Сегодня Госдума единогласно утвердила Андрея Никитина новым министром транспорта РФ. Ранее он исполнял обязанности после отставки Романа Старовойта, про отставку которого ввиду цензуры Дзена я говорить не могу.
Транспорт касается каждого, поэтому важно разобраться: кто будет отвечать за дороги, поезда и аэропорты. И последний пункт, учитывая недавний коллапс, должен стать первой задачей для решения новым министром.
Краткая биография
Андрей Никитин – 45-летний выпускник ГУУ и MBA Стокгольмской школы экономики, доктор экономических наук. С февраля 2025 года он был замглавы Минтранса и курировал цифровую трансформацию ведомства, а до этого почти восемь лет возглавлял Новгородскую область.
Губернатор Новгородской области: 14 октября 2017 – 7 февраля 2025
Что было сделано при Никитине в Новгородской области?
Справедливости ради, под руководством губернатора Новгород заметно улучшил транспортную инфраструктуру. После транспортного коллапса 2016 года, когда из-за долгов были отозваны десятки автобусов и в городе возникли давки, приход губернатора в 2017 году ознаменовался попытками стабилизировать ситуацию.
- Уже в 2018 году началось системное обновление автобусного парка: из Москвы безвозмездно передали 49 трёхосных низкопольных автобусов (МАЗ и Волжанин).
- В 2018–2022 годах в город поступили десятки современных ЛиАЗов, часть из которых на газомоторном топливе.
- Новый транспорт отличался теплыми салонами, низким полом и увеличенным числом сидячих мест.
- Также частично обновился троллейбусный парк: в город поступили машины из Санкт-Петербурга и Москвы, включая современные модели «ТролЗа».
- Запустил ремонт тысяч километров дорог: более 300 км в 2017, вместе с Новгородом и районами – около 1000 км к концу года.
- При Никитине вернули ряд пригородных маршрутов, свёрнутых предыдущим губернатором.
Но правление губернатора не обошлось без негативных аспектов. Главной проблемой стало сокращение троллейбусной сети. Несмотря на поставки техники, электротранспорт продолжал сдавать позиции.
- С 2015 года были отменены троллейбусные маршруты №4 и №5, а оставшиеся маршруты работали с сокращениями.
- В 2019 году маршруты №4 и №5 частично вернули, но они обслуживались одной машиной и только по будням.
- В 2022 году их закрыли окончательно. Город фактически свернул развитие троллейбуса.
Кроме этого, Новгородская область приобрела репутацию региона с новыми проектами, которые критиковали за ограничение доступа к транспорту и пешей доступности. Так в 2021 году Никитин инициировал реконструкцию Синего моста, что вызвало противоречивые отзывы за сужение пешеходной зоны.
В этом случае, заметен сигнал, что упор на посту губернатора была сделана на техническую модернизацию.
Что будет на посту министра?
На слушаниях Никитин говорил о развитии национальных проектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни», акцентируя внимание на удобстве семей с детьми и ветеранов СВО. Он также поддержал ускоренное развитие высокоскоростных магистралей и заявил о необходимости цифровизации, ИИ и беспилотных технологий.
Среди главных задач: ускорить законы по ВСМ, улучшить субсидирование дорог и региональных авиаперевозок, а также развивать детские зоны в аэропортах (внезапный приоритет, но нужно было приплести детей, когда в стране "демографический бум" по словам Соловьева).
Из всего этого можно сделать вывод, что Никитин – технократ, который умеет работать с инфраструктурными проектами, ремонтировать дороги, закупать транспорт и подключать цифровые технологии. Назначение обещает ускоренный переход к цифровым билетам, ИИ-регулированию и обновлению логистики.
Открытым остаётся вопрос: хватит ли у нового министра опыта и стратегического понимания, чтобы не поддаться популистским решениям и например, исключить трамваи из приоритетов развития, как это в своё время случилось с троллейбусами.
Этот вопрос останется на будущее, а пока в повестке у Никитина устранение авиатранспортных сбоев, развитие региональной логистики.