Почему нельзя сравнивать действия ВС РФ с фронтовыми операциями Второй мировой войны – в обзоре FederalCity.
По сообщениям украинских СМИ, территориальные потери незалежной в неделю составляют около 170 кв. километров. Если учесть, что линия фронта составляет более 2 тысяч километров, то цифра не кажется большой. Однако, если подсчитать количество недель в году, то на выходе - около 8 840 квадратных километров. Получается, что киевский режим ежегодно теряет территорию размером с Кипр.
Обстановка в зоне СВО на Украине с 30 июня по 7 июля 2025 года – события и итоги
С другой стороны, взятие ВС РФ под контроль 170 кв. километров еженедельно означает, что стратегическая инициатива прочно удерживается русской армией, а ВСУ вынуждены постоянно отступать.
Тем не менее, многие российские политики, блогеры и журналисты (как правило, ни разу не бывавшие на передовой) высказываются в том смысле, что ВС РФ продвигаются вперед недостаточно быстро и приводят в пример наступательные операции Красной Армии времен Великой Отечественной войны.
"Стратегическая наступательная операция "Багратион", в ходе которой была полностью освобождена Белоруссия, взяты часть Прибалтики и восточной Польши, и полностью разгромлена немецкая группа армий "Центр", продолжалась чуть более двух месяцев, с 23 июня по 29 августа 1944 года. На начальном этапе наступления, с за неполные одиннадцать суток, советские войска прорвали фронт на 240 километров и вышли в западную часть Белоруссии – при среднесуточном продвижении в 20 километров", - уточняет эксперт FederalCity, доктор исторических наук Константин Мензелинцев.
Действительно, темпы наступления впечатляющие, особенно на фоне штурмов поселка где-нибудь на Донбассе, который длится даже не неделями, а месяцами.
Однако не стоит забывать, что российским воинам приходится сражаться совсем в других условиях, нежели чем их деды и прадеды 80 лет назад. В то время военачальники могли сосредотачивать огромные массы войск и техники незаметно для противника. Весьма скромные возможности визуальной и агентурной разведки это позволяли. Скрытность и внезапность удара обеспечивали быстрый прорыв участках фронта с наиболее слабой обороной. Она подавлялась массированным артиллерийскими и бомбовыми ударами, а далее в прорыв шли танковые клинья. Поэтому и достигались эти 20 километров в сутки.
Сейчас такие наступления в принципе невозможны. Спутниковые группировки, разведывательные дроны, мгновенная обратная связь, повсеместное использование населением мессенджеров, авиация ДРЛО и многие другие достижения современной техники мгновенно вскроют локации сосредоточения крупных сил, после чего они немедленно будут накрыты комбинированными ударами, а обороняющаяся сторона оперативно подтянет резервы, измотает в встречных боях и проведет результативную контратаку.
Если, несмотря на потери, оборонительные позиции удастся прорвать, то растянувшиеся линии снабжения будут атакованы не разовыми налетами авиации, а БПЛА, ракетами, ФАБами и другими современными средствами поражения в режиме 24/7. Лишенная снабжения и резервов наступательная группировка будет обречена.
Именно поэтому темпы наступления ВС РФ не 20 километров в сутки, а 200-300-400 метров. При этом еженедельно противник теряет от 2.5 до 4 тысяч убитыми и ранеными, сотни единиц западной техники и вынужден оставлять хорошо подготовленные позиции и перемещаться на менее оборудованные линии обороны. Россия истощает украинский военный потенциал, неся при этом в разы меньшие потери.
Именно такая стратегия принесет результат на обширном поле боя, которое является с двух сторон совершенно прозрачным, а не покрытом туманом войны – как это было во Второй мировой.