Мне было тринадцать, когда умерли мои родители. С разницей в полгода. Сначала папа, а затем мама. Нас в семье было трое: старшая сестра на тот момент была уже замужем и жила отдельно. А меня и младшую сестру забрали к себе в частный дом на воспитание бабушка с дедушкой.
В день моего шестнадцатилетия умер дедушка, и бабушка, как могла, тянула нас двоих на свою пенсию и зарплату ночного сторожа.
Каждое лето я искала работу на три месяца и отдавала всю зарплату бабуле, но деньги, заработанные за это время, были смехотворны по сравнению с тем, какие суммы на нас тратила бабуля. Было трудно. Летом сажали и выращивали овощи в своём огороде, а потом делали из них салаты и разные закрутки, выращивали картошку впрок. Держали кур и козу. Это очень выручало во времена безденежья.
Бабушка нас очень любила. Делала всегда хорошие подарки на дни рождения и Новый год. Если наш класс ехал в Москву на экскурсию или на концерт, бабуля всегда выделяла на это деньги. Давала с собой на карманные расходы вполне приличную сумму, чтобы мы не чувствовали себя ущемлёнными. Правда, после таких развлечений мы могли неделю есть то, что есть в погребе, или лепили вареники с мочёной брусникой и ели их, запивая козьим молоком.
— Леночка, — говорила бабушка, видя мои переживания, — не волнуйся. Главное, чтобы вы с Верой учились хорошо. Остальное приложится.
— Но, бабуля, тебе же самой ничего не остаётся...
— Мне много и не надо. Вот вырастите большими, образованными — это мне и будет лучшей наградой.
На мой выпускной бабушка купила мне платье моей мечты: тёмно-синее, с открытыми плечами, приталенное, длинное. Когда выбирали наряд, я на него даже смотреть боялась, подозревая, сколько оно может стоить. Но бабуля сказала:
— Лена, а вот это? Я думаю, тебе должно пойти! Давай, примерь!
Примерила... Платье село идеально. Бабушка отнесла его на кассу и твёрдо сказала:
— Берём!
Я попыталась её отговорить:
— Ба, оно стоит как три твоих пенсии, не надо.
— Леночка, пенсии ещё будут, а выпускных у тебя больше нет! Проедем на картошке с огурцами и солёными грибами, выберемся!
— Но как же мы потом жить будем?
— А как жили? Так и будем. У нас огород есть, хозяйство. Не пропадём. Зато ты будешь самой красивой на выпускном.
Я была самой красивой выпускницей во всей школе (по крайней мере, мне так казалось...).
Отучившись в нашем колледже, пошла работать. Вот тогда мы зажили вполне обеспеченно. Младшая сестра Вера через пять лет после меня тоже закончила школу и тоже получила самое красивое, на её взгляд, платье на выпускной, но здесь «банковала» уже я!
— Теперь моя очередь тебя баловать, — сказала я бабушке, принося зарплату.
— Доченька моя, да я и не думала, что когда-нибудь так заживём. Холодильник полный, и на столе всегда что-то есть...
— Это ты нас поставила на ноги, бабуля. Дала образование, воспитала. Теперь мы тебе всё вернём.
Далее я вышла замуж.
Бабушка очень полюбила своего зятя. Частенько его баловала пирогами, а по выходным и стопочкой наливки. Заканчивалось всё это душевными полночными посиделками с лёгкими разговорами и красивыми песнями. Мы в семье все любим попеть. И мой муж быстро втянулся в наш «ансамбль».
— Хороший ты парень, — говорила бабушка зятю. — Лену мою не обижай только.
— Да что вы, бабуля! Я её на руках носить буду.
— Вот и хорошо. А то я хоть и старая, но постоять за внучку смогу!
Потом родился Дима. Бабуля обожала правнука.
Вынянчила его с пелёнок. Когда Диме был год, он убежал от неё со двора в одной распашонке, поднырнув под калитку. Бабуля бегала по всему переулку, искала его, чуть инфаркт не заработала. А Дима стоял за гаражом и смотрел, как «смешно» бегает бабуля...
— Димочка! — кричала она. — Где ты, сокол мой?
А когда нашла его, то только прижала к себе и заплакала от облегчения.
— Ты чего же меня так пугаешь, мой хороший? Бабуля же волнуется!
Когда Диме исполнилось два года, мы переехали в Москву.
Муж, продав свои квартиры в нашем городе, купил однокомнатную в столице. Звали переехать с нами и бабулю, так как Верочка к этому времени уже тоже выскочила замуж и переехала в область, и бабушка осталась в доме одна.
— Поехали с нами, бабуля, — уговаривала я. — Зачем тебе одной здесь мучиться?
— Нет, Лена, не поеду. Мы здесь с дедом всю жизнь прожили. Детей вырастили, внуков. Я вон даже правнуков застала... Здесь буду помирать. Дома...
— Но тебе же будет тяжело совсем одной!
— Ничего, привыкну. Соседи есть, в магазин дойду. А главное — вы приезжать будете. Это самое важное.
Мы старались ездить к бабушке как можно чаще, но много не накатаешься с маленьким ребёнком... Да ещё я вскоре забеременела вторым малышом. Бабушке об этом сказала первой после мужа. Она очень обрадовалась:
— Девка будет! Хватит с нас парней! Уже четыре правнука, правнучка нужна! Точно девка будет! Елизаветой назови, если лучше имени не придумаете... Счастливой будет, вот увидишь...
— Откуда ты знаешь, что девочка? — засмеялась я.
— А я чувствую. Сердце подсказывает. Лизонька будет, моя хорошая. Я её буду нянчить, как Димочку!
Это был наш последний с ней разговор...
После нашего отъезда у бабули случился инсульт. Соседка, которая зашла её проведать, вызвала скорую, но спасти бабушку не смогли...
Сегодня год после того страшного дня. Мы с сёстрами накрыли поминальный стол. В центре стола стоит огромное блюдо с брусничными варениками и кувшин с молоком. По дому бегают четыре правнука моей бабушки, а на руках моего мужа сидит полугодовалая большеглазая девочка Елизавета, которую бабуля так и не застала, но умудрилась дать ей имя...
— Смотри, — шепчу я дочке, — это твоя прабабушка на фотографии. Она тебя очень любила, хотя и не видела.
— Жаль, что она не дождалась, — грустно говорит Вера. — Так мечтала правнучку понянчить.
— Но она знала, что Лизочка будет, — отвечаю я. — И имя дала. Значит, благословила её.
Мы с семьёй обязательно споём любимые бабушкины песни после того, как разойдутся соседи, поплачем, повспоминаем смешные и не очень случаи из трудной бабушкиной жизни... и разъедемся все по своим домам...
Но я точно знаю: пройдёт время, но моя любовь и благодарность к бабушке не пройдёт никогда. Я люблю тебя, бабуля, и никогда не забуду. Я хочу, чтобы ты это знала даже там, на небесах... 🙏🏼
Автор: Елена Стриж ©