Найти в Дзене

ИЗМЕНЕНИЕ В КоАП! ЛЮБОЙ ГРУЗОВИК МОЖЕТ ПОПАСТЬ НА 600КА!

Хочу сегодня с вами обсудить Федеральный закон от 07.07.2025 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" Закон принят Госдумой 24 июня, одобрен Советом Федерации 2 июля, подписан президентом 7 июля. Вступает в силу через 10 дней, т.е. 18 июля.
Какая оперативная и слаженная работа! Изменения вносятся по большей части в пункт 12.21.1 – это то, что касается движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. Изменения вносятся во второй абзац первого пункта. Напомню, в первом пункте говорится о наказании за превышение габарита не более чем на 10 сантиметров. За это была градация штрафов. На водителя, на должностных лиц, на юридических лиц… Теперь этого нет. Теперь штраф адресуется собственнику транспортного средства. И грозит ему за это деяние штраф в 150 тысяч рублей. Напомню, что в примечаниях к статье 12.21.1 в пункте 2 указано, что штраф по этой статье НЕ применяется, если превышение зафиксировано средствами автоматического конт

Хочу сегодня с вами обсудить Федеральный закон от 07.07.2025 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Закон принят Госдумой 24 июня, одобрен Советом Федерации 2 июля, подписан президентом 7 июля. Вступает в силу через 10 дней, т.е. 18 июля.
Какая оперативная и слаженная работа!

Изменения вносятся по большей части в пункт 12.21.1 – это то, что касается движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта.

Изменения вносятся во второй абзац первого пункта. Напомню, в первом пункте говорится о наказании за превышение габарита не более чем на 10 сантиметров. За это была градация штрафов. На водителя, на должностных лиц, на юридических лиц… Теперь этого нет. Теперь штраф адресуется собственнику транспортного средства. И грозит ему за это деяние штраф в 150 тысяч рублей. Напомню, что в примечаниях к статье 12.21.1 в пункте 2 указано, что штраф по этой статье НЕ применяется, если превышение зафиксировано средствами автоматического контроля. Т.е. за негабарит до 10 см. штраф с рамки вам не прилетит, однако штраф таки может выписать вам живой сотрудник на посту. То, что рамка не штрафует за +10 см не значит, что разрешено +10 см. Запрещено! И то, что за это нарушение не выписывается автоматический штраф не отменяет того, что это НАРУШЕНИЕ.
Ровно так же, как и, якобы, можно грузовику по трассе ехать 70+19=89. Нельзя 89. Это всё равно нарушение, хоть и без санкций. И, да. Как и говорилось выше, за превышение габарита до 10 см. вас может оштрафовать на эти 150 тыс. рублей сотрудник на посту. Никакой погрешности и «запаса» по габариту нет. На сегодня и для штор, и для рефов установлена единая ширина – 260 см. И высота 400 см. Превышение даже на 1 см. повлечёт штраф на посту.

Далее признаются утратившими силу части 2 и 3.
В части 2 текущей редакции говориться о санкциях за превышение габарита от 10 до 20 см., либо о превышении веса от 10 до 20%%, в части 3 расписаны санкции за превышение габарита от 20 до 50 см, либо превышение веса от 20 до 50%%.
Это две статьи предусматривали ответственность за соответствующие нарушения в случае отсутствия специального разрешения.
Теперь их содержание полностью повторяется в частях 4 и 5, которые ранее предусматривали штраф только за превышение нормативов, указанных в специальном разрешении. Отредактированные статьи объединяют и отсутствие разрешения, и превышение указанных параметров, если оно есть.
Достаточно логично, меньше бумаги будет истрачено. Бонусом – небольшое снижение штрафов. Статья 2 предусматривала штраф в 375 тыс., поглотившая её статья 4 предусматривает штраф в 300 тыс. Статья 3 штрафовала на 525 тыс., статья 5 будет штрафовать всего на 450 тыс. рублей.
Статья 6, предусматривающая штраф в 600 тыс. рублей при превышении габаритов более чем на 50 см., либо веса более чем на 50% не изменилась.

Пункты 8 и 9 формально не изменились, а пункт 10 остался в первозданном виде полностью. Кстати, пункты интересные и, возможно, не все о них знают.
Эти пункты возлагают ответственность на ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ, если он указал в документах недостоверные данные о массе или габаритах груза и это повлекло правонарушение. Т.е. если в документах указано 20 тонн, а на рамке вас пробило по общей массе, то за такое грузоотправитель платит штраф до 600 тыс. (тут должны напрячься «прокладки», которые в жизни не видели ни груза, ни машины, но выступают грузоотправителями).
По идее, это должно работать и с осевыми нагрузками, если на загрузке вам дали акт взвешивания, который оказался недостоверным.
А вот пунктом 10 можно на загрузке пугать грузоотправителей, которые не хотят переставлять вам груз для распределения по осям, или не хотят устранять негабарит. Нарушения массы или габарита индивидуальными предпринимателями, либо юридическими лицами, осуществляющими погрузку также влечёт наложение на них штрафа до 600 тыс. рублей.
Из не весёлого – то, что грузоотправителя оштрафуют за указание неверных данных в документах или за не правильную погрузку не снимает с вас штрафа за перегруз на рамке. Факт нарушения это не отменяет.

Идём дальше к самому интересному.
Пункт Ж, что символично, предписывает дополнить статью 12.21.1 ещё двумя пунктами. 12 и 13.
Кратко пункт 12 – невыполнение требования уполномоченного должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля влечёт наложение штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере 600 тыс. На первый взгляд тут всё просто – не отказывайся по требованию транспортника проехать по весам – не будет тебе штрафа. Как это будет выглядеть на практике – большой вопрос.

Но не это нас тревожит.
Пункт 13. Тот самый, за который каждого оштрафуют за 600 тыс. практически без нарушения.
Пункт состоит формально из двух смысловых частей.
Рассмотрим сначала первую часть.
Движение грузовиков свыше 3.5 тонн с нарушением правил движения в зоне автоматического контроля. Что за правила? Оказывается, прям есть отдельный документ, регламентирующий правила движения в зонах автоматического контроля для тяжеловесов и крупногабаритное. Впрочем, документ не большой и не сложный, но с подводными камушками. Во-первых, въезд и выезд из зоны контроля должны быть обозначены соответствующими знаками. Все мы их видели. Далее мы отталкиваемся от того, что находимся в зоне действия этих знаков. Что же нам запрещено?
Запрещено нам разворачиваться. Очень хотелось, конечно, но нельзя.
Запрещена остановка. Вот тут же нюансики. Об этом ниже.
Запрещено использование фары-прожектора и фары-искателя. Хотелось ещё больше, чем развернуться, но увы.
Запрещено съезжать на обочину и выезжать на встречку.
А также в этом Правиле есть требования соблюдать дистанцию до следующего впереди транспортного средства 20 метров.
Опа…
Т.е. прохлопал 20 метров и прилетает 600 тыс.? Тонар оттормозился и переползает весы на аварийке, упёрся ему в хвост и привет? Бизнес закрывается? Остановиться и выдержать 20 метров тоже нельзя. Выше вон пункт о запрете остановки.
Выдыхаем, господа. Изменения в КоАП предписывают добавить третий пункт в примечания. Пункт этот гласит о том, что штраф за несоблюдение дистанции вам грозит только тогда, когда у вас самих будет выявлен перегруз, или негабарит. Т.е. прилетает вам 450 за перегруз и 600 за дистанцию. Итого лям пятьдесят. Касса там.
Если же вы законопослушный перевозчик, то за несоблюдение дистанции штраф вам не грозит. Вы по-прежнему нарушаете правила, но просто не предусмотрен штраф.
Так что, если вы все такие честные и послушные таки упёрлись в зерновоз – едем с его скоростью, ползём. Ничего вам не будет. Но ни в коем случае не останавливаемся. За это уже 600 тыс.!

А теперь самое на мой взгляд горяченькое.
Вторая смысловая часть пункта 13.
Штраф 600 тыс. также будет выписан за несоблюдение знаков и разметки в зоне автоматического весогабаритного контроля.
Воооот.
А какие у нас знаки чаще всего стоят в таких зонах контроля? Ограничения скорости. Как максимальной. Так и минимальной. Стоит знак 70 км\ч, пролетел ты на своей колеснице 71 км\ч – лови 600 тыс. Правило +20 тут действовать не будет. +20 – это нештрафуемый порог. Но нарушение. +1 – уже нарушение.
А ведь кое-где и 50 стоят знаки на рамках.
Интереснее знаки ограничения минимальной скорости. Как правило это 20 км\ч. Стоят далеко не везде, но встречаются. Упёрся ты на такой рамке в хвост вышеупомянутому зерновозу и всё. Можешь тут-же, пока ползёшь за ним размещать объявление о продаже своего грузовика. Останавливаться нельзя, на встречку нельзя – везде 600 тыс. Нарушение дистанции тут уже роли не играет.

Вы думаете, что я нагнетаю и в примечаниях есть ещё четвёртый пункт, который говорит о том, что 600 тыс. за несоблюдение знаков прилетит только если у тебя самого есть перегруз или негабарит, по аналогии с третьим пунктом про дистанцию.
Но нет. Такого пункта нет. 600 тыс. за превышение прилетит вам даже в том случае, если весовые и габаритные ограничения вы не нарушили.
Казалось бы, тут налицо юридический пробел и подразумевалось, конечно, что любые эти драконовские санкции будут применяться параллельно с превышением массогабаритных параметров, однако снова нет. Никакого пробела тут нет и всё сделано абсолютно осознано. Иначе не было бы в третьем пункте примечаний отдельно указано, что касается он только принципиально дистанции.

Также изменения вносятся в статью 12.21.5 – там, по сути, дублируется пункт 13 вместе пунктом 3 приложения, только тут закон распространяет своё действие на иностранных перевозчиков.

Кстати, статья 12.25 часть 2 говорит нам о том, что останавливать вас могут и полиция, и таможенники, и транспортники. Бытует мнение, что транспортники не имеют права останавливать машины. Имеют.
Игнорирование требования об остановке по текущему КоАП будет вам стоить всего 800 рублей. В новой редакции этот же штраф будет составлять уже 10 тыс. А ещё новые изменения дописывают в этот пункт, что это за исключением части 12 статьи 12.21.1…
Т.е. любое из этих должностных лиц в любой момент может вам сказать: «А я тебя останавливал для прохождения весогабаритного контроля, а ты уклонился. На 600 тыс. тебе».
Ну а повторное невыполнение требования об остановке – это лишение до 6 месяцев.

Давайте я вам ещё вишенку на тортик.
Это уже не в изменениях. Это в действующем КоАП. И в следующем, соответственно.
Статья 27.13.
В случае нарушения частей 1-6 статьи 12.21.1 (всё то, о чём мы говорили выше) применяется задержание транспортного средства. Штрафстоянка, короче. И отпустят вас с неё только когда вы оплатите штраф и устраните причину задержания. Перегруз устраните. На штрафке прям. Ага. Конечно, все мы знаем, как решаются такие вопросы. Ну а потом ещё не забудьте оплатить саму эвакуацию и хранение.
Короче, если одно из должностных лиц (а их на самом деле сильно больше, чем гаишники, транспортники и таможенники) будет вас с поста отправлять на штрафстоянку за превышение габарита в 1 см. – это законно.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_509325/