Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Новая «Встреча» с Евгением Голубцовым в Галерее современного искусства

В определенном смысле эта выставка – сенсация. Практически половина из двухсот представленных в ГСИ картин находились до прошлого года за рубежом и были неизвестны отечественному зрителю. Идем знакомиться! В состав экспозиции также вошли произведения Евгения Георгиевича Голубцова разных лет из собрания ГМИИ РТ, Музея-заповедника «Казанский кремль», Болгарского музея-заповедника, галереи Евгения Жудрова, Галеев-Галереи и 12 частных собраний. Специально для выставки друзьями Голубцова – известными мастерами Ильей Артамоновым и Александром Леухиным с тонким вкусом и большой любовью созданы три масштабные инсталляции по мотивам творчества Голубцова. Будучи сами по себе эксклюзивными, эти инсталляции существенно усилили дизайн выставки и создали неповторимую атмосферу мастерской художника. Первая инсталляция состоит из мольберта, силуэта ангела и скамьи. На мольберте - афиша выставка Голубцова в 1990-м в соборе Богородицы всех скорбящих радости на острове-граде Свияжск (собор тогда еще не в

В определенном смысле эта выставка – сенсация. Практически половина из двухсот представленных в ГСИ картин находились до прошлого года за рубежом и были неизвестны отечественному зрителю. Идем знакомиться!

Автор фото: Евгений Жудров
Автор фото: Евгений Жудров

В состав экспозиции также вошли произведения Евгения Георгиевича Голубцова разных лет из собрания ГМИИ РТ, Музея-заповедника «Казанский кремль», Болгарского музея-заповедника, галереи Евгения Жудрова, Галеев-Галереи и 12 частных собраний.

Специально для выставки друзьями Голубцова – известными мастерами Ильей Артамоновым и Александром Леухиным с тонким вкусом и большой любовью созданы три масштабные инсталляции по мотивам творчества Голубцова. Будучи сами по себе эксклюзивными, эти инсталляции существенно усилили дизайн выставки и создали неповторимую атмосферу мастерской художника.

Первая инсталляция состоит из мольберта, силуэта ангела и скамьи. На мольберте - афиша выставка Голубцова в 1990-м в соборе Богородицы всех скорбящих радости на острове-граде Свияжск (собор тогда еще не вернули верующим, вот почему стала возможной в нем светская выставка). Символический «луч света», идущий к мольберту, повторяет ситуацию тридцатилетней давности на той экспозиции в соборе (есть потрясающее фото того периода). Силуэт ангела в инсталляции повторяет силуэт скульптуры «Ангел», созданной Голубцовым в 1995 году для выставки в Голландии. Ну, а утилитарная вроде бы скамья – тоже вполне себе экспозиционный элемент! Здесь видим кадры документальной съемки о работе Голубцова над выставкой в 1990-ом в Свияжске Кстати, друзья художника указывают, что большая часть произведений была создана в спортивном зале начальной школы Свияжска, где основной мебелью были те самые гимнастические скамьи.

Автор фото: Евгений Жудров
Автор фото: Евгений Жудров

Вторая инсталляция посвящена композиции «Положение во гроб», которую Евгений Голубцов создал в 1995-ом для музея истории города Тер Апель (Нидерланды). Скульптурную композицию (основой для нее послужили старые доски, оставшиеся после реконструкции средневекового голландского дома) музей приобрел, она находится в его собственности. Однако специально для выставки «Встреча» в ГСИ ГМИИ РТ Артамонов и Леухин сделали репродукцию реплики, чтобы мы могли оценить задумку и масштаб произведения Голубцова.

Третья инсталляция – условный «Трон художника», в свое время созданный казанским художником Александром Бусыгиным и подаренный им Голубцову. Гарантирую: у всех, кто когда-либо бывал в мастерской Евгения Георгиевича на улице Ершова или гостил в его летнем доме на острове-град Свияжск, возникнет поток ярких незабываемых воспоминаний. Как говорится, проверено на себе.

Автор фото: Евгений Жудров
Автор фото: Евгений Жудров

Подчеркнем, что выставка «Встреча» реализована в рамках проекта «Казанское время. Художники 1990-х», который инициировал и продолжает развивать казанский коллекционер, галерист и исследователь Евгений Жудров. Этот проект представляет казанских художников, расцвет творчества которых пришелся на 1990-е годы. Основная задача проекта - исследование художественных процессов тех лет, восполнение возможных пробелов в нашем представлении о творчестве художников, всестороннее изучение и систематизация их наследия.

Автор фото: предоставлено Евгением Жудровым
Автор фото: предоставлено Евгением Жудровым

- В прошлом году мне удалось вернуть из Нидерландов в Казань восемьдесят программных работ Евгения Голубцова, которые были им созданы в 1990-2000е и находились за рубежом на временном хранении, - рассказал редактору отдела культуры «Вечерней Казани» Евгений Жудров. – Конечно, в одиночку «провернуть» эту сложную операцию в непростых современных политических реалиях, – дело нереальное. Очень помогли российские и европейские друзья и близкие художника Голубцова: это Мэри Кусталл, Ян Мейндарт, Татьяна Голубцова, Галина Тулузакова, Илья Артамонов. Вернувшиеся на родину произведения Евгения Георгиевича вместе с картинами из отечественных собраний составили экспозицию выставки «Встреча» в Галерее современного искусства ГМИИ РТ.

Евгений Голубцов (1949-2021) – казанский художник, член Союза художников СССР (с 1977), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (с 2010). Одним из первых казанских художников Голубцов на протяжении 15 лет принимал участие в семинарах Марка Коника мастерской художественного проектирования Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР (руководитель Е.А. Розенблюм), проходивших в Доме творчества «Сенеж» под Москвой. Имя Голубцова хорошо известно не только жителям нашей страны, но и далеко за ее пределами. С 1976 года Евгений Георгиевич начал участвовать в выставках в Италии: биеннале «Проектирование городской среды» (Венеция, 1976), «Новая реальность» (Равенна, 1989). С 1991 года с большим успехом проходили персональные выставки Голубцова в Нидерландах: Зутфен (1991-2004), Амстердам (2004), Девентер (2007).

Автор фото: Евгений Жудров
Автор фото: Евгений Жудров

Участвуя во многих проектах в России и за рубежом, Голубцов никогда не отрывался от художественной жизни Казани, играя в ней заметную роль и во многом предопределяя пути развития нового искусства в последнем десятилетии ХХ века. Значительным был вклад Голубцова во внешний облик городов Татарстана: мастер работал над художественным проектированием таких крупных объектов в Казани, как ресторан «Казань», кафе художников «Перекрёсток», проект «Старо-татарская слобода».

- Несмотря на разносторонний интерес Голубцова к различным формам искусства, центральным источником его вдохновения всегда оставалось раннее Итальянское Возрождение, традиции иконописи и русского авангарда, - отмечает Евгений Жудров. - Почерпнутые художником лаконичность колорита, изысканность линий и форм обрели новые смыслы в современной ему реальности.

Автор фото: Евгений Жудров
Автор фото: Евгений Жудров

Отметим, что проект «Казанское время. Художники 1990-х» представляет казанских художников, расцвет творчества которых пришелся на 1990-е годы. В рамках проекта ведется издательская деятельность (Евгением Жудровым выпущены великолепные художественные альбомы Геннадия Архиреева и Евгения Голубцова, мгновенно ставшие библиографическими редкостями), организуются выставки в музейных и галерейных пространствах по всему миру, снимаются фильмы, а также продолжается работа, связанная с сохранением архивов художников. Как стало известно «Вечерней Казани», сейчас Евгений Жудров готовит большо выставочно-издательский проект, связанный с творчеством еще одного яркого представителя казанского авангарда рубежа XX-XXI веков, «художника тонкого мира», члена Союза художников Республики Татарстан Олега Иванова (1961-2020).

А выставка «Встреча» продлится в Галерее современного искусства ГМИИ РТ с 8 июля по 7 сентября включительно. Вход в день открытия вернисажа (8 июля, с 16 до 17 часов свободный), затем – по входному билету.

Автор материала: Ольга Юхновская