Найти в Дзене

🚙 Как заменить полуось на Ниве: подробная инструкция

Полуось — это одна из ключевых деталей трансмиссии, передающая вращение от редуктора к колесу. На Ниве(ВАЗ-2121 и её модификациях) конструкция заднего моста классическая, поэтому многие владельцы могут заменить полуось своими руками. Ниже — пошаговое руководство, как правильно снять и поставить новую полуось, а также что стоит проверить и заменить заодно. Обычно полуось требует замены, если: ✅ Домкрат и надёжные подпорки ✅ Набор гаечных ключей и головок ✅ Отвёртки, монтировка ✅ Съёмник для подшипника полуоси (рекомендуется) ✅ Новая полуось в сборе или отдельно полуось и подшипник ✅ Новая манжета (сальник) полуоси ✅ Герметик или прокладка фланца (если предусмотрено) ✅ Молоток и бородок ✅ Тормозная жидкость (если придётся разбирать тормозной цилиндр) Если вы меняете только подшипник или сальник: После замены проверьте и при необходимости долейте масло в задний мост. Если сальник был повреждён, часть масла могла вытечь. ✅ Перед заменой убедитесь, что новая полуось точно подходит по ра
Оглавление

Полуось — это одна из ключевых деталей трансмиссии, передающая вращение от редуктора к колесу. На Ниве(ВАЗ-2121 и её модификациях) конструкция заднего моста классическая, поэтому многие владельцы могут заменить полуось своими руками.

Ниже — пошаговое руководство, как правильно снять и поставить новую полуось, а также что стоит проверить и заменить заодно.

📌 Когда нужно менять полуось

Обычно полуось требует замены, если:

  • слышен хруст или стук при движении,
  • обнаружен сильный люфт колеса,
  • видны трещины или повреждения шлицов,
  • из ступичного подшипника вытекло масло, и он разрушился.

🧰 Что понадобится для замены

✅ Домкрат и надёжные подпорки

✅ Набор гаечных ключей и головок

✅ Отвёртки, монтировка

✅ Съёмник для подшипника полуоси (рекомендуется)

✅ Новая полуось в сборе или отдельно полуось и подшипник

✅ Новая манжета (сальник) полуоси

✅ Герметик или прокладка фланца (если предусмотрено)

✅ Молоток и бородок

✅ Тормозная жидкость (если придётся разбирать тормозной цилиндр)

🛠️ Пошаговая инструкция

🔹 1. Подготовьте машину

  • Установите Ниву на ровную площадку.
  • Затяните ручник и подставьте противооткатные упоры под передние колёса.
  • Поддомкратьте заднюю часть автомобиля и надёжно установите её на подпорки.

🔹 2. Снимите колесо и тормозной барабан

  1. Открутите гайки и снимите колесо.
  2. Снимите тормозной барабан. Если он прикипел, аккуратно простучите его молотком по окружности.
  3. Осмотрите тормозной механизм на износ колодок и цилиндра — при сильных течах цилиндр лучше сразу заменить.

🔹 3. Отсоедините полуось

  1. На фланце полуоси открутите 4 гайки крепления. Они обычно законтрены, проверьте и разогните шайбы.
  2. Если полуось не выходит, аккуратно простучите фланец молотком через деревянный брусок. Либо используйте обратный молоток для полуосей, еще одна хитрость что быы вытащить полуось, можно прикрутить не нужное колесо к полуоси и стучать с обратной стороны небольшой кувалдочкой. Полуось спокойно выходит
  3. Извлеките полуось вместе с подшипником.

🔹 4. Снимите подшипник (если меняете отдельно)

Если вы меняете только подшипник или сальник:

  • Используйте съёмник или пресс для демонтажа подшипника.
  • Обязательно осмотрите посадочное место полуоси — оно должно быть без задиров и трещин.

🔹 5. Установите новый подшипник и сальник

  1. Запрессуйте новый подшипник с помощью пресса или аккуратно забейте его через оправку.
  2. Проверьте сальник и замените, если он потрескался или пропускает масло.
  3. Перед установкой смажьте посадочные места.

🔹 6. Установите полуось обратно

  1. Вставьте полуось в чулок моста — шлицы должны плавно войти в зацепление.
  2. Закрутите гайки фланца крест-накрест. Используйте новые гроверные шайбы или контрите гайки.
  3. Поставьте тормозной барабан и колесо обратно.

🔹 7. Проверьте уровень масла в мосту

После замены проверьте и при необходимости долейте масло в задний мост.

Если сальник был повреждён, часть масла могла вытечь.

⚡ Полезные советы

✅ Перед заменой убедитесь, что новая полуось точно подходит по размеру и числу шлицов.

✅ Если подшипник шумит или подклинивает, обязательно ставьте новый.

✅ Если нет опыта запрессовки подшипников, лучше обратиться в мастерскую или воспользоваться услугами токаря.

✅ После установки прокатитесь и послушайте, нет ли лишнего шума или вибраций.

✅ Итоги

Замена полуоси на Ниве — работа средней сложности, которую можно выполнить своими руками за пару часов при наличии нужных инструментов. Главное — тщательно очистить посадочные места, правильно запрессовать подшипник и не забыть долить масло в мост.

Так вы обеспечите надёжную работу трансмиссии и избежите неожиданных поломок в дороге!