Православные христиане вспоминают о перенесении мощей святых Кира и Иоанна Александрийских, а также совершают празднество в честь иконы Божией Матери «Троеручица». В народном календаре этот день называется Крапивное заговенье.
Как появилось это название? Что нельзя делать 11 июня и почему? Какие обычаи и приметы связаны с Крапивным заговеньем?
Чудотворные мощи мучеников Кира и Иоанна Александрийских
Кир из Александрии был известным врачом, к тому же христианином. Он безвозмездно лечил недужных, побеждая не только физические недуги, но и душевные страдания, которые приводили к телесным проблемам. Проповедуя евангельские истины, Кир обратил к Христу множество язычников. С началом гонений на христиан при императоре Диоклетиане (правил в 284–305 гг.) Кир удалился в Аравийскую пустыню и принял монашеский постриг, но продолжал помогать людям.
В это время в Едессе жил воин по имени Иоанн, благочестивый христианин. Прослышав о святом Кире, Иоанн решил найти его, а затем стал преданным учеником лекаря-бессребреника. По приказу властей Иоанн и Кир в 311 году были схвачены, подвергнуты пыткам и казнены.
На этом истории Кира и Иоанна не закончилась. В селении Мануфин было языческое капище, где обитали злые духи, наводившие ужас на местных жителей. Однажды патриарху Кириллу явился ангел, который повелел перенести мощи святых Кира и Иоанна в это село. Патриарх последовал указанию небес и распорядился построить в Мануфине храм в честь мучеников. 11 июля 412 года мощи святых были перенесены из города Конопы в Мануфин.
Злые силы покинули селение, а у мощей святых происходили многочисленные чудеса.
Икона Божией Матери «Троеручица»
Этот образ занимает особое место в русской православной традиции. К нему приходят люди, которые ищут исцеления от различных болезней.
Согласно преданию, появление этой необычной иконы связано с преподобным Иоанном Дамаскином, который некогда носил имя Мансур ибн Серджун. Он был сыном знатного вельможи и после смерти отца он занял его пост при дворе халифа. Когда в соседней Византии распространилось иконоборчество, Мансур решительно выступил против еретиков.
Разгневанный византийский император-иконоборец Лев III Исавр задумал очернить Мансура и отправил халифу письмо, в котором клеветал на чиновника. Халиф, поверив лжи, приказал отрубить Мансуру руку. Однако Пресвятая Дева явилась оклеветанному Мансуру во сне и пообещала скорое исцеление. Утром он обнаружил, что рука чудесным образом восстановилась.
Потрясенный этим чудом, халиф признал невиновность своего подданного и разрешил ему уйти в монастырь, о чем тот давно мечтал. В монашестве Мансур принял имя Иоанн и, в знак благодарности за исцеление, изготовил серебряную копию своей руки, которую приложил к образу Богородицы. Так появилась икона «Троеручица».
На первых списках иконы, датируемых XI веком, третья рука выглядела серебряной. Со временем художники стали рисовать ее так, будто рука принадлежит самой Богородице.
Крапивное заговенье: обычаи и занятия
Корни этого праздника уходят в далекое прошлое восточных славян. Крапива занимала особое место в народных верованиях и традициях. Это было ценное растение, которое употребляли в пищу, а также использовали в медицине и магии.
Сбор крапивы происходил в конце весны — первой половине лета, когда она была молодой и насыщенной полезными веществами. Согласно поверьям, после Крапивного заговенья растение утрачивает свои свойства (заговеньем называется последний день перед постом).
В этот день крестьяне вставали рано утром, чтобы в последний раз набрать крапивы. По поверьям, собирать ее следовало голыми руками, что, как считалось, помогало на долгое время избавиться от болей в суставах.
Из крапивы делали веники для того, чтобы подмести полы в доме и очистить его от всего плохого. Пучки крапивы развешивали в сараях и хлевах для защиты урожая и скота. В бане крапивными вениками хлестали друг друга, чтобы отогнать злые силы. Вечером жгли крапиву в кострах, сопровождая этот обряд песнями и хороводами.
На Крапивное заговенье хозяйки готовили множество блюд из этого растения — супы, салаты и так далее. Кроме того, крапиву заготавливали на зиму: сушили и даже солили ее, как капусту. Из крапивы в старину делали волокно, которое использовали для пошива мешков и одежды. Женщины умывались отваром крапивы и применяли его для мытья волос.
Крапива широко применялась в народной медицине, с ее помощью лечили болезни почек, анемию, подагру, артриты и кровотечения. Считалось, что холст из крапивы, сотканный до Петрова дня (12 июля), помогает при болях в пояснице.
Чтобы сон был крепким и спокойным, под подушку клали веточку крапивы.
Чем нельзя заниматься в этот день
11 июля не устраивали свадьбы. С давних времен считалось, что брак, заключенный в этот день, не будет счастливым. К тому же еще не закончился Петров пост, и в храмах не венчают.
Как считалось, в этот день нельзя стричь маленьких детей, иначе они будут болеть. Да и взрослым тоже лучше воздержаться от стрижки, поскольку с волосами можно и время жизни укоротить.
Следует избегать ссор с близкими, прежде всего нельзя ссориться супругам. Считалось, что конфликты, возникшие в этот день, могут надолго затянуться и плохо сказаться на семейных отношениях.
Кроме того, в этот день не принято ложиться спать рано. Раньше в деревнях на Крапивное заговенье люди обычно веселились до самого утра. А еще существует поверье, что тот, кто проведет день в одиночестве, будет одиноким целый год.
Приметы на 11 июля
- Утром обильная роса — к хорошему ясному дню.
- День солнечный и теплый — осень будет долгой и сухой.
- Дождь на Крапивное заговенье — осень будет ранней и сырой, зато грибов будет много.
- Ветер стих — к дождям.
- Уровень воды в реках и колодцах повышается — жди непогоды.
- Клен выделяет много сока — в ближайшее время будет дождь.
- Начали опадать листья — к раннему листопаду в начале осени.
- Сороки летают рядом с жильем — к дождям.
- Воробьи дерутся — будет засуха.
- Вечером ветрено, небо затягивают тучи — возможны грозы.
- Тихий вечер и ясная звездная ночь — вторая половина лета будет спокойной и теплой.
---