Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".
В конце марта 1968 года Советский Союз погрузился в атмосферу скорби. Искренние и глубокие чувства печали охватили десятки миллионов людей.
"Как жить без неба?"
На печальной церемонии на главной площади страны человек из толпы, преодолев барьер охраны, стремительно приблизился к одному из высокопоставленных лиц. "Как вы могли это позволить, почему не защитили?" — в отчаянии выкрикнул он чиновнику
Тот жестом остановил подбежавших охранников и спросил у кричавшего: "Кем вы работаете?"
"Пекарем", — ответил мужчина.
"Свою работу любите?" — продолжил чиновник.
"Безусловно", — подтвердил неожиданный собеседник.
"Вот видите, — произнёс высокопоставленный товарищ. — А он любил небо и не мог без него жить".
На этом инцидент был исчерпан. Успокоившегося мужчину просто вывели за пределы ограждения. Горе коснулось всех, и все понимали глубину утраты.
"Риски должны быть исключены!"
Юрий Гагарин был больше, чем просто первопроходцем космоса. Его обаятельная улыбка сделала простого парня из Смоленской области всемирно известным.
В последующие годы он совершил триумфальное турне по миру, и каждый стремился лично увидеть человека, покорившего околоземное пространство.
Однако Николай Каманин, руководитель советского отряда космонавтов, оценивал ситуацию скептически. По его мнению, Гагарин становился формальным лицом, утратил спортивную форму и прибавил в весе.
Сам первый космонавт планеты также не испытывал восторга от сложившейся ситуации. По мере увеличения числа космонавтов Гагарин смог разделить бремя публичности с коллегами, сосредоточившись на учёбе в академии и физической подготовке. Это позволило ему вернуть форму, и в 1967 году он был назначен дублёром Владимира Комарова в миссии "Союз-1".
Но "Союз-1" потерпел крушение при посадке, что привело к гибели космонавта и вызвало серьёзную обеспокоенность у высшего руководства СССР. Начались обсуждения о необходимости оградить Гагарина от рисков.
"Предстоял самостоятельный вылет на МиГ-17..."
Сам Юрий Гагарин категорически не одобрял подобный расклад. Он видел себя в роли действующего пилота и стремился полностью вернуть утраченные навыки управления воздушным судном.
Для поддержания квалификации пилотирования у членов отряда космонавтов ещё в 1962 году была сформирована объединённая авиационная эскадрилья, которую возглавил заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Серёгин.
В 1967 году на основе эскадрильи Серёгина был образован самостоятельный испытательно-тренировочный авиационный полк.
В феврале 1968 года генерал Каманин сделал запись в своём личном дневнике:
В текущем году Гагарин и Титов будут активно заниматься полётами: Гагарин намерен восстановить свой уровень до пилота первого класса и взять на себя руководство лётно-космической подготовкой в ЦПК, а Титов планирует завершить оформление в качестве лётчика-испытателя и кандидата на облёт орбитального самолета Микояна.
Первый космонавт оттачивал своё мастерство пилотирования на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочная модификация истребителя МиГ-15 с дублированным управлением).
К концу марта 1968 года Гагарин практически завершил программу полётов под руководством инструктора.
На 27 марта был запланирован заключительный контрольный полёт на спарке, после которого Гагарину предстояло совершить первый самостоятельный вылет на МиГ-17 после длительного перерыва.
"Потеря связи..."
Ввиду плотного рабочего графика в Москве генерал Каманин не смог лично прибыть на аэродром Чкаловский, чтобы отметить завершение курса восстановления навыков пилотирования у первого космонавта. В 10:18 Гагарин и Серёгин поднялись в воздух на тренировочном МиГ-15УТИ. Несмотря на запланированные 20 минут работы в зоне пилотирования, уже в 10:32 Гагарин доложил о выполнении задания и запросил разрешение на возвращение на базу. В 10:50 Каманин узнал о потере связи с самолётом Гагарина и о том, что через десять минут у машины закончится топливо.
Николай Петрович Каманин, знаменитый лётчик, участвовавший в спасательной операции челюскинцев и командовавший штурмовой авиацией во время Великой Отечественной войны, осознавая серьёзность положения, всё же верил в профессионализм пилотов, особенно Серёгина, высококлассного лётчика-испытателя. Однако в 14:50 командир поискового вертолета Ми-4, майор Замычкин, сообщил об обнаружении фрагментов самолёта Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловский, недалеко от деревни Новосёлово.
"Погибших идентифицировали"
Добравшись до места крушения, Каманин увидел следующую картину:
Самолёт врезался в густой лес на скорости порядка 700–800 км/ч. Носовая часть и двигатель глубоко вошли в землю, примерно на 6–7 метров. Фюзеляж, крылья, хвостовая часть и топливные баки разлетелись на мелкие обломки, усеявшие территорию размером 200 на 100 метров. Обрывки самолёта, парашютов и одежды лётчиков находили даже на высоких ветвях деревьев. Позднее была обнаружена часть верхней челюсти с зубным протезом из золота и стали. Медики идентифицировали её как челюсть Серёгина. Найти следы Гагарина не удалось, хотя надежда на его спасение таяла с каждой минутой.
Все осознавали, что при подобном масштабе разрушений у первого космонавта не было ни единого шанса выжить. Окончательное подтверждение этому факту было получено 28 марта, когда на дереве, на высоте более 10 метров, был найден фрагмент ткани, оказавшийся частью лётной куртки с нагрудным карманом. В кармане обнаружили талон на питание, выписанный на имя Юрия Гагарина.
Поисковым отрядам было поручено собрать все биологические материалы на месте трагедии. Космонавт Алексей Леонов вспоминал, что среди найденных останков он заметил фрагмент кожи с родинкой, которую он раньше видел у Гагарина во время совместного посещения парикмахерской.
"Наиболее вероятная причина трагедии"
После кремации, собранные фрагменты тел поместили в урны, которые 29 марта были выставлены в Краснознамённом зале ЦДСА для прощания.
30 марта 1968 года Гагарин и Серёгин были преданы земле в некрополе у Кремлёвской стены. Впервые в истории Советского Союза общенациональный траур, объявленный на три дня, не был связан со смертью высокопоставленного чиновника.
Причины гибели Гагарина до сих пор остаются предметом споров и исследований.
Изучение положения стрелок часов (наручных и в кабине) показало, что крушение произошло спустя менее полутора минут после финального сеанса связи. Медицинская экспертиза не выявила в крови погибших следов посторонних веществ. Анализ состояния кабины позволил заключить, что пилоты до конца пытались контролировать самолёт. Технических неполадок обнаружено не было.
По заключению комиссии, наиболее вероятной причиной трагедии стал внезапный манёвр уклонения от метеозонда, неожиданно возникшего на траектории полёта самолёта Гагарина и Серёгина.
Этот маневр привёл к тому, что самолёт перешёл в закритический режим и начал падать. Машина вошла в штопор, совершив несколько оборотов. Экипаж испытывал колоссальные перегрузки, но продолжал бороться за жизнь. К сожалению, времени и высоты для спасения оказалось недостаточно.
"Версия Алексея Леонова"
Расследование выявило множество упущений, которые, хотя и не стали прямой причиной трагедии, значительно усугубили ситуацию. Недостаточное расстояние между самолётами, ограниченный контроль за погодными условиями – типичная картина, когда после происшествия на поверхность всплывает то, что долгое время игнорировалось.
За прошедшие годы возникло немало конспирологических теорий, к которым приложил руку и Алексей Леонов, утверждавший, что Гагарин погиб из-за неосторожных действий другого пилота, отправившего самолёт в "штопор". Однако эти утверждения Леонова были опровергнуты другими исследователями, представившими убедительные доказательства.
Представим, что Политбюро, несмотря на возражения Гагарина, перевело бы его на чиновничью должность, и он прожил бы долгую жизнь в этом качестве. Судьба некоторых его коллег, чья популярность в глазах общественности со временем угасла, показывает, что и с Гагариным всё могло сложиться не столь безоблачно.
И самое важное – Юрий Алексеевич не был бы счастлив, если бы его лишили неба, которому он был предан.
Трагедия марта 1968 года останется в памяти навсегда. Как и светлый образ Гагарина.