Найти в Дзене

Если философ не придумывает концепты - он не философ (Ж.Делез)

Эпизод 1.
"Создание концептов по-прежнему остается задачей философии" (Ж.Делез).
И Делез уклоняется от ответа на вопрос: "что такое концепт?". Не об этом нужно спрашивать. Вот Платон создал (придумал) концепт "Идея". Какую проблему решал этот концепт?
А мы уже знаем: только вопрос "как это возможно?" переводит нас в лоно философии. И концепт "Идея" связан с чем-то, что отвечает на вопрос: "как что-то возможно?". Что возможно?
Кто-то, кто говорит много о Делезе (и даже пишет о нем статьи и книги) ответит? А вы попытаетесь? Эпизод 2.
Итак, концепт Платона "Идея". Если не найдем проблему, к которой этот концепт относится, то неминуемо наше философствование будет абстрактным (никому не нужным трепом). И... о боже, это всего лишь ответ на вопрос "как возможно вИдение наилучшего?". В том числе и лучшего из претендентов (в суде, на Олимпийских играх, в споре, в театре и т.д.). Историки называют греческую культуру "культурой агона" ("культура стыда" в отличие от "культуры вины"). В "культуре с

Эпизод 1.
"Создание концептов по-прежнему остается задачей философии" (Ж.Делез).
И Делез уклоняется от ответа на вопрос: "что такое концепт?". Не об этом нужно спрашивать. Вот Платон создал (придумал) концепт "Идея". Какую проблему решал этот концепт?
А мы уже знаем: только вопрос "как это возможно?" переводит нас в лоно философии. И концепт "Идея" связан с чем-то, что отвечает на вопрос: "как что-то возможно?". Что возможно?
Кто-то, кто говорит много о Делезе (и даже пишет о нем статьи и книги) ответит? А вы попытаетесь?

Эпизод 2.
Итак, концепт Платона "Идея". Если не найдем проблему, к которой этот концепт относится, то неминуемо наше философствование будет абстрактным (никому не нужным трепом).

И... о боже, это всего лишь ответ на вопрос "как возможно вИдение наилучшего?". В том числе и лучшего из претендентов (в суде, на Олимпийских играх, в споре, в театре и т.д.).

Историки называют греческую культуру "культурой агона" ("культура стыда" в отличие от "культуры вины").

В "культуре стыда" в качестве основных мотивов поведения выступают внешние оценки. Отсюда и стремление к внешнему одобрению окружающих, соперничество, подражание лучшим. Здесь все превращается в состязание.

А вот "культура вины" ориентируется на "внутренние ценности", "голос совести", не зависящий от мнения толпы.

Грекам чуждо, считают западные антропологи, чувство вины, тогда как боязно показаться смешным, стыдно проиграть в споре, важно стремиться к лидерству и обойти (опровергнуть) соперника.

В философии же (скажем так: в грамотной философии) эти разведенные состояния (вина и стыд) связываются в "героическом сознании". "Герой" в философии (не нужно вкладывать психологический смысл в слово "герой") суть человек собранный, полностью присутствующий "здесь и сейчас", совершенный. Символом "героического сознания" (кстати оно и предшествовало появлению философии) является "вертикаль" ("самостояние"). Или состояние человеческой зрелости, акмэ. Взрослое состояние.
В естественном, обычном состоянии мы несовершенны (не в "лучшей версии себя"). Да и вещи всегда лишь частично нам представлены (мы всегда видим лишь часть дома. Но все же мы видим дом. "Идея" или "форма" есть одновременно: и дом "полностью", и человек в полноте своего существа, то, что не бывает естественным образом.