«Зачарованные» с самого детства были и остаются моим любимым сериалом. Пользуясь тем, что я таки психолог, я решила проанализировать своих любимых героев, и поделиться с вами.
Анализ получился большой, поэтому буду делиться частями.
Часть 1.
Начнем с первого состава. В моем представлении, он очень архетипичный: как говорится, старший умный был детина, средний был и так, и сяк – ну, вы поняли. Вообще, все персонажи хороших историй перекликаются с архетипами. Иначе мы бы им не верили. Но сперва мне бы хотелось поговорить не об архетипах. Мне бы хотелось процитировать Фиби: «об этом писал еще старик Фрейд»(с)
Первый состав Зачарованных - это олицетворение структуры личности по Фрейду: Ид, Эго и Супер-Эго. Которые распределены согласно всем канонам – по старшинству.
Фиби – ид, сосредоточие желаний и инстинктов. Она делает, что хочет, говорит, что хочет, занимается сексом, с кем хочет. Уехать в Нью-Йорк без денег? Не проблема. Прогуляться по Алькатрасу, игнорируя список дел по дому? Легко. Фиби про «хочу», про непосредственность. Для нее быть ведьмой – это весело, это про удовольствие. Она хочет ею быть!
Прю – супер-эго, фактор контроля. Супер-эго формируется под влиянием родительских фигур, которые перемещаются из реальности к нам в голову (сначала мама говорит «не суй пальцы в розетку», а потом уже внутренний голос). А Прю сполна примерила на себя роль родителя. Она – про «должна», про правила, мораль, контроль и порядок. Хочу быть фотографом, а надо – оценщиком. Хочу быть ребенком, а надо – мамой для сестер. Для нее быть ведьмой – это долг. Она обязана спасать невинных. Этот долг также исполняется по всем правилам. Заметьте, именно Прю, получив силу, спрашивает: «А ведьмам вообще можно иметь парней?».
Как ид и супер-эго не могли бы существовать в нас без эго, так Прю и Фиби поубивали бы друг друга без Пайпер. Именно она в первом сезоне берет на себя функцию эго, примеряя буйный ид и строгое супер-эго. Пайпер – про «могу», про реальность, про возможности, про вынужденность. Надо зарабатывать деньги, хочется открыть ресторан – могу открыть клуб. Для нее быть ведьмой – вынужденность, реальность, которая иногда нравится, а иногда в тягость, но от которой никуда не деться.
Это данность первого сезона. А дальше – происходит развитие – и каждой персонажки в отдельности, и сестер как группы. Углы сглаживаются, крайности усредняются, каждый обнаруживает в себе черты другого, оставаясь при этом собой. Все, как и в жизни. Иначе не выжить.
Если бы Фиби всегда следовала за своими желаниями, она бы стала злой, и сестрам пришлось бы её уничтожить (как вариант). Пайпер никогда бы не создала семью, если бы не была готова страстно биться за свои желания.
Рассмотрим динамику персонажек в первых трех сезонах.
Фиби закономерно становится более взрослой и ответственной: ищет работу, выстраивает долгосрочные отношения, выходит замуж. Но доминанта ид остается. Обратите внимание, что она единственная из сестер большую часть сериала горячо любит свою работу. Даже принимая серьезные, ответственные, вынужденные решения, в поведении Фиби всегда остается приверженность желаниям, страсти и удовольствию.
Её персонажка развивается гармонично и травматично. И это не оксюморон – мы все развиваемся через своеобразные травмы, болезненное столкновение с реальностью (просто иногда мы их «перевариваем», а иногда нет).
В первом сезоне Фиби практически непослушное дитя. Она не играет важной роли ни в колдовской части (её дар часто принижают и в следующих сезонах), ни в человеческой– безуспешные попытки найти работу или саму себя. Также важно подчеркнуть, что её проступки (например, использования дара для личной выгоды) остаются практически безнаказанными – то есть её снисходительно прощают как маленького непослушного ребенка. Также очень символичным я считаю столкновение Фиби с её детским страхом – Бугименом. Рост персонажки есть, но небольшой.
Но уже с первых серий второго сезона детство резко заканчивается, а шалости имеют серьезные последствия. Например, казнь на костре. Эту несостоявшуюся гибель можно считать символической смертью Фиби-ребенка. И действительно, она становится гораздо взрослее: поступает в колледж, волонтерствует, а иногда даже спасет старших сестер! Как в серии с картиной, например.
Третий сезон для Фиби – это Коул. Я думаю, ни от кого не ускользнул тот факт, что их роман – аллегория созависимых отношений с аддиктом. В одной из серий Пайпер даже проводит эту аналогию, говоря: «отпускать Коула в подземный мир, всё равно, что пускать алкоголика в бар». Их историю не уместить в одном абзаце, и я хотела бы посвятить отдельную статью тому, почему именно Фиби оказалась в отношениях с демоном, как они развивались, и как ей удалось из них выйти.
Пайпер не так сильно раскрывается в первых трех сезонах, как после смерти Прю. Хотя в семье Холливел ей отведена очень важная роль (об этом мы поговорим позже). Если же рассуждать о «сглаживании углов», то Пайпер по примеру Фиби все больше раскрывает свой ид, позволяя себе нарушать правила и бороться за желаемое. Наиболее ясно это видно на примере их отношений с Лео. Хотя можно сказать, что и её супер-эго начинает больше себя проявлять – ему есть место в её роли владелицы клуба.
Тем не менее, эта сестра часто находится в тандеме с Прю, что делает её практически зависимым ребенком, оглядывающимся на родителя с вопросом «что делать?». Символическая сепарация происходит за счет отношений с Лео. Когда они развиваются, и Пайпер начинает развиваться, обретая свой голос. И голос говорит, что хочет перестать быть ведьмой, что заслуживает счастья, что будет хорошей женой. Наконец, этот голос отстаивает и границы с сестрами. Это ярко видно в серии с демоном ярости. Но по большому счету в первых сезонах Пайпер остается в тени старшей сестры, замещающей для неё материнскую фигуру.
Прю тоже «учится у сестер», к тому же ей больше не нужно опекать их как детей, поэтому она может оставить роль родителя (о чем она сама с сожалением упоминает). Её персонажка во втором сезоне трансформируется невероятно сильно. Можете ли вы представить Прю из первого сезона, лебезящую перед начальником, и говорящую «я способная, дайте мне шанс»? Или Прю из первого сезона и её капризного кумира Финли?
Прю, на мой взгляд, заново «проигрывает» потерянную юность. Возможно, именно поэтому её героиню так часто «отсылают» к прошлому. Например, в серии «Удача Мёрфи» она вспоминает себя семнадцатилетнюю, мечтающую стать фотографом. А в последней серии второго сезона она буквально становится подростком, благодаря джину. Да и в третьем сезоне она показывает свою бунтарскую сторону, срывая свадьбу Пайпер.
Однако, некоторые стороны её характера все-таки остаются ригидными. И, хотя фанаты знаю, почему Прю так рано умирает, мне хочется предположить, что её сгубила именно неспособность к гибкости и адаптации. «Ненужная» выросшим сестрам, она всё больше посвящает свою жизнь миссии Зачарованных. И тут она по-прежнему командир. Она берет на себя очень много, бесстрашно лезет прямо в пекло. Прю не умеет работать в команде, если эта команда не работает на неё. Помните, «Гордыня – это грех, который нельзя победить»? И, кажется, он её и убивает. Слишком уверенная в своих силах, она загоняет себя в ловушку, в которой погибает.
To be continued
Авторка: Елизавета Арефьева