Найти в Дзене

Любовь, семья и университет: истории супругов-коллег Питерской Вышки

Оглавление

В День семьи, любви и верности мы рассказываем о парах, которые не только создали крепкие семьи, но и вместе преподают, исследуют и развиваются в Питерской Вышке. Эти истории доказывают — любовь объединяет сердца, факультеты, лаборатории и целые учебные направления.

Фото предоставлено Митей Харшаком
Фото предоставлено Митей Харшаком

Митя Харшак и Ника Мякиненкова: «Нам все интересно вместе — и работать, и путешествовать»

Митя Харшак — декан Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, преподаватель профиля «Коммуникационный дизайн», магистратуры «Арт-дирекшн культурных институций», Ника Мякиненкова — архитектор, преподаватель профиля «Дизайн среды и интерьера». Вместе они реализуют творческие проекты, учат студентов и воспитывают детей, а их семейные традиции — это и разговоры о типографике за ужином, и совместные поездки в университет.

Как все начиналось

Митя Харшак: Мы познакомились с Никой в 1993–94 годах, когда я, шестнадцатилетний абитуриент, ходил на подготовительные курсы в Академию Штиглица. Курсы вела профессор Эльвира Александровна Субботская — мама моей будущей жены. А Ника как-то заглянула навестить маму на работе. Брат Ники — Саша — занимался со мной на курсах, и я начал регулярно передавать его сестре приветы. И, что было приятно, получать приветы ответные.

Я спросил Сашу, сколько лет его сестре, и, получив ответ, что ей двенадцать, огорчился: молодовата... Но оказалось, что он напутал: ей было уже четырнадцать! Время шло, и Ника стала частой гостьей на наших студенческих вечеринках. Так что знакомы мы больше тридцати лет. А встречаться начали, когда ей было шестнадцать, а мне — восемнадцать. Были помладше наших сегодняшних студентов. Спустя пять лет, в 2001 году, поженились.

Совместная работа

Митя Харшак: Можно я начну со старого анекдота? Он о беседе молодого человека с мудрым старцем и ключевая фраза: «Все без любви — грех!» Я это к тому, что нам все интересно вместе — и работать, и путешествовать, и все остальное... Если бы не было в кайф, то и не занимались бы этим.

Ника Мякиненкова: Интересно, но когда Митя рядом, у меня перестает работать компьютер! Тогда я прошу его куда-нибудь отойти и не смотреть в мой монитор. И я рада, что мы работаем в несколько разных направлениях.

Академические разговоры дома

Митя Харшак: Обсуждаем проекты, показываем друг другу, что получается у студентов. Ника порой спрашивает моего совета по типографике и коммуникационному дизайну, я без ее участия не справился бы, когда мои магистры занимались объемно-пространственным проектированием. Иногда проводим перекрестные занятия: Ника зовет меня выступить у ее группы, а я приглашаю к своим. В вопросах преподавания мы даже спорим: Ника — перфекционист, а мне ближе принцип better done than perfect (сделанное лучше идеального). Неслучайно она и школу окончила с золотой медалью, и факультет архитектуры Академии художеств с красным дипломом. А я в свое время прогулял в 11-м классе (без злого умысла, а по невнимательности) школьный выпускной экзамен по истории, а из Академии Штиглица меня едва не выгнали со второго курса...

Совместные проекты и творческие находки

Митя Харшак: В 2006 году мы написали заявки на стипендии Фонда Баухаус-Дессау в Германии. При этом указали, что мы уже готовая междисциплинарная проектная группа: Ника — архитектор, а Митя — дизайнер. И если будете давать стипендии, то давайте сразу обоим, а по отдельности не поедем. В итоге мы оба оказались стипендиатами Баухауса, сели на машину, доехали до Хельсинки, там на паром — и на полгода осели в Германии. Занимались проектом, связанным с урбанистикой европейских культурных столиц. В тот год этот титул готовились принять Люксембург и Сибиу (Румыния). Мы выбрали для себя Люксембург, проводили там полевые исследования. В центре Европы со своей машиной все довольно близко, и почти ни одни выходные за полгода в Дессау мы не проводили. Там делать настолько нечего, что в нашей группе мы называли город «Депрессау».

Совместный творческий проект по урбанистике европейских культурных столиц обернулся неожиданно — из Германии в Санкт-Петербург мы вернулись уже втроем: по окончанию стажировки у нас случился Made in Bauhaus — Ника была беременна нашей старшей дочерью Алисой (кстати, в этом году она поступает в Питерскую Вышку на наш факультет).

Семейные ритуалы

Ника Мякиненкова: Очень радуемся, когда расписание позволяет ехать на работу или возвращаться домой вместе. Иногда просим учебный офис синхронизировать наши графики — чтобы на длинные выходные выбираться всей семьей.  Обязательно разбираем студенческие проекты или делимся друг с другом разными курьезами и находками наших студентов.

За что ценят друг друга как коллег

Митя Харшак: В Нике ценю ответственность, даже, на мой взгляд, «перетумач» — она будет сидеть ночами консультировать студентов перед просмотрами, ничего не делает наполовину. Как была отличницей во студенчестве, так ею осталась и в преподавательстве.

Ника Мякиненкова: Несомненно, чувство юмора Мити. Но и мудрость, основанную на большом профессиональном и преподавательском опыте.

Кого студенты считают более строгим

Митя Харшак: Я не думаю, что кого-то из нас студенты боятся. По крайней мере, мне хочется в это верить. Вероятно, те, кто не сталкивался со мной в учебном процессе, могут опасаться меня «по долгу службы», как декана... Я совсем не строгий, не буду заставлять кого-то что-то делать, если человеку это неинтересно. Для меня удовольствие работать с теми, у кого глаза горят и кто сам ловит кайф от процесса.

Ника Мякиненкова: Меня не боятся, хотя иногда хотелось бы! А Митю боятся, потому что у него есть борода (смеется. — Прим. ред.).

Если бы семья была феноменом

Митя Харшак: Думаю, мы бы олицетворяли феномен магнетизма. То притягиваемся, то отталкиваемся — но в итоге притяжение побеждает.

Университет как семейное событие

Ника Мякиненкова: Работа в университете похожа на день рождения — появляются новые проекты, и это всегда хочется отметить в кругу друзей. А на нашем факультете работает очень много наших близких друзей, с кем мы были тесно связаны и до Вышки. И многие из тех, с кем мы познакомились и подружились благодаря Школе, в этот ближний круг вошли.

Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Олеся и Сергей Кольцовы: семья, которой по плечу любая междисциплинарность

Олеся Кольцова — профессор департамента социологии, руководит Лабораторией социальной и когнитивной информатики (СКИЛа). Сергей Кольцов — профессор департамента информатики, в СКИЛа ведет крупные проекты в области компьютерных наук,  и работает бок о бок с женой над исследованиями на стыке информатики и наук о человеке. Для Кольцовых семейная междисциплинарность, поддержка и уважение интересов друг друга стали настоящей профессией. Подробный материал про супругов выходил на сайте Питерской Вышки в декабре. Приводим короткие цитаты из интервью.

Как все начиналось

Олеся Кольцова: Моя семья — из интеллигентской среды: мама преподавала математику, папа работал в ИТМО. Я какое-то время искала себя — даже поступила сначала на журфак. Только на третьем курсе поняла: мне ближе наука, а не журналистика.. И помог мне это понять Сережа, с которым я как раз тогда познакомилась, преподавая английский язык в его группе.

Сергей Кольцов: Я всегда хотел найти девушку-гуманитария с высшим образованием. Другие виды девушек мне были не очень интересны. Мне нужен был человек, который дополнял бы меня в том, чего мне не хватает. А языки — русский, английский — и различные гуманитарные дисциплины — это то, что и раньше, и сейчас мне дается тяжело. Я увидел Олесю, и она мне сразу понравилась. С ней интересно беседовать. Она была очень активной и такой остается. Олеся — мой человек.

Совместные научные и образовательные проекты

Олеся Кольцова: С 2012 года вместе создаем лабораторию СКИЛа. Сергей — генератор идей, я — систематизатор. Он ведет часть проектов, я координирую лабораторию целиком, мы консультируем друг друга по рабочим вопросам ежедневно.

Сергей Кольцов: Очень помогает, что я могу переводить гуманитарное на техническое и наоборот. Мы оба междисциплинарные исследователи — этим и сильны.

Академические разговоры дома

Олеся Кольцова: Дискуссионные ужины — наша традиция. Когда жили с моими родителями, часто прямо за столом начинали рыться в  энциклопедии. Сейчас к этому подключаются дети, а энциклопедию заменил интернет.

Сергей Кольцов: Я часто вставляю свои пять копеек в гуманитарные дискуссии, и эта пересборка компетенций — главный секрет наших успехов.

Олеся Кольцова: Все решаем коллегиально — не только на работе, но и дома.  Пусть формально я — руководитель лаборатории, а Сергей — ведущий научный сотрудник. В быту тоже делим: он — техника, я — здоровье и образование детей.

Сергей Кольцов: Для меня важно поддерживать эмоциональный баланс в семье — и помнить, что самое ценное в жизни это стабильность и близость.

О семейных ценностях

Сергей Кольцов: Для меня важно само наличие семьи — и поддерживать эмоциональный баланс внутри.

Олеся Кольцова: Быть вместе, несмотря на сложности, несмотря на разногласия — это главное. Семья у нас, как и лаборатория, держится на балансе, взаимной поддержке и умении договариваться.

Подробное интервью семьи Кольцовых по ссылке.

Фото предоставлено Андреем Пуниным
Фото предоставлено Андреем Пуниным

Андрей Пунин и Екатерина Филипенко: арт-перформанс длиной в десять лет

Андрей Пунин и Екатерина Филипенко — творческий союз, который не только преподает в Школе дизайна Питерской Вышки, но и совместно реализует художественные проекты и выставки, вдохновляет студентов и… продолжается в новых поколениях. Для Андрея и Екатерины грань между семьей и университетом давно стерлась: творчество и дом, работа и совместные открытия — все это просто жизнь.

Как все начиналось

Андрей Пунин: С Катей знаем друг друга очень много лет: учились в одной школе, я — на два года старше. Конечно, она была самая красивая девочка в школе, звезда. Тогда даже не думал, что она станет моей супругой… Потом жизнь закружила, случайно нашли друг друга в интернете, списались, познакомились снова. Все завертелось — это был 2014 год. В прошлом году отметили десять лет знакомства, в этом — десять лет нашей семейной жизни.

Семья и Вышка — одна команда

Андрей Пунин: Огромная часть наших разговоров посвящена работе, потому что Вышка — больше, чем просто университет или учебное заведение. Это действительно общность людей, в работе которых есть элемент подвижничества, и нам невероятно интересно в этом участвовать. Конечно, мы много времени обсуждаем академические темы, студентов. Поскольку проекты, которые мы создаем в рамках учебного процесса, очень часто пересекаются и переплетаются, то, естественно, делимся всеми сложностями и находками, связанными с нашей творческой учебной жизнью.

Вышка — это и есть наша семья. В этом году закончил бакалавриат коммуникационного дизайна мой сын Миша Пунин, сейчас он поступает в магистратуру «Арт-дирекшн культурных институций». А младший, Вовочка, учится на Медиакоме. Они дружат и занимаются совместными проектами. Я действительно перестал понимать, где у меня заканчивается семья и начинается Вышка — это просто одно целое. Практически все наши друзья — это наши коллеги. А студенты, которые заканчивают бакалавриат, через какое-то время начинают с нами работать и тоже становятся друзьями.

Совместное творчество

Андрей Пунин: Честно говоря, для меня все лучшие проекты — с Катей. Она гениальный художник и иллюстратор. Работать с ней непросто, но результат всегда получается блистательный. Например, в прошлом году проходила выставка в Эрмитаже, посвященная приключениям барона Мюнхгаузена в России. Вся эта выставка была построена на художественных образах, разработанных Екатериной и ее ученицами. Или был очень интересный проект в пандемию под названием Football is Art, где созданные Екатериной образы великих художников вышли играть на футбольное поле «Газпром-арены». Поскольку и искусство тогда отменялось, и футбол отменился, это был проект об общности в тяжелую годину.

Курьезы и семейные ритуалы

Андрей Пунин: Забавных случаев не пересчитать! Все это связано с тем, что мы активно привлекаем к нашим проектам студентов — я со своей стороны, Екатерина со своей. И конечно, это часто превращается в своего рода паноптикум, потому что творческие процессы всегда нужно систематизировать, особенно когда их необходимо уложить в музейную тематику или выставочный формат. Это всегда жесткий тайминг, свои нюансы и проблемы, но тем не менее проекты получаются очень забавные. Таких случаев действительно много.

За что ценят друг друга как коллег

Андрей Пунин: Она красавица. Что еще надо? А если по-настоящему — умница, талантливая, все в руках горит. Студенты ее очень любят, и это действительно ценно. Недавно я зашел в аудиторию на третьем этаже, где проходят арт-практики. Там как раз был просмотр работ абитуриентов с подготовительных курсов, и вдруг я увидел на доске надпись фломастером: «Катя Филипенко самая красивая». Видимо, у нее появился поклонник среди студентов. Честно говоря, мне это было приятно видеть — чертовски здорово, когда преподавателя так ценят.

Кого студенты считают более строгим

Андрей Пунин: Думаю, я более строгий педагог. Мне кажется, что я и обязан быть строгим — а Катя пусть будет доброй. Хотя на самом деле роли чередуются: стараемся дать студентам самое лучшее, а иногда строгость — неотделимая часть.

Если бы семья была феноменом

Андрей Пунин: Это был бы перформативный феномен: наш собственный перформанс уже длится десять лет, а результатом стала дочка Анна Андреевна, которая как раз 8 июля отмечает день рождения и тоже уже творит вместе с нами.

Университет как семейное событие

Андрей Пунин:

Мне кажется, наша арт-практика и вообще процесс обучения в Вышке очень похожи на подготовку к Новому году. Это шумно, нервно, но неизбежно — как сессия, которая обязательно наступает, хотим мы того или нет. И в итоге все получается блистательно, а желания, как правило, сбываются.

У нас сессия — как Новый год: все долго и старательно готовятся, развешивают украшения, наряжают елку, готовят подарки, упаковывают коробки. А потом, уже совершенно обессиленные, садятся за стол и пытаются торжествовать. И у них это прекрасно получается.

Я думаю, что по большому счету наш процесс можно уже снимать в сериале, практически без купюр. И это, как ни странно, было бы интересно не только тем, кто в нем снимается. Потому что действительно и сами мы веселые, и нас окружают потрясающе талантливые люди — наши коллеги по Школе дизайна — удивительные, уникальные, нестандартные.