пробы на второстепенного персонажа, но режиссёра поразила его пластика, взгляд и внутренняя сдержанность. Он всерьёз подумывал отдать ему главную роль. Однако планы сорвались из-за занятости Вицина на съёмках у Гайдая. Гамлета в итоге сыграл Иннокентий Смоктуновский.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru

Почести и награды

Георгий Вицин был удостоен всех высших званий — заслуженный артист, народный артист РСФСР, а в 1990 году получил звание народного артиста СССР. Его труд в кино был отмечен государственными наградами и медалями.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru

Последние годы

Несмотря на многолетнюю популярность, последние годы жизни Вицин провёл скромно. Он передал квартиру дочери и жил в обычной хрущёвке, почти не общаясь с внешним миром. Часто его видели во дворе — он кормил голубей и редко давал интервью. Однако слухи о нищете были сильно преувеличены. Вицин просто не стремился к роскоши и жил по тем же принципам, что и в молодости — скромно и с достоинством.

Наследие

Вицин оставил после себя не только фильмы, но и особый тип актёрской игры — точной, пластичной, почти безошибочной. Он доказал, что настоящий актёр может быть любым: молодым, старым, смешным и трагичным. И не нуждаться при этом в пафосе или внешних украшениях. Только в таланте и труде.