Найти в Дзене
Заметки геоэколога

Изменения качества водных ресурсов в результате военных действий. Долгосрочные последствия

Тверской государственный университет, честь ему и хвала, а Биологическому факультету, отдельно, провёл научную конференцию «Экологические последствия войны: полемохоры в ландшафтах Восточной Европы» и опубликовал материалы докладов конференции: Экологические последствия войны: полемохоры в ландшафтах Восточной Европы: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Тверь, 20–22 марта 2025 г. / под общей редакцией д-ра биол. наук А.А. Нотова. [Электронное издание сетевого распространения]. – Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2025. – 98 с. Сразу, отвечая на вопрос, что такое полемохоры, это – чужеродные растения, занесённые в период Великой Отечественной войны на территорию Центральной России. Ну а Тверской области всегда доставалось, что при монголо-татарах, что при германском нашествии в Империалистическую, что в Великую Отечественную, полной мерой. Ну и соответственно «цветоч

Тверской государственный университет, честь ему и хвала, а Биологическому факультету, отдельно, провёл научную конференцию «Экологические последствия войны: полемохоры в ландшафтах Восточной Европы» и опубликовал материалы докладов конференции: Экологические последствия войны: полемохоры в ландшафтах Восточной Европы: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Тверь, 20–22 марта 2025 г. / под общей редакцией д-ра биол. наук А.А. Нотова. [Электронное издание сетевого распространения]. – Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2025. – 98 с.

Сразу, отвечая на вопрос, что такое полемохоры, это – чужеродные растения, занесённые в период Великой Отечественной войны на территорию Центральной России. Ну а Тверской области всегда доставалось, что при монголо-татарах, что при германском нашествии в Империалистическую, что в Великую Отечественную, полной мерой. Ну и соответственно «цветочков» с чужих берегов, на чужих сапогах, принесли нам полной мерой, своими же телами, как и нашими, как и нашими… удобрили те «цветочки», и они прижились. Так, что тема актуальная и не только про растения. О чём и написал во введении к сборнику профессор кафедры ботаники Тверского университета, доктор биологических наук Александр Александрович Нотов, настоящий ботаник, в превосходном понимании этого слова.

Профессор кафедры ботаники Тверского университета, доктор биологических наук Александр Александрович Нотов [https://botany.tversu.ru/employees/144].
Профессор кафедры ботаники Тверского университета, доктор биологических наук Александр Александрович Нотов [https://botany.tversu.ru/employees/144].

Среди всего прочего и краткие тезисы моего доклада моей коллеги Е.А Есиной «Ретроспективная оценка экологических последствий военных действий» [https://tversu.ru/bioconf/pages/3242] и моего доклада «Изменения качества водных ресурсов в результате военных действий. Долгосрочные последствия». Темы, как мы понимаем, более чем актуальные, не только в прошлом, но в настоящем и будущем.

Изменения качества водных ресурсов в результате военных действий. Долгосрочные последствия.
С.П. Якуцени. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

Высокой степени интенсивности боевые действия обеспечивают значительные и долгосрочные последствия на водные ресурсы, как на поверхностные, так и на подземные воды. С Первой мировой войны начинаются принципиальные по качеству изменения воздействия боевых действий на гидросферу и всю локальную и региональную биосферу, существенно выходя за территории ведения боёв. Общее количество боеприпасов изготовленных и использованных армией Российской империей, только по 76 мм зарядам с 1914 по 1917 гг., 155 920 шт. При этом, для изготовления снарядов, взрывчатых веществ для снаряжения выстрела, гильз, трубок и пр. в количествах, соответствующем производству каждых 10000 тонн пороха, требовалось (тыс. т.): азотной кислоты – 34,0; серной кислоты (60 и 20%) – 36,1; олеума (раствор серного ангидрида в безводной серной кислоте) – 27,2; азотнокислого аммония – 6,0; спирта – 8,5 млн. л; стали – 1 500,0; меди и латуни – 8,2; свинца – 4,0; цинка – 1,0; стальной жести – 2,1 (Шварте, Макс, 1927). Все эти материалы в соединениях перешедших их химически устойчивых в открытые для геохимических связей поступают в почвы, а затем в универсальный транспортёр всех химических веществ – гидросферу и распространяются по всей биоте. Великая Отечественная Война, сохраняя общий гидрохимический фон, возникающий в результате боевых действий, на порядки увеличила объёмы поступления потенциально токсичных веществ в биосферу, изменяя геохимический и гидрохимический фон целых регионов на десятилетия. Это же качественно изменяло характер растительности пострадавших от войны регионов.

Если Первую мировую войну и Великую Отечественную, по видам и механизмам воздействия (но не по масштабам) на гидросферу и биосферу, мы можем уравновесить, то принципиально новым агрессивным влиянием по отношению к гидросфере и биосфере, была Вьетнамская Война (1964–1973 гг.). США осознанно и тотально превращали территорию Вьетнама, Лаоса и Камбоджи в пустыню, применяя отравляющие вещества. Например, было распылено 72 тыс. тонн дефолианта Agent Orange – смесь дефолиантов и гербицидов синтетического происхождения, содержащая опасный мутаген диоксин, для уничтожения, как жителей Вьетнама, так и лесных массивов. Кроме того, для разрушения и заболачивания кормящих ландшафтов применялись специальные бомбы, массой 6800 кг. В результате воронки от взрывов вызвали эрозию и образование болот, где были разведены насекомые, носители заразных заболеваний» (Герасимов, 2021). Таким образом, 1964–1973 гг. следует отметить, как годы организации первой в мире массовой «экологической войны» (Павлов, 2021). Последствия её проведения таковы, что в странах Западной Европы до сих пор запрещена поставка пресноводной рыбы из этого региона Юго-Восточной Азии. Качество подземных и поверхностных вод, несмотря на активный водообмен, в ряде районов не восстановилось до норм рекомендованных профильным комитетом ООН и в 2025 году.

Следующий принципиальный этап изменения воздействия боевых действий на гидросферу и биосферу произошёл у нас на глазах – серия конфликтов по уничтожению нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей инфраструктуры стран Персидского залива и Североафриканского побережья Средиземного моря. Вторжение стран блока НАТО в Ирак (1990–1991 гг.) и вторжение на территорию Ливии 19 марта 2011 г. В 1991 году впервые был зафиксирован эффект «чёрных дождей». В результате вторжения войск НАТО на территорию Ирака сгорело более 700 продуктивных добывающих нефтяных скважин, добывавших в сутки 168 437.494 регистровых тон нефти, около 5% ежедневного мирового потребления. Восходящий высокотемпературный поток поднял продукты горения на высоту около 3000 м, а затем продукты сгорания выпадали в течение года в виде «чёрных дождей», содержащих диоксид серы, оксид азота, азотную кислоту, углеводороды и твёрдые частицы над Кувейтом, Ираком, Саудовской Аравией, Ираном. В Кашмире, расположенном за 2000 км от Кувейта, выпадал черный снег (Трофимов и др., 2019). Выпадение подобных 91 осадков вызвало массовые изменения в составе всей региональной гидросферы стран Персидского залива и южного побережья Средиземного моря. В докладе, в том числе, показаны последствия уничтожения шахт, плотин, иных гидротехнических сооружений на гидро- и биосферу в результате боевых и террористических действий в ходе освободительного похода в Северном Причерноморье. Фактически, мы можем выделить в отдельный блок экологической и монетарной оценки последствий боевых действий применение методов войны и террора, основанных на воздействии на гидросферу. Таким образом, 1964–1973 гг. следует отметить, как первую в мире массовую «экологическую войну» (Павлов, 2021).

ЛИТЕРАТУРА

Герасимов А.Н., Зюзин С.Г., Соловьев А.И. 2021. География военных конфликтов современного мира и экологические последствия войны // Научная мысль. Т. 3–1(41). С. 40–49.

Павлов Ю.А. 2021.Экологическая война США во Вьетнаме (1961–1975): итоги и уроки // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Т. 3. С. 89–93. DOI: 10.31079/1992-2868-2021-18-3-89-93.

Трофимов В.Т., Харькина М.А., Жигалин А.Д., Барабошкина Т.А. 2019. Техногенная трансформация экологических функций абиотических сфер Земли под влиянием военной деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 4. Геология. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnogennaya-transformatsiya ekologicheskih-funktsiy-abioticheskih-sfer-zemli-pod-vliyaniem-voennoy-deyatelnosti (дата обращения: 2.03.2025).

Шварте М. 1927. Техника в мировой войне: краткое извлечение А. Бурова из сборника «Die Technik im Weltkriege» / Макс Шварте; [предисл. А. Бурова]. М.; Л.: Гос. изд-во. 215 с.

Дата поступления в редакцию: 05.04.2025. Дата принятия в печать: 15.04.2025.