Найти в Дзене
Russian Architecture

Драматургия проектирования: как работает архитектура восприятия

Оглавление

В эпоху технологических интерфейсов, растущей рационализации и стандартизации особенно остро ощущается потребность в спонтанности, эмоциональности, чувственном опыте. В этом контексте дизайн и архитектура всё чаще становится языком смыслов и переживаний, а архитектор — режиссёром восприятия.

Его задача — выстроить сценарии взаимодействия человека с пространством. В этих сценариях архитекторы команды BABAYANTS нашли схожие с драматургией принципы, способные пробуждать эмоциональный отклик. «Этот подход мы назвали драматургией проектирования. Рассмотрим некоторые приёмы и покажем, как они работают в наших проектах».

Работа с ожиданием

В интерьере камерного жилого комплекса мы спрятали скульптурную лестницу за стеклянной перегородкой. Она не бросается в глаза сразу — человек замечает её боковым зрением, проходя мимо. Это архитектурная версия кинематографического позднего раскрытия плана —приём, который вызывает интерес и оставляет образ в памяти.

Удержание внимания, эффект вовлеченности

Материалы и фактуры – то, что даёт тактильные и подсознательные эмоциональные отклики. Мы отказались от броского декора и решили, что главным выразительным средством станет натуральный камень, не полированный «под мрамор», а максимально честный: мы показали срезы, структуру минерала. Это вызывает эффект созерцания — сродни тому, как мы смотрим на огонь, воду, облака. Пространство становится визуальной медитацией.

Эффект неожиданности

Иногда стоит отойти от следования строгой логике, быть внезапными и увидеть концептуальную задачу пространства по-новому. Для строгой офисной башни FRAME workplace контрастное цветовое решение стало неожиданным и за счет этого более впечатляющим. Монолитность цвета проявляет геометрию и красоту пространства – все элементы становятся частью ощущений, частью картины.

Протагонист и монтаж

Главный герой в интерьере задаёт акцент, вокруг которого развивается пространство. В проекте жилого комплекса таким элементом стала лестница: ось, пронизывающая объём. В движении она раскрывается разными «планами» — от лаконичного до театрального. Назовем это — монтаж в архитектуре.

Повтор и мотив

В архитектуре мотив работает как музыкальный рефрен — формирует целостность: усиливает восприятие и узнаваемость. В этом же проекте этот приём реализован через повторяющиеся элементы — деревянные стеллажи и мягкие световые панели из ткани, которые перетекают из одной зоны в другую.

Иммерсивное повествование

Пространство может раскрываться постепенно — слой за слоем. В проекте камерного жилого дома по пути движения появляются новые слои смыслов и ощущений — через неожиданные формы, плавные линии, насыщенный моноцвет.

Мизансцена и ось действия

В архитектуре пространства мизансцена — это способ выстроить логику восприятия, задать направление взгляда и движения. В этом интерьере мы использовали приём сквозной оси: на ней «выстраиваются» функциональные зоны, акценты и источники света.

Световая драматургия

Любой источник света может задавать настроение, атмосферу, ритм. В этом интерьере мы вырезали атриум в перекрытии и интегрировали декоративные бетонные блоки — через них в пространство бликами попадает естественный свет. Вечером — авторские светильники и градиентные перегородки, создают теплые акценты и эффект туманности. Свет здесь управляет восприятием и движением.

Сценический акцент

Кульминация — момент, где эмоция достигает своего пика. В архитектуре такой эффект может создаваться через точку фокуса. В велком-центре комплекса на Байкале композиция, приподнятая над уровнем пола, становится смысловым центром. Она не только вбирает в себя образы местной культуры — световой фонарь, встроенный в её ядро, формирует «сценический акцент». Человек в центре – метафора на реальность, которая может бать возможность каждому встать на сцену, заявить о себе, быть услышанным.

Драматургия проектирования — это не стиль, а способ работать с восприятием. Пространство становится соавтором человеческого состояния — незаметно настраивает, как камертон. Задача архитектора — задать волну: вдохновляющую, умиротворяющую, оживляющую. Если человек вышел из пространства немного другим – можно сказать, что архитектура заговорила на языке эмоций.

Telegram-канал - https://t.me/RussianArchitecture

Автор статьи: Babayants Architects