Найти в Дзене

Что будет с брачным договором при банкротстве одного супруга?

Соглашение между мужем и женой могут признать недействительным, но так происходит не всегда. Яркое тому подтверждение – свежее решение Верховного Суда. Брачный договор может быть оспорен при банкротстве как подозрительная сделка. Это возможно, если он был заключён в ущерб кредиторам будущего банкрота – то есть привёл к ухудшению его материального положения. Поскольку брачный контракт заключается с самым близким должнику человеком, он практически всегда попадает под подозрение. Если кредиторам удаётся его оспорить, договор признают недействительным. В результате всё, что по соглашению перешло в собственность супруга банкрота, снова становится совместно нажитым имуществом и выставляется на торги. Супруг получает половину выручки, остальное делят между собой кредиторы. Так могло получиться и в деле о банкротстве № А40-244083/2022. Его возбудил в 2022 году кредитор гражданина Д. – банк «Легион». Долг перед ним возник у Д. в середине 2017 года по договорам поручительства. А в конце 2017 год
Оглавление

Соглашение между мужем и женой могут признать недействительным, но так происходит не всегда. Яркое тому подтверждение – свежее решение Верховного Суда.

Источник: https://www.istockphoto.com
Источник: https://www.istockphoto.com

Брачный контракт VS банкротство: в чём риск?

Брачный договор может быть оспорен при банкротстве как подозрительная сделка. Это возможно, если он был заключён в ущерб кредиторам будущего банкрота – то есть привёл к ухудшению его материального положения. Поскольку брачный контракт заключается с самым близким должнику человеком, он практически всегда попадает под подозрение. Если кредиторам удаётся его оспорить, договор признают недействительным.

В результате всё, что по соглашению перешло в собственность супруга банкрота, снова становится совместно нажитым имуществом и выставляется на торги. Супруг получает половину выручки, остальное делят между собой кредиторы.

Так могло получиться и в деле о банкротстве № А40-244083/2022. Его возбудил в 2022 году кредитор гражданина Д. – банк «Легион». Долг перед ним возник у Д. в середине 2017 года по договорам поручительства.

А в конце 2017 года должник заключил с женой брачный контракт, по которому они договорились о раздельном режиме собственности: на кого имущество записано, тому и принадлежит. Причём это правило касалось как уже нажитых, так и будущих приобретений.

Затем в семье началась интенсивная ротация активов. В течение следующих трёх лет Д. продал 28 объектов недвижимости на общую сумму 145 миллионов рублей, но долг перед банком так и не погасил. А его жена стала владелицей активно развивающейся компании, земельного участка с домом и автомобиля. И всё это стало её личной собственностью.

Со стороны картина действительно выглядела сомнительно: мужчина «в никуда» продавал имущество, в то время как его супруга становилась всё более состоятельной. Можно было предположить, что покупки жены сделаны на выручку от продажи недвижимости мужа. То есть организован искусственный передел активов, чтобы с должника нечего было взять. Такое мнение сложилось и у кредитора, и у судов. Но к счастью для семейной пары – не всех инстанций.

Как супругам удалось отстоять брачный контракт?

В ходе банкротства банк подал в суд заявление об оспаривании брачного договора. Он надеялся, что активы жены снова станут общим имуществом супругов и уйдут с молотка.

Суд первой инстанции согласился с кредитором, что сделка подозрительная: заключена ни с того ни с сего через 5,5 лет супружеской жизни, причём когда у мужа возникли первые признаки неплатёжеспособности. В результате суд признал договор недействительным.

Но семейная пара не сдалась и подала апелляционную жалобу. И правильно сделала! Апелляционный суд отменил решение первой инстанции и отказал в признании контракта недействительным. Его постановление – это можно сказать хроника успеха супруги Д. Суд подробно изучил и расписал, откуда у неё активы:

  • В момент заключения брачного договора у женщины никакого имущества не было, а у её мужа – масса недвижимости: квартиры, дома, участки и пр. Но ни один объект по условиям контракта к жене не перешёл, так что материальное состояние должника он не подорвал.
  • Компанию женщина купила слабенькую, в состоянии кризиса и сама её затем «прокачала»: брала кредиты, добилась выделения госсубсидий, начала заключать государственные контракты. Мужнины деньги в этом процессе не участвовали.
  • Дом с участком и авто супруга тоже купила самостоятельно: на собственные доходы и кредитные средства.
В общем, куда бы ни делись деньги от продажи недвижимости Д. – они точно не были вложены в приобретение активов его второй половины.

Правда, затем по жалобе банка кассация снова признала брачный договор недействительным. Но супруги дошли до Верховного Суда. А он посчитал, что правильно на ситуацию посмотрела апелляционная инстанция. В конце июня 2025 года ВС РФ вынес определение № 305-ЭС25-2188, поставившее жирную точку в этом споре – в пользу супружеской пары.

Если статья была вам интересна, не забудьте поставить палец вверх 👍 и подписаться ✅ на наш канал, там еще больше полезной информации. Или нажмите на название любимой соцсети и присоединяйтесь к нам:

Youtube | Telegram