Подобные слухи начали распространяться уже в 20-е годы XX века. Но абсурдность этих слухов была настолько очевидна, что даже самые критически настроенные биографы Сталина отвергали это обвинение. И даже самый ярый противник Иосифа Виссарионовича Лев Троцкий вынужден был констатировать:
Рассказ о том, что Иосиф преднамеренно всех участников семинарского кружка, является несомненной клеветой... Мужество мысли было чуждо ему. Зато он был наделён бесстрашием перед лицом опасности. Физические лишения не пугали его. В этом отношении он был подлинным представителем ордена профессиональных революционеров и превосходил многих из их числа.
Зарубежных фальсификаторов вдохновила начатая Хрущевым кампания по разоблачению "культа личности". В результате этого 23 апреля 1956 года в журнале "Лайф" был опубликован престранный документ. Американский социолог Исаак Дон Левин утверждал, что этот сенсационный материал им был получен от трех русских эмигрантов. Это было письмо полковника жандармерии А.М. Еремина ротмистру А.Ф. Железнякову:
Милостивый Государь Алексей Фёдорович! Административно-высланный в Туруханский край Иосиф Виссарионович Джугашвили-Сталин, будучи арестован в 1906 году, дал начальнику Тифлисского губернского жандармского управления ценные агентурные сведения. В 1908 году начальник Бакинского Охранного отделения получает от Сталина ряд сведений, а затем, по прибытии Сталина в Петербург, Сталин становится агентом Петербургского Охранного отделения.
Работа Сталина отличалась точностью, но была отрывочная.
После избрания Сталина в Центральный комитет партии в г. Праге Сталин, по возвращении в Петербург, стал в явную оппозицию правительству и совершенно прекратил связь с Охраной.
Сообщаю, Милостивый Государь, об изложенном на предмет личных соображений при ведении Вами розыскной работы.
Примите уверения в совершенном к Вам почтении
[Подпись: ] Ерёмин
Но даже в среде эмигрантов этот документ вызвал довольно скептическую реакцию. Назвал его фальшивкой и такой ярый антикоммунист как как Б.Суварин. Подобного мнения придерживается и ведущий специалист Государственного Архива РФ Зинаида Ивановна Перегудова.
Она, прежде всего, обратила внимание на то, что письмо датировано 12 июля 1913 года. Но на тот момент полковник Еремин уже не занимал должность заведующего Особым отделом Департамента полиции. 11 июня 1913 года он был переведен на должность начальника Финляндского жандармского управления. Кроме того, графологическая экспертиза показала, что подпись на данном документе не принадлежит Еремину.
В июле 1913 года Енисейского охранного отделения попросту не существовало, а имелся Енисейский розыскной пункт. Да и заведующим этим пунктом был ротмистр Железняков, но не Алексей Федорович, а Владимир Федорович.
Ну и наконец, на письме был поставлен порядковый номер 2898, который не соответствовал нумерации Особого отдела, который имел номера начиная с 93001. А вот номер 2898 принадлежал отделу 1-го делопроизводства и вышел 16 марта 1913 года:
Управл. Екатеринослав. губ. H.A. Татищеву, сообщение по поводу дерзкой выходки трех неизвестных злоумышленников по отношению к стоящему на посту возле силовой станции городского водопровода городовому.
Всего этого думаю вполне достаточно, чтобы признать документ фальшивым. И тут вполне уместны слова, написанные Сувариным в его журнале:
Редко появляется на свет фальшивка более фальшивая, чем эта.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм