«Зеленоглазое такси, притормози, притормози», - хит-фраза популярной песни неизменно звучит в памяти меломанов узнаваемым хрипловатым голосом поющего актера Михаила Боярского, возвращая в эпоху 80-х. Эта песня стала одной из «визитных карточек» автора запоминающейся мелодии – композитора Олега Кваши, именно с ней музыкант в первую очередь ассоциируется у широкой аудитории. В то же время «Зеленоглазое такси» - далеко не первая песня этого композитора, попавшая в репертуар популярного артиста и уж точно не единственный его хит. Авторское наследие музыканта обширно, а его песни пели и поют многие звезды отечественной эстрады.
Сегодняшний материал «Журнала МУЗилка» - о творческом пути автора «Зеленоглазого такси», истории этой песни и других известных мелодиях этого композитора.
От Клайпеды до Ленинграда: путь к музыке
Судьба музыканта связана с городом на Неве, который сам Кваша неоднократно называл идеальным городом для жизни и творчества, хотя его жизненный и музыкальный путь начался в другом регионе большой советской страны – в Прибалтике, а точнее в литовской Клайпеде. Здесь Олег Кваша появился на свет в сентябре 1958 года.
О его детских годах в сети информации немного, попадаются лишь отрывочные воспоминания. Олег Семенович признавался, что к музыке пристрастился чуть ли не с колыбели. По словам родителей, малышом, он мог бесконечно сидеть у радиолы и слушать музыку. С десяти лет парень научился играть на гитаре.
Отец, по словам композитора, был любителем авторской песни и приобщал сына к творчеству советских бардов. Но на формирование Олега в подростковом возрасте оказал влияние совсем другой пласт музыкальной культуры. Как и у многих музыкантов его поколения, путь в будущую профессию начался с увлечения зарубежной рок-музыкой. Здесь сыграл роль и региональный культурный контекст, в Прибалтике влияние зарубежной культуры было сильнее, недаром Прибалтику называли «советской заграницей».
Первый творческий опыт 12-летнего подростка Олега Кваши был вдохновлен творчеством легендарных британских металлистов – Deep Purple. Под впечатлением от их альбома он создал школьный ансамбль "Телющи", где занимал позицию бас-гитариста. Группа исполняла каверы на Depp Purple и других популярных рок-коллективов: Uriah Heep, Led Zeppelin. Перепевали Кваша с сотоварищами и песни популярных в прибалтийских республиках коллективов из Венгрии: Omega, Lokomotiv GT.
Летом 1973 года ансамбль пригласили выступать на главной танцплощадке города, за что юные музыканты получили первый гонорар. Группа просуществовала достаточно долго.
В течение следующих десяти лет Кваша играл в различных коллективах, выступая в ресторанах, на свадьбах и других мероприятиях. В этот период он увлёкся творчеством Адриано Челентано и Джо Дассена, не зная, что многие их песни написаны Тото Кутуньо. Так, творческое становление композитора и формирование его музыкального стиля произошло на стыке и под влиянием трех очень разных пластов песенной культуры – европейской эстрады, классики мирового рока и советской бардовской песни.
Профессиональное музыкальное образование Олег Кваша получил в Ленинградской консерватории. В город на Неве он переехал из Клайпеды в начале 80-х и привез с собой целый ворох мелодий, но текстов у них не было. Проникшийся бардовской песней композитор понимал важность хорошей поэзии в успехе песни, но сам стихов не писал и музыку на готовые стихи сочинять не мог. Он из тех композиторов, кто сначала сочиняет мелодию, а потом дает поэту на подтекстовку. Живя в Ленинграде и работая ночным сторожем в ДК, опытный музыкант активно искал соавтора, таковой нашелся в литературном объединении Горного института. Знакомство с начинающим тогда поэтом Валерием Панфиловым стало судьбоносным для обоих. Они стали постоянными соавторами и образовали мощный и прочный тандем. Из-под пера Панфилова вышли тексты всех песен композитора, представленных в сегодняшнем материале.
«Зеленоглазое такси»
Исп. М. Боярский, О. Кваша и др.
«В мир музыки я пришел именно как композитор», - подчеркивал в интервью Олег Кваша, но композитор он – поющий и свои популярные песни исполнял в том числе и сам. Первое исполненией Одной из жемчужин совместного наследия Олега Кваши и Валерия Панфилова было авторским. Создание песни датируется 1986-1987 годами.
К тому моменту Кваша и Панфилов были уже достаточно заметными в профессиональных кругах авторами. Их песни были в репертуаре популярных исполнителей. На «Мелодии» готовилась к выпуску авторская пластинка с песнями композитора Кваши. Сборник получил название «Каждый возьмет своё».
Каждому артисту, принимавшему участие в записи, нужно было выбрать по две песни. Тут-то «Зеленоглазое такси» и досталось поющему актеру Боярскому, в дальнейшем песня закрепилась в его репертуаре.
Заглавный образ, укоренившийся в сознании и музыкальной памяти поколений поэтическими строками Панфилова, взят из реалий советской действительности. В те времена машины такси были оснащены маячком. Он горел зеленым цветом, давая понять, что машина свободна.
Последующие поколения меломанов воспринимают «Зеленоглазое такси» уже просто как песенный образ, не вдумываясь, что за ним стоит.
На песню обратили внимание и зарубежные исполнители, в международном музыкальном пространстве сделано несколько интерпретаций этой композиции.
В 2007 году в Россию по приглашению Иосифа Пригожина приехал французский музыкант F. R. David, сделавший англоязычную версию песни. Заглавный образ интерпретирован иначе, в этом варианте героя песни везет таксистка с зелеными глазами.
В тот же период ремикс на «Зеленоглазое такси» сделал австралийский ди-джейский дуэт Global Deejays. В треке был использован оригинальный вокал Олега Кваши из записи, изданной композитором в 2000 году с его танцевальным проектом KVASHA. Этот ремикс стал частью саунд-трека компьютерной игры GTA IV, где входит в плейлист радиостанции Vladivostok FM.
В 2009 году ещё одну англоязычную версию песни с названием «Green-Eyes Taxi» выпустила часто посещающая Россию испано-американская группа Brazzoville. Премьерное исполнение композиции состоялось в Зеленограде. О творчестве этой группы и их интерпретациях русских хитов на канале «Журнал МУЗилка» когда-то выходил отдельный материал.
В России и на постсоветском пространстве хит Олега Кваши также неоднократно подвергался переработкам музыкантами разных поколений. В середине 90-х свою интерпретацию представила белорусская рок-группа «Ляпис Трубецкой».
В 2007 году «Зеленоглазое такси» в стилистике металла в духе творчества группы Rammstein на немецком языке представил Александр Пушной.
Песня была использована в кинокомедии 2015 года «Самый лучший день», режиссера Жоры Крыжовникова, где прозвучала в необычной «психоделической» аранжировке.
Хит, по-прежнему любимый в наиболее популярной версии Боярского, сопровождал автора на протяжении всей его карьеры, обрастая новыми и новыми интерпретациями.
«Крысолов»
Исп. А. Пугачева
В материалах по истории песни «Зеленоглазое такси» упоминается, что на неё положила глаз сама Алла Борисовна Пугачева, которая к тому моменту уже исполняла песни Олега Кваши. Более того, именно со «звезды первой величины» в какой-то степени и начался взлет композиторской карьеры Олега Семеновича.
Именно Алее Борисовне досталась самая первая песня, созданная Квашей в тандеме с Панфиловым – Крысолов.
«Познакомились, я отдал ему одну из мелодий, и через несколько дней он принес текст. Это была песня под названием «Крысолов». Послушал и сразу понял, что единственный человек, который может ее исполнить, это Алла Пугачева. Так и решили с Панфиловым: Пугачева так Пугачева»,
- рассказывал в интервью Олег Кваша.
Никому не известный, но обладавший должной дерзостью и настойчивостью композитор лично отправился из северной столицы во всесоюзную, обратился в Москонцерт, разузнал, что Пугачева репетирует в «Олимпийском» и, о чудо, у начинающего ленинградского автора получилось добиться встречи с певицей и показать ей песню.
«Вот в морозном декабре три недели приезжал к 10 утра в «Олимпийский» и у входа ждал певицу. Наконец, она приехала в роскошном «Мерседесе». Тут уж я уцепился за рукав ее шубы и выпалил, что я композитор из Ленинграда и привез для нее песню. Вообще, как мне потом рассказывали, все коллеги ей песни присылают. Меня ждала та же участь – Пугачевой было некогда. Но тут подоспела неожиданная поддержка со стороны администратора, с которым успел познакомиться: дескать, этот парень три недели в мороз сюда таскается…»
- рассказывал композитор.
Алла Борисовна согласилась послушать песню. Кваша сыграл её несколько раз. Композиция понравилась и популярная певица заявила, что берет её в репертуар.
Правда, в 1982 году, когда произошла встреча с Пугачевой, песня не зазвучала. Цензура её не пропустила. В «загашнике» у Примадонны она пролежала 5 лет, прежде чем была спета во всеуслышание и стала издаваться, но слух о том, что песню некого Кваши из Ленинграда взяла сама Пугачева распространился в профессиональной среде, на автора обратили внимание популярные исполнители, пополняя его творениями своей репертуар.
Песня "Крысолов" в исполнении Пугачевой она вошла в альбом «Каждый возьмет своё».
Этот альбом получил воплощение не только на виниле, но и в музыкальном фильме, снятом «по его мотивам» с участием певцов.
«Бегущая по волнам»
Исп. Л. Долина, А. Вески
Песня, в тексте которой Валерий Панфилов воплотил мотивы творчества Александра Грина, на пластинке «Каждый своё возьмет» издана в исполнении Ларисы Александровны Долиной. Её вариант указывается как наиболее известный.
Однако версия Долиной была не первой, а написана песня была ещё на начальном этапе сотрудничества Кваши и Панфилова, о чем можно судить из интервью Олега Семеновича, опубликованном на его официальном сайте. Кваша называет эту песню «следующей» после «Крысолова», которую «удалось пристроить».
Композицию уроженца литовских земель взяла в репертуар артистка из соседней прибалтийской союзной республики – Эстонии. Со слов композитора первой исполнительницей песни была Анне Вески.
«Горбун»
Исп. М. Боярский
Помимо «Зеленоглазого такси» голосом Михаила Боярского на альбоме «Каждый своё возьмет» зазвучала композиция «Горбун». Написана она была в 1986 году и тогда же попала в репертуар Боярского, но популярна не стала. На судьбе песни негативно сказалось созвучье названия с фамилией руководителя страны. Широко зазвучал «Горбун» уже в постсоветский период.
«Суббота есть суббота»
Исп. И. Скляр.
Песню «Суббота есть суббота», написанную в 1985 году, Кваша считает прорывной в своей карьере. Композитор говорил, что именно после этой песни он встал в один ряд с популярными в тот период ленинградскими композиторами, такими как Виктор Резников и Лора Квинт.
По этой песне была озаглавлена сборная пластинка 1986 года, изданная в рамках серии «Песни молодых». Наряду с песнями Кваши и Панфилова туда вошли произведения Игоря Азарова, Павла Борисевича, тандема Игоря Корнелюка и Регины Лисиц и других набирающих популярность авторов. Открывшую трек лист одноименную песню исполнил Игорь Скляр. Композиция стала дискотечным хитом, часто заказывалась на радио.
По ней же был назван изданный позже авторский сборник Игоря Кваши, куда вошли все представленные в этой подборке песни.
«Обещание, прощение и прощание»
Исп. И. Понаровская
Несколько песен Олега Кваши стали известны в исполнении Ирины Понаровской. На альбоме «Суббота есть суббота» она спела его композицию «Незажженная свеча». Успех композитору принесла песня «Обещание, прощение и прощание». За неё Кваша получил приз международного фестиваля советской песни «Зелена гура» в Польше в 1989 году.
«Я больше не хочу»
Исп. И. Понаровская
Авторству Олега Кваши и Валерия Панфилова принадлежит песня, ставшая большим хитом Понаровской, её визитной карточкой.
«Я больше не хочу тайком любить,
Я больше не хочу ни что скрывать
Я больше не хочу, как прежде, жить
Я больше не могу тебя терять»,
- эти строки, написанные Валерием Панфиловым на мелодию постоянного соавтора, прочно ассоциируются с образом и голосом певицы. Песня также представлена на пластинке в исполнении семейного дуэта Понаровской с супругом Роддом Вейдландом.
Хит стал лауреатом фестиваля «Песня-88».
Эпилог
Представленная подборка далеко не исчерпывающая, меломаны из 80-х и поклонники творчества композитора вспомнят и другие песни позднесоветского этапа и более поздние заметные произведения Кваши.
В тандеме с Валерием Панфиловым он продолжал творить и в последующие десятилетия. В 1990-х годах Олег Кваша выступал как автор-исполнитель, гастролировал вместе со своей группой, которую назвал по своему знаковому хиту.
Задолго до выхода в эфир популярного в 2000-х музыкального шоу «Фабрика звезд» Олег Кваша способствовал началу карьеры одной из его будущих участниц. Речь о петербурженке армянского происхождения Зарифе Мгоян, ставшей популярной певицей под псевдонимом Зара. На официальном сайте композитор Кваша называет её бывшей ученицей.
Ещё в середине 90-х 12-летней девочкой она победила на конкурсе, исполнив песню «Сердце Джульетты» на музыку Олега Кваши. Им же написана одна из первых ротируемых в эфире песен Зары «Именно сегодня, именно сейчас».
В 2003-м году любимый город Олега Кваши отмечал свой юбилей, к которому композитор в соавторстве с Валерием Панфиловым написали композицию «Санкт-Петербург – гордая белая птица». Она считается гимном празднования 300-летия города на Неве.
В XXI веке имя автора хитов 80-х стало ассоциироваться, в том числе, с электронной танцевальной музыкой, в этом направлении Кваша стал успешно работать в проекте KVASHA, созданном в 2000 году.
Творчество Олега Кваши получило признание на международном уровне, и речь не только о каверах и ремейках «Зеленоглазого такси». Он – единственный российский композитор, получивший членство во французском авторском обществе SACEM.
У композитора есть собственный лейбл KVASHA MIX UP Record, на котором он записывает новые песни. Олег Семенович продолжает композиторскую, исполнительскую и концертную деятельность, а его песни прошлых лет давности многим памятны до сих пор и давно стали неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры.
Материал создан исключительно в развлекательных целях на базе информации из открытых источников. Возможны неточности.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.