В Самаре снова заговорили о продлении главной прогулочной артерии города — набережной Волги. В частности, о пятой очереди. Речь идет об участке протяженностью 1,1 километра, который соединит разрозненные части уже существующей набережной. Новый отрезок пройдет от бассейна ЦСК ВВС до улицы Вилоновской, фактически ликвидировав многолетнюю «брешь» в прогулочном маршруте вдоль реки. Самарцы предлагают свой вариант благоустройства популярной прогулочной зоны.
Новая очередь — шаг к цельному пространству
Идея соединить уже существующие фрагменты набережной Волги в Самаре появилась еще лет 10 назад. Сегодня пешеходам, которые прогуливаются вдоль реки, приходится покидать уютные зоны отдыха и идти вдоль шумного Волжского проспекта, чтобы спуститься и продолжить путь по второй очереди набережной. Здесь нет ни полноценного озеленения, ни защиты от ветра, а тротуар местами слишком узкий. Непрерывная, благоустроенная прогулочная линия — одна из наиболее актуальных городских потребностей, особенно в части туристической привлекательности областного центра.
От региональных властей уже есть конкретика: подписание контракта на строительство планируется в октябре 2025 года, а завершение работ — к июню 2027-го. Общая стоимость проекта составит 155 миллионов рублей. В сообщении правительства говорится, что в новую очередь войдут не только дорожки и зоны отдыха, но и спуски к воде, подъемы к пивзаводу и зданию ГРЭС, а также комплексное благоустройство прилегающих территорий.
Красиво — не значит удобно?
Однако проект вызвал неоднозначную реакцию у горожан. В Самаре сформировалась инициативная группа, которая предлагает альтернативный путь развития — более скромный, но, по их мнению, практичный и быстрый.
«На эскизах действительно красиво: пешеходные зоны, катера, спуски, возможно, даже съезд в Волгу. Но сразу возникает множество вопросов. Например, что будет в половодье? Почему в проекте не предусмотрена переправа, которой ежедневно пользуются жители Рождествено?» — говорят участники группы.
По их мнению, проект, каким бы амбициозным он ни был, не учитывает реальных нужд горожан. И главное - не защищен от риска превратиться в еще одну бесконечную стройку.
«Мы уже проходили это на примере станции метро «Театральная»: грандиозные планы, но затяжное строительство. А ведь еще в 2022 году сметная стоимость продления набережной оценивалась в 3,8 миллиарда рублей. Что будет сейчас, с учетом инфляции и роста цен на стройматериалы?» — резонно задаются вопросом самарцы.
Альтернатива есть
По словам активистов, есть гораздо более доступные и быстрые способы соединить прогулочные зоны. Один из них — открыть ворота и калитку на территории ЦСК ВВС, проложить пешеходную дорожку в сторону речного вокзала. По их расчетам, такой проект может обойтись всего в несколько миллионов рублей.
«В условиях нестабильной экономики разумнее сосредоточиться на малых делах. Иногда достаточно просто убрать забор, положить тротуарную плитку и сохранить уже существующую переправу, чтобы сделать жизнь горожан удобнее. Зачем вкладываться в дорогостоящие конструкции, если можно начать с элементарного?» — считают представители инициативной группы.
Баланс мечты и реальности
С одной стороны, проект пятой очереди набережной соответствует современным представлениям о городской среде, гармонирует с остальными очередями и способен украсить одну из главных достопримечательностей Самары. В случае успешной реализации он не только подарит горожанам цельное, комфортное место для отдыха, но и станет новой точкой притяжения для туристов.
С другой — общественные сомнения и недоверие к масштабным стройкам в городе, увы, не беспочвенны. Опыт прошлых лет показывает, что даже самые привлекательные на бумаге инициативы могут буксовать годами. Как, например, строительство планетария.
Представители инициативной группы считают, что важно обеспечить прозрачность разработки проекта, честную оценку его стоимости и сроков реализации, а также открытость к предложениям от самих жителей.
«Пятая очередь набережной — это не просто участок между двумя точками. Это выбор между дорогостоящим городским имиджем и простыми, но эффективными решениями».
Кроме того, нужно учесть, что Жигулевский пивоваренный завод - это памятник архитектуры Федерального значения. Набережная попадает в охранную зону, это значит, что необходимо пройти историко- культурную экспертизу, выводы которой должен утвердить государственный орган по охране памятников.
А какой проект больше нравится вам?
Автор: Дарья ДОЛИНИНА