Найти в Дзене
ВТБ Страна

Король студий: жизнь и творчество Евгения Вахтангова

Евгений Вахтангов — один из самых ярких театральных режиссеров. За короткую творческую жизнь он успел больше, чем многие успевают за десятилетия. Его работа по созданию нового театра, где реализм сочетается с гротескным накалом страстей, вдохновляла целые поколения актеров и режиссеров, а его методы до сих пор считаются основой современного театрального искусства. В статье собрали основные вехи его творческого пути. Евгений Вахтангов родился во Владикавказе в семье табачного фабриканта, который ожидал, что сын продолжит семейное дело. Но еще в гимназические годы Евгений участвовал в любительских спектаклях. После окончания гимназии Вахтангов учился сначала в Рижском политехническом институте, затем на естественном факультете Московского университета, с которого позже перешел на юридический. Но везде, куда бы ни поступал, сразу находил театральный кружок. В 1909 году Вахтангов окончательно решил получить профессиональное актерское образование и поступил на драматические курсы при Москов
Оглавление

Евгений Вахтангов — один из самых ярких театральных режиссеров. За короткую творческую жизнь он успел больше, чем многие успевают за десятилетия. Его работа по созданию нового театра, где реализм сочетается с гротескным накалом страстей, вдохновляла целые поколения актеров и режиссеров, а его методы до сих пор считаются основой современного театрального искусства. В статье собрали основные вехи его творческого пути.

Начало пути: «Принцип — всего добиваться самим»

Евгений Вахтангов, до 1922 года, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства © Public domain
Евгений Вахтангов, до 1922 года, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства © Public domain

Евгений Вахтангов родился во Владикавказе в семье табачного фабриканта, который ожидал, что сын продолжит семейное дело. Но еще в гимназические годы Евгений участвовал в любительских спектаклях. После окончания гимназии Вахтангов учился сначала в Рижском политехническом институте, затем на естественном факультете Московского университета, с которого позже перешел на юридический. Но везде, куда бы ни поступал, сразу находил театральный кружок.

В 1909 году Вахтангов окончательно решил получить профессиональное актерское образование и поступил на драматические курсы при Московском Художественном театре. Он быстро стал выделяться среди своих сверстников, и Константин Станиславский назначил его своим главным помощником в работе с молодыми актерами.

Вдохновленный идеями Станиславского, Вахтангов мечтал создать собственную студию, в которой артисты проверяли бы метод Станиславского (несмотря на восхищение учителем, Вахтангов считал, что все надо подвергать сомнению). Молодой режиссер считал, что для свободного и вдохновенного творчества актер должен и сам стать лучше, искреннее и чище как человек.

Первый опыт: «Творить для себя. Наслаждаться для себя. Сами себе судьи»

Игорь Александров. Константин Станиславский среди участников спектакля «Праздник мира», Первая студия МХТ, 1913 год, Музей Московского Художественного академического театра © Public domain
Игорь Александров. Константин Станиславский среди участников спектакля «Праздник мира», Первая студия МХТ, 1913 год, Музей Московского Художественного академического театра © Public domain

Константин Станиславский вместе с Леопольдом Сулержицким открыл Первую студию МХТ в 1912 году, и Евгений Вахтангов начал там преподавать. Но это место стало не единственным его проектом. В 1913 году Вахтангова в качестве педагога пригласила объединенная группа студентов из разных университетов. Молодые люди видели в экспериментах Вахтангова театр будущего.

Первоначально у студии не было собственного помещения, и репетиции проходили в самых разных местах — от комнат студентов до пустующих кинотеатров, а сами занятия часто проводились ночью, так как в дневное время участники работали и учились.

В 1914 году безвестная студенческая студия представила свою первую постановку — «Усадьбу Ланиных» Бориса Зайцева. Для декораций использовали мешковину, окрашенную в серо-зеленый цвет, а несколько горшков с бутафорской сиренью заменяли террасу. Чтобы передать атмосферу весны, всю сцену надушили одеколоном «Сирень».

Премьера вызвала жесткую критику, начинающих актеров обвинили в беспомощности, а работу режиссера — в несостоятельности. Но сами студенты не заметили критики — они были счастливы, что их дело удалось. Первый провал стал мощным стимулом для работы.

Признание: «Мне нужно самого лучшего, самого смелого, может быть, новатора в каждой области»

Евгений Вахтангов спит на газоне дачи Черногорского, 1910 год, Музей Московского Художественного академического театра © Public domain
Евгений Вахтангов спит на газоне дачи Черногорского, 1910 год, Музей Московского Художественного академического театра © Public domain

После провала премьеры Станиславский запретил Вахтангову работать вне стен МХТ. Однако это не остановило режиссера — занятия в студии продолжались, но уже в тайне.

Но после революции 1917 года публика с трудом воспринимала авангардный театр. Тогда режиссер решил присоединиться к театру Константина Станиславского. В 1920 году его студия стала частью МХТ, а в следующем году приобрела собственное здание театра по адресу: Арбат, 26 — именно там, где сегодня находится Театр имени Евгения Вахтангова.

В честь открытия был дан спектакль «Чудо святого Антония», и этот день стал официальной датой рождения Вахтанговского театра.

Триумф: «Принцесса Турандот»

Мизансцена. «Принцесса Турандот», 1921 год, Музей Московского Художественного академического театра © Public domain
Мизансцена. «Принцесса Турандот», 1921 год, Музей Московского Художественного академического театра © Public domain

Вскоре после открытия театра к Вахтангову пришла учиться молодежь из других студий. Среди них оказались будущие гении театра: Борис Щукин, Рубен Симонов, Цецилия Мансурова и другие. Связь режиссера со своей студией напоминала бурную и страстную любовь, с периодами ревности, бесконечных выяснений отношений и трагическими разрывами. Одним из самых тяжелых моментов для Вахтангова был уход десяти талантливых актеров в 1919 году.

Примерно в то же время Вахтангов узнал, что тяжело болен, но был настолько занят многочисленными театральными коллективами, которые его «рвут на части», что почти не лечился.

В то время он работал над спектаклем «Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци. Эта постановка стала символом его театральной работы.

В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года Евгений Вахтангов провел свою последнюю репетицию спектакля «Принцесса Турандот». Репетиция проходила при его тяжелой болезни: Вахтангов работал в меховой шубе, с головой, обернутой мокрым полотенцем, и его сильно колотил озноб. Несмотря на это, он продолжал репетировать, сам устанавливал свет и заставлял актеров выстаивать в одной мизансцене. Вернувшись домой под утро, Вахтангов лег и больше не встал.

Премьера спектакля состоялась без Вахтангова, но на ней присутствовал Константин Станиславский, который был восхищен работой своего ученика и называл спектакль одним из лучших достижений Художественного театра за 23 года его существования.

Тайна метода

Игорь Петухов. Рисунок. Портрет Бориса Щукина в роли Кюре. «Чудо святого Антония». Москва, Третья студия МХАТ (Студия Вахтангова), 1921 год, Государственный центральный театральный музей имени Алексея Бахрушина, Москва © Public domain
Игорь Петухов. Рисунок. Портрет Бориса Щукина в роли Кюре. «Чудо святого Антония». Москва, Третья студия МХАТ (Студия Вахтангова), 1921 год, Государственный центральный театральный музей имени Алексея Бахрушина, Москва © Public domain

Постепенно искания режиссера складывались в уникальный творческий метод, получивший название «фантастического реализма». Вахтангов вслед за Станиславским стремился к естественности и чистоте игры актера, но его взгляд имел свои особенности.

Как и Станиславский, Вахтангов требовал от актеров полноценного, искреннего отражения эмоций своих героев. Но, сохраняя эту подлинность, актер должен был демонстрировать максимальный накал чувств, показывать не просто характер, а его квинтэссенцию и играть «на разрыв».

Вахтангов учил: то, что в жизни кажется чрезмерным, неподобающим, неприличным, на сцене будет в самый раз. Это как театральный грим: на улице смотрится абсурдно, а в театре необходим.

Молодой режиссер был против «бытового» театрального реализма, где жизнь переносилась на сцену без изменений и границы между ними размывались. По Вахтангову, зритель не должен забывать, что он пришел в театр и перед ним будет разворачиваться особый, сказочный, фантасмагоричный мир. Для этого, например, актеры вахтанговских спектаклей часто переодевались в свои костюмы прямо на сцене, показывая зрителям процесс превращения обычного человека в жителя театрального мира.

Вахтангов отчасти возвращается к традиции театра комедии дель арте, который позволял сопереживать персонажам и их эмоциям, но ни на секунду не забывать, что перед тобой разворачивается волшебное священнодействие. Быть настоящим и не пытаться соединить театр и жизнь — вот метод Вахтангова.

Наследие великого театрального режиссера продолжает развиваться. С 6 по 13 июля в родном городе Вахтангова Владикавказе при поддержке ВТБ пройдет Второй Всероссийский фестиваль «Вахтангов. Путь домой». Театральные коллективы Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Элисты, Улан-Удэ, Казани покажут свои лучшие спектакли.