Это финальная статья о постройке Як-9Т в сорок восьмом масштабе производства компании «Звезда», и выходу её именно сейчас поспособствовал североатлантический циклон «Корнелиус», заставивший перенести поход на лесную речку на неделю. Именно столько времени понадобилось на то, чтобы завершить окончательную сборку модели и провести фотосессию.
Прежде чем поведать о трудностях этой самой окончательной сборки, добавлю несколько слов о работе с декалями. Как уже писал раньше, выбрал вариант из набора Colibri Decals 48052 Як-9Т. Она, как, впрочем, и все декали, произведённые компанией «Бегемот», имеет в моём понимании достаточно толстую подложку, которую невозможно растворить (по крайней мере мне такая химия неизвестна). Если невозможно растворить, значит, необходимо срастить. Делаю это следующим образом. Нанесённая на модель декаль покрывается глянцевым лаком, который моментально маскирует подложку, убирая толщину.
Далее следует просушка и шлифовка. Использую маникюрные бафы, так как мне с ними работать удобнее, чем с другими шлифовальными инструментами.
На фото выше видно, что на ближайшей к тузу звёздочке ещё видна подложка, а звезда на киле выделяется толщиной. Ещё один слой лака,...
...просушка и шлифовка. Эта процедура повторяется до тех пор, пока декаль полностью не сольётся с моделью, после чего последняя покрывается финишным слоем лака.
Очень важно не «заливать» натуру лаком, а работать тонкими слоями, иначе модель приобретёт искусственный вид и утратит рельефность.
Этот метод использую при работе с декалями «Бегемот» и подобными. Не считаю его идеальным, так как не приемлю лишнюю химию на модели, однако ничего лучше пока придумать не смог. В доинтернетную эпоху, когда компания именовалась «Travers»,...
... методы работы были гораздо экстремальнее. Модель покрывалась нитролаком, а после нанесения декалей обливалась 646-ым растворителем ). Надпись на «тридцатьчетверке» как раз из подобного набора.
Окончательная сборка модели — это самый ответственный этап всей стройки, во время которого надо быть очень внимательным, чтобы не накосячить и не нанести модели или лакокрасочному покрытию повреждения. Правда, случаются и другие неприятности. На этот раз такой неприятностью стала, кто бы мог подумать, снова жидкая маска, правда, в этот раз не Jim Scale, а «Хася Моделист». Проблема всё та же. При долгом нахождении на внутренних поверхностях остекления она задубела и «намертво» к нему приварилась. Удаляться никак не хотела, и в какой-то момент даже склонялся к тому, чтобы заказать ещё одну модель ради остекления, однако раньше, чем я это сделал, взгляд упал на фен, и пришла в голову мысль, раз уж всё равно выбрасывать, попробовать нагреть злосчастную маску.
Метод сработал. Периодически нагревая, в конце концов скатал её в шарик. Пронесло. Итак...
Не стоит оставлять жидкие маски Jim Scale и «Хася Моделист» в течение длительного времени на модели.
В чате телеграм-канала «Моделизм 1/35» https://t.me/modelizmihobby пишут, что на жидкую маску можно клеить 3D-декали. Верю сразу и окончательно ).
В остальном финальная сборка прошла более-менее гладко, и раз рассказать более особо нечего, просто покажу, что получилось.
В заключение покажу, как выглядят на модели некоторые дополнения, которые использовал при постройке модели. Начну с прекрасных решеток крыльевых воздухозаборников и масло- и водорадиаторов из набора фототравления «Микродизайн» МД 048045.
Уже только ради них стоило покупать этот набор травления. Выхлопные патрубки Э.В.М. RS 48032.
Колёса шасси под давлением Э.В.М. RS 48021.
Пушка НС-37 для Як-9Т 1/48 Э.В.М. BR 49013.
Наборы деталей интерьера Quinta Studio QВ 48398, QR 48018 и экстерьера QP 48031 для Як-9Т 1/48 Звезда 4831.
Як-9Т отправляется на полку в компанию к ЛаГГ-3, который запилил весной.
Собирая эти две модели, экспериментировал с красками Jim Scale и АКАН шестой серии. В работе над ЛаГГом основу составила первая, а вот Як-9Т целиком покрашен АКАНом. Эксперименты касались удаления лакокрасочного покрытия путём вытирания и шлифовки. Хотелось бы сказать, что наконец-то понял эти краски и отработал методики, но это не соответствовало бы истине, и поэтому продолжу изыскания на следующих моделях. Обязательно возьму в производство «звёздный» Як-7Б в сорок восьмом масштабе и наверняка какой-либо из опять же Яков седьмых в тридцать втором масштабе от DFM. Но это всё в перспективе, а в настоящий момент все мысли о предстоящем походе на лесную речку.
Какой проект будет следующим, пока не знаю. Коробка с ГАЗ-66, которую так долго ждал, всю неделю пролежала не распечатанная, и, соответственно, на вопрос о возможности доделать передний мост так, чтобы можно было поворачивать колёса, используя только детали из комплекта, пока ответить не могу, обязательно это сделаю, как только вернусь с речки . Обо всём будет доложено здесь.
Спасибо за прочтение этой статьи, особая благодарность подписчикам за поддержку. Всем удачи и творческих успехов.
P.S. На канале теперь есть подборка публикаций о постройке модели.