Встретив за месяц в московском метро десять человек, читающих книгу по финансовой грамотности «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, я решила, что это знак и что я должна к ним присоединиться. Присоединилась и прочитала. Книга вышла впервые в 1926 году и была вдохновлена археологическими открытиями в Междуречье и изданием клинописных текстов необычных жанров (долговых расписок, документов купли-продажи, законов…). Несмотря на то, что книге почти 100 лет, она сейчас настолько популярна, что в любом книжном можно найти по пять-шесть изданий с разными переводами, по разной цене и в разных обложках. На обложках часто изображены ворота Иштар, крылатые быки с человеческими головами ламассу или (как у меня) львы со стен Вавилон.
Сразу скажу, что книга не про исторический Вавилон и в ней цитируются выдуманные тексты, это книга про то, как расплатиться с кредитами и начать копить деньги – классическая книга по финансовой грамотности. Начинала я читать очень скептически, посмеиваясь над совершенно невавилонскими именами персонажей (Кобби, Номасир, Аркад, Алгамеш, Добасир), над одновременным существованием Аккада, Ниневии и Вавилона, над тем, как едят голубей, а рабы носят воду, чтобы поливать висячие сады Семирамиды и так далее.
Так посмеиваясь, я не заметила, как зачиталась и захотела следовать всем прописанным в книге правилам. Это я отчасти шучу, но конечно у книги завлекающая композиция и необычные литературные приемы. И мне видимо попался очень хороший перевод (Тери Аболевич), потому что читалась книга очень легко.
Важные мысли из книги Клейсона
На самом деле, с точки зрения ассириолога, у книги хорошая заключительная глава – историческая справка о Вавилоне и объяснение автора, почему самый богатый человек жил именно там. В этой главе несмотря на все исторические неточности (а их много и о них ниже) проговариваются самые основные вещи, которые надо понимать о месопотамской цивилизации (курсивом выделены цитаты):
В южном Междуречье, где развивалась шумеро-аккадская цивилизация, не было плодородных земель, лесов, камней и полезных ископаемых:
"Вавилон – древний и великий пример того, как человек может создать всё из ничего и добиться своих целей, используя лишь те ресурсы, что у него есть… Орошение и осушение болотистых местностей, превращение засушливых земель в плодородные почвы…"
Вавилон, который появился на исторической арене Междуречья только во 2 тыс. до н.э., в книге выступает скорее как собирательный образ древних городов Месопотамии (история которых восходит к 4 тыс. до н.э. и главным примером такого древнего города конечно является Урук) или шумеро-аккадской цивилизации в целом. Но Месопотамия действительно удивительный пример создание цивилизации из тростника и глины.
"С этого и начался город: с чуда инженерной мысли того времени – систем орошения".
Это так – возможность развивать цивилизацию в южном Междуречье, где не было регулярных осадков, появилась с изобретение ирригации, важнейшим достижением древней инженерной мысли.
"Цари Вавилона были лишены завоевательских амбиций и сосредоточивали все свои силы на процветании города. Ведь правитель-самодур, возжелавший завоевать весь мир, - верный признак того, что государство катится к своему закату, а потомкам придется долго расплачиваться за его безрассудство".
Действительно, для ранних этапов развития цивилизации Междуречья амбициозные правители-завоеватели скорее редкость, да и позже цари Вавилона (в отличие от ассирийских, например) в своих царских надписях больше гордятся своими благочестивыми деяниями на благо своего народа (строительство храмов, налаженная торговля, справедливые законы), чем своими завоеваниями.
Вавилон привлекает Клейсона так же как пример раннего законотворчества, в частности, из-за знаменитых законов Хаммурапи, которые, хотя и не были первыми в истории, но являют собой пример попытки установить справедливые правила для всех категорий населения.
"Шумеры дали нам письменность, законы, задатки астрономии и математики. Они делали изящные украшения и имели представление о финансовой системе… Археологические раскопки явили миру целые библиотеки, сохранившие тысячи глиняных табличек".
В этой цитате звучит очень важная мысль о разнообразии клинописных источников: шумеро-аккадская цивилизация, в отличие от египетской (в силу материала письма) донесла до нас десятки тысяч письменных документов – клинописных текстов. Благодаря жанровому разнообразию текстов (не только литература, мифы, гимны и ритуалы, но и документы повседневные – письма, кредитные договоры, долговые расписки, документы купли-продажи) мы действительно имеем довольно хорошее представление об экономическом и социальном устройстве древнего Междуречья в разные периоды истории Месопотамии.
"О стены Вавилона (воздвигнутые Навуходоносором II, который правил в 605-562 гг. до н.ж.) бились армии практически всех завоевателей тех времен. Всех манил блеск золота Вавилона, видимый за многие километры".
Действительно, цивилизация, удобство жизни и возможность планировать свое будущее притягивают, именно поэтому Междуречье так привлекало разные народы (западных семитов, горных жителей гор Загроса, хурритов и персов), которые либо ассимилировались и подстраивались под местную жизнь, либо захватывали власть в Междуречье (и потом часто тоже ассимилировались).
"Вавилоняне были не только талантливыми предпринимателями и финансистами, но и умельцами на все руки. Они взрастили великолепную культуру – живопись, скульптура, ювелирное дело. Они мастерили искусные орудия для сельского хозяйства и всякого ремесла… Зайдите в любой музей, где представлена культура Месопотамии, и убедитесь сами".
Здесь мне хочется остановиться на том, что все-таки здорово, что артефакты древних цивилизаций представлены в разных музеях мира и мы можем ими любоваться и восхищаться, не уезжая в далекие и опасные путешествия.
"Деньги, проценты по долговым обязательствам, право собственности – всему этому мир тоже обязав Вавилону… Его истинное величие – в его жителях, которые был умны, изобретательны и трудолюбивы настолько, что из группы шумерских поселений посреди бесплодных земель вырос один из величайший городов во всей человеческой истории".
Это во многом так, но опять-таки повторю, что Вавилон в книге Клейсона используется как собирательный образ шумеро-аккадского города.
Все эти мысли в заключительной главе книги очень хорошо отображают главную особенность месопотамской цивилизации – она развивалась в сложных условиях и, возможно, именно благодаря им, ведь выживание в южном Междуречье требовало быстрого развития технологий. Археологами действительно было найдено большое количество текстов самых разных жанров, и это важное отличие науки ассириологии – для изучение истории и культуры Месопотамии мы располагаем текстами самых разных жанров и можем изучать жизнь не только царей, но и простых людей.
Фактические ошибки
Тем не менее с точки зрения исторических фактов книга пестрит ошибками, я все даже не смогу перечислить, остановлюсь на некоторых:
- В качестве царя Вавилона часто упоминается Саргон. Но если речь идет о Саргоне I Аккадском (2334-2279 до н.э.), то он не имел отношения к Вавилону, столицей его царства был Аккад. А если об ассирийском Саргоне II (721-705 до н.э.), то хотя он и был официальным царем Вавилона с 709 по 705 гг. до н.э., когда Вавилония была под ассирийским влиянием, он никогда не жил в Вавилоне, а основал свой собственный город Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад).
- Клейсон часто говорит о торговле между Вавилоном и Ниневией в период Нововавилонского царства, но Ниневия пала в 612 г. до н.э., тогда как расцвет Вавилона пришелся на 6 в до н.э. (как раз после разрушения Ассирийской империи союзными войсками вавилонян и мидян), на правление Навуходоносора II и его последователей.
- Также как пример сложного рабского труда описывается как рабы носили ведра с водой для орошения висячих садов. Но необычность многоярусных «висячих» садов заключалась как раз в том, что их орошение происходило автоматически при помощи сложной инженерной системы (которая в будущем станет известна как «архимедов винт»).
- Главным богом Вавилона часто представляется Ваал (Баал), тем не менее Баал - это западносемитское божество, главным богом Вавилона был Мардук. Но надо сказать, что Геродот также называет Мардука Баалом, с которым первый сливается к концу 1 тыс. до н.э.
- Когда читаешь книгу Клейсона, кажется, что сикли – это монеты. На самом деле это мера веса (один сикль примерно 8,4 гр.)
- В конце книги Клейсон говорит о том, что Вавилон сдался персидскому царю Киру без боя после поединка Кира и Набонида, в котором первый одержал верх. Вавилон действительно сдался, но Набонид не сражался с Киром, вавилонская знать сдала царя Киру вместе с городом.
- В одной из первых глав писец тратит несколько дней на переписывание Девятого закона Хаммурапи (Девятый закон велик и сложен… я просидел за клинописью всю ночь – до боли в спине, до слезящихся от чада свечи глаз…). Все-таки любой закон Хаммурапи писец, даже неопытный, мог скопировать минут за десять. Девятый закон кстати действительно довольно длинный и звучит так (перевод А.А. Немировского):
§ 9 Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь, сказал: «Продавец-де мне ее продал, при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец — вор, он должен быть убит. Хозяин пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.
Некоторые мысли о книге
Вавилон действительно был городом больших возможностей, в котором жили богатые люди. Клинописные тексты сохранили примеры богатых вавилонских семей, в частности, семьи Эгиби (про них можно послушать в моей бесплатной лекции на Арзамасе по ссылке). Другим ярким примером предпринимателей служит семья Мурашу из города Ниппура.
Забавно, что главные положительные персонажи книги – ростовщики. Это разумеется совершенно логично для книги по финансовой грамотности, но очень непривычно для людей, выросших на рассказах о Ходже Насреддине.
Мне кажется очень красивой глава в виде переписки ученых-востоковедов, где цитируются несуществующие письма о жизни вавилонянина Домасира и его правилах богатства. Профессор Кэмбриджского университета следует советам 2000-летней давности, написанных на клинописных табличках, расплачивается с долгами и начинает богатеть (пора варить вавилонские зелья и читать ассирийские заклинания)! Процитированных текстов среди клинописных табличек нет, но в Междуречье можно найти тексты с примерами планирования дохода.
Атмосфера Вавилона (вавилонский вайб) созданы автором очень хорошо: базары, толпы людей, ковры, курильницы для благовоний, пурпурные одежды, яркие ворота Иштар, ослы и овцы, злаки и пиво, серебряные сикли, отданные в уплату долга родственники, торговля с Финикией и многое другое.