Хотя Лаос не казнил никого с 1989 года и, таким образом, на практике отменил смертную казнь, смертная казнь по-прежнему сохраняется в законодательстве, и около 315 человек ожидают смертной казни. Лаос неизменно учитывает рекомендации Универсального периодического обзора (УПО), касающиеся смертной казни, включая 16 рекомендаций предыдущего цикла УПО. Почему страна, которая не приводила смертную казнь в исполнение в течение 35 лет, так яростно её придерживается?
(The Advocates for Human Rights) - Власти Лаоса оправдывают смертную казнь прежде всего как средство сдерживания преступлений, связанных с наркотиками. Хотя в Лаосе существует целый ряд преступлений, караемых смертной казнью, в 2023 году генерал-лейтенант Вилай Лакхампхонг, министр общественной безопасности Лаоса, заявил, что около 90% смертных приговоров в Лаосе были вынесены за преступления, связанные с наркотиками. Лаос, наряду с Таиландом и Мьянмой, находится в печально известном районе «Золотой треугольник», расположенном недалеко от стыка границ трёх стран, который является популярной зоной производства и незаконного оборота наркотиков. Преступные организации действуют в «Золотом треугольнике» практически безнаказанно, и лаосскому правительству очень сложно контролировать этот район из-за его удалённости, рельефа местности и отсутствия международного сотрудничества. Коррупция в Лаосе и соседних странах также затрудняет соблюдение законов о борьбе с производством и незаконным оборотом наркотиков.
Производство и незаконный оборот наркотиков в «Золотом треугольнике» напрямую связаны с наркоманией. Из-за большого предложения наркотиков таблетки метамфетамина продаются менее чем за 25 центов, что дешевле еды, воды или пива. Наркомания создаёт для Лаоса социальные проблемы, включая семейные раздоры, преступность и распространение ВИЧ/СПИДа и других заболеваний. Она также создаёт нагрузку на системы здравоохранения и правосудия.
В связи с негативными последствиями производства и незаконного оборота наркотиков преступными синдикатами, а также бедствием наркомании, многие лаосцы выступают за отмену моратория на смертную казнь. Заинтересованные стороны утверждают, что если ужесточить наказание за производство, торговлю или употребление наркотиков, то меньше людей будут это делать. Например, лаосец, опрошенный Радио Свободная Азия, заявил, что «заключенные, приговоренные к смертной казни, должны быть казнены немедленно, если суд вынесет решение о казни, а закон должен быть решительным и заслуживающим доверия... если они не будут казнены, то те, кто сейчас занимается наркобизнесом, не будут бояться закона, и это подорвет судебную систему страны». Заявленная позиция национального правительства заключается в том, что «смертная казнь для наркоторговцев является одним из самых мощных сдерживающих факторов для тех, кто решает совершать наркопреступления». Такое отношение не ограничивается Лаосом: заинтересованные стороны в других странах Юго-Восточной Азии высказались в поддержку смертной казни или заняли нейтральную позицию, поскольку они хотят сохранить смертную казнь за наркопреступления.
Несмотря на позицию лаосского правительства в отношении торговли наркотиками и смертной казни, десятилетия провальной политики во всем мире научили нас, что смертная казнь и метод «нулевой терпимости» неэффективен в борьбе с систематической преступностью. В случае с незаконным оборотом наркотиков он также способствует криминализации и, следовательно, дальнейшей стигматизации уязвимых наркоманов. Страны Юго-Восточной Азии, пострадавшие от производства и незаконного оборота наркотиков в «Золотом треугольнике», пытались ограничить поставки наркотиков, конфисковывая их и приговаривая торговцев к длительным срокам тюремного заключения. Например, в период с 2015 по 2019 год в Лаосе было арестовано 20 221 человек по делам, связанным с наркотиками, и конфисковано «около 943 килограммов героина, более 10 000 килограммов каннабиса, более 6 000 килограммов таблеток амфетамина, более 8 000 килограммов кристаллического метамфетамина (льда), 577 килограммов опия». С тех пор Лаос изъял ещё больше наркотиков, побив рекорд по количеству изъятых таблеток метамфетамина в 2021 и 2022 годах. Стратегия изъятия провалилась, поскольку предложение этих наркотиков практически бесконечно, учитывая высокий спрос на них и высокую прибыль, доступную производителям и торговцам наркотиками. Кроме того, аресты Приговоры могут быть произвольными и часто направлены против мелких участников наркоторговли, а не против высокопоставленных лидеров преступных организаций.
Несмотря на позицию правительства Лаоса в отношении незаконного оборота наркотиков и смертной казни, десятилетия провальной политики во всем мире научили нас, что смертная казнь и метод «нулевой терпимости» не являются эффективными методами борьбы с устойчивой преступностью.
Кроме того, применение смертной казни в Лаосе противоречит международному праву. Применение смертной казни за преступления, связанные с наркотиками, не соответствует порогу «самых тяжких» преступлений – международному стандарту, установленному Комитетом по правам человека, который подразумевает умышленное убийство одного человека другим. Более того, женщины-обвиняемые по делам, предусматривающим смертную казнь, могут столкнуться с гендерной дискриминацией. Хотя Лаос не публикует прозрачную информацию о женщинах-обвиняемых по делам о смертной казни или данные с разбивкой по полу о лицах, приговоренных к смертной казни, исследования показали, что во всем мире женщины-обвиняемые сталкиваются с пересекающимися формами дискриминации в делах, связанных с наркотиками, где смертная казнь может быть назначена. Женщины часто более уязвимы, чем мужчины-обвиняемые, и, скорее всего, будут приговорены к смертной казни за уголовные преступления, совершенные в контексте гендерного насилия или принудительных отношений с мужчинами-обвиняемыми. Например, женщины часто вынуждены быть мелкими наркокурьерами, поскольку их меньше шансов поймать, но они принимают это решение под принуждением или не полностью осознавая, что они делают.
Защитники прав человека утверждают, что Лаосу следует сосредоточиться на снижении спроса на наркотики, используя научно обоснованные подходы к снижению вреда, направленные на декриминализацию наркозависимости и предоставление социальных услуг наркозависимым. Защитники прав человека считают, что это поможет смягчить негативное общественное последствия наркомании, а также снизить спрос на опиаты и метамфетамин, производимые организованной преступностью. Кроме того, для предотвращения международного наркотрафика следует использовать стратегии, направленные на ликвидацию преступных синдикатов, а не на прекращение производства и распространения наркотиков. Смертная казнь является жестоким нарушением прав человека, которое направлено на некоторых из наиболее уязвимых слоев населения Лаоса, и эти комплексные решения направлены на борьбу с наркоторговлей с точки зрения прав человека.