Найти в Дзене
Просто. Илья

Что известно о новом министре транспорта Андрее Никитине?

Оглавление

Сегодня Госдума единогласно утвердила Андрея Никитина новым министром транспорта РФ. Ранее он исполнял обязанности после отставки Романа Старовойта, про отставку которого ввиду цензуры Дзена я говорить не могу.

http://duma.gov.ru/news/61744/
http://duma.gov.ru/news/61744/

Транспорт касается каждого, поэтому важно разобраться: кто будет отвечать за дороги, поезда и аэропорты. И последний пункт, учитывая недавний коллапс, должен стать первой задачей для решения новым министром.

Краткая биография

Андрей Никитин – 45-летний выпускник ГУУ и MBA Стокгольмской школы экономики, доктор экономических наук. С февраля 2025 года он был замглавы Минтранса и курировал цифровую трансформацию ведомства, а до этого почти восемь лет возглавлял Новгородскую область.

Губернатор Новгородской области: 14 октября 2017 – 7 февраля 2025

Что было сделано при Никитине в Новгородской области?

Справедливости ради, под руководством губернатора Новгород заметно улучшил транспортную инфраструктуру. После транспортного коллапса 2016 года, когда из-за долгов были отозваны десятки автобусов и в городе возникли давки, приход губернатора в 2017 году ознаменовался попытками стабилизировать ситуацию.

Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11446669
Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11446669
  • Уже в 2018 году началось системное обновление автобусного парка: из Москвы безвозмездно передали 49 трёхосных низкопольных автобусов (МАЗ и Волжанин).
  • В 2018–2022 годах в город поступили десятки современных ЛиАЗов, часть из которых на газомоторном топливе.
  • Новый транспорт отличался теплыми салонами, низким полом и увеличенным числом сидячих мест.
  • Также частично обновился троллейбусный парк: в город поступили машины из Санкт-Петербурга и Москвы, включая современные модели «ТролЗа».
  • Запустил ремонт тысяч километров дорог: более 300 км в 2017, вместе с Новгородом и районами – около 1000 км к концу года.
  • При Никитине вернули ряд пригородных маршрутов, свёрнутых предыдущим губернатором.
Авторство: LTrack из русский Википедия, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16828276
Авторство: LTrack из русский Википедия, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16828276

Но правление губернатора не обошлось без негативных аспектов. Главной проблемой стало сокращение троллейбусной сети. Несмотря на поставки техники, электротранспорт продолжал сдавать позиции.

  • С 2015 года были отменены троллейбусные маршруты №4 и №5, а оставшиеся маршруты работали с сокращениями.
  • В 2019 году маршруты №4 и №5 частично вернули, но они обслуживались одной машиной и только по будням.
  • В 2022 году их закрыли окончательно. Город фактически свернул развитие троллейбуса.

Кроме этого, Новгородская область приобрела репутацию региона с новыми проектами, которые критиковали за ограничение доступа к транспорту и пешей доступности. Так в 2021 году Никитин инициировал реконструкцию Синего моста, что вызвало противоречивые отзывы за сужение пешеходной зоны.

В этом случае, заметен сигнал, что упор на посту губернатора была сделана на техническую модернизацию.

Что будет на посту министра?

На слушаниях Никитин говорил о развитии национальных проектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни», акцентируя внимание на удобстве семей с детьми и ветеранов СВО. Он также поддержал ускоренное развитие высокоскоростных магистралей и заявил о необходимости цифровизации, ИИ и беспилотных технологий.

Среди главных задач: ускорить законы по ВСМ, улучшить субсидирование дорог и региональных авиаперевозок, а также развивать детские зоны в аэропортах (внезапный приоритет, но нужно было приплести детей, когда в стране "демографический бум" по словам Соловьева).

Из всего этого можно сделать вывод, что Никитин – технократ, который умеет работать с инфраструктурными проектами, ремонтировать дороги, закупать транспорт и подключать цифровые технологии. Назначение обещает ускоренный переход к цифровым билетам, ИИ-регулированию и обновлению логистики.

Открытым остаётся вопрос: хватит ли у нового министра опыта и стратегического понимания, чтобы не поддаться популистским решениям и например, исключить трамваи из приоритетов развития, как это в своё время случилось с троллейбусами.

Этот вопрос останется на будущее, а пока в повестке у Никитина устранение авиатранспортных сбоев, развитие региональной логистики.