Найти в Дзене

Разбор учебника по истории России 8 класс. Часть 2. Пётр I(№1)

Всем привет! Продолжаю погружаться в изучение нового учебника по истории. В первой статье рассмотрел введение и первые два параграфа: А сегодня начинаем разговор о большом блоке. Посмотрим, что же написано о правлении Петра I (взял пока половину параграфов, потому что иначе статья будет огромная). Первая часть посвящена детству, о котором известно мало. Поэтому - сплошные догадки. А вот с образованием у Петра было тяжело, как утверждают авторы. Его учили, но не так, как его брата Фёдора. "Пётр не проявлял особого прилежания в учёбе, предпочитая проводить время в военных играх". Факт, действительно, спорить не буду. Более того, Пётр так грамоту и не освоит, будет всю жизнь писать с ошибками. Но дальше, в том же абзаце так: "Пётр учился практически всю жизнь... Неустанные труды не пропали даром - царь стал образованным человеком, сумевшим поставить свои обширные знания на службу Отечеству". То есть был плохо образован, но стал образованным, получается? Скорее всего, имелось в виду
Оглавление

Всем привет! Продолжаю погружаться в изучение нового учебника по истории. В первой статье рассмотрел введение и первые два параграфа:

А сегодня начинаем разговор о большом блоке. Посмотрим, что же написано о правлении Петра I (взял пока половину параграфов, потому что иначе статья будет огромная).

Параграф 3. Становление реформатора.

Первая часть посвящена детству, о котором известно мало. Поэтому - сплошные догадки. А вот с образованием у Петра было тяжело, как утверждают авторы.

Его учили, но не так, как его брата Фёдора.

"Пётр не проявлял особого прилежания в учёбе, предпочитая проводить время в военных играх".

Факт, действительно, спорить не буду. Более того, Пётр так грамоту и не освоит, будет всю жизнь писать с ошибками.

Но дальше, в том же абзаце так:

"Пётр учился практически всю жизнь... Неустанные труды не пропали даром - царь стал образованным человеком, сумевшим поставить свои обширные знания на службу Отечеству".

То есть был плохо образован, но стал образованным, получается? Скорее всего, имелось в виду его пристрастие к прикладным наукам и стремление изучить всё, что его интересует. То есть речь про самообразование. Кроме того, не забываем, что именно он заставлял дворян учиться. Но из этого абзаца можно только догадываться, это ли имели в виду авторы.

Следующий раздел повествует о "воинской потехе". Про будущие полки, про ботик и флот на Плещеевом озере.

Как утверждают авторы:

"Марсовы и Нептуновы потехи" Петра I сформировали круг его пристрастий. В забавах Петра таятся корни многих его преобразований... Пётр сформировался как "государственный человек", все помыслы которого направлены на служение Отечеству. В пользу Петра говорит и то, что он сумел осознать стоявшие перед страной задачи и последовательно боролся за их достижение".

Как я люблю эти учебники и оценочные суждения. Авторы прям интервью как будто брали, где царь излил душу и рассказал, как "потехи" привели его к осознанию задач. А уж про последовательность его действий я вообще молчу.

Дальше рассуждения на целый раздел про любовь Петра к морю, а потом три абзаца про Азовские походы.

Первый поход:


"В 1965 году московское войско двинулось к Азову, преграждавшему путь к Азовскому морю. Однако взять крепость не удалось".

На этом всё, никакого разбора причин. Кроме того, что не было флота, о чем и подумал Пётр. Поэтому в Воронеже он его построил. Взяли Азов во втором походе. И дальше:

"В его сознании прочно укрепилось представление о долге монарха - служить Отечеству и быть примером для подданных".

Шикарно.

-2

Параграф 4. Начало Петровских преобразований.

Теряем сразу важный момент. Написано:

"Огромную роль в становлении Петра I как царя-реформатора сыграло посещение им Западной Европы в составе Великого посольства 1697 - 1698 гг."

Это, безусловно, верно, но нигде не написано ничего про Немецкую слободу, где он впервые познакомился с частичкой Европы, где он нашёл многих своих будущих сподвижников. Странно игнорировать такую деталь.

При этом про Франца Лефорта дальше в тексте есть. Дальше текст про цели посольства, как оно проходило.

Следующий раздел начинается с того, что Пётр прервал поездку из-за стрелецкого бунта.

"6 июня 1698 г. стрельцы на сходе четырёх полков - всего около 2200 человек - решили идти на Москву. Было объявлено, что их зовёт правительница Софья Алексеевна. Даже прочитали будто бы от неё присланную грамоту: "Теперь вам худо, а вперёд будет ещё хуже. Ступайте... бить мне челом, чтоб я шла по прежнему на державство". Объявлена была и "программа" бунта - разорить Немецкую слободу и побить бояр-изменников. Стрельцы вспомнили 1682 г. и кричали, что надо, спасая царство, всё повторить".

Ладно, опустим вопрос с грамотой, которую прислала не она. У нас наконец упоминается Немецкая слобода. А что это? Почему туда идти? Зачем? Ответов нет.

Заключительное предложение - просто конфетка. Стрельцы вдруг вспомнили 1682 год и кричали "можем повторить". По таким текстам только сценарий писать для современных фильмов.

Пётр в итоге особенно искал доказательств виновности сестры, так от неё ничего не добился, но монахиней в наказание он её сделал. Справедливый царь.

Завершается параграф рассказом о воронежском кораблестроении и первых реформах: как Пётр сам стриг бороды, вводил налоги и придумал Новый год 1 января.

-3

Параграф 5-6. Северная война: от Нарвы до Полтавы

Дальше ПЯТЬ параграфов посвящены Северной войне. Раньше их было два. Как растянуть то, что хочется, мы видим здесь. Посмотрим.

Всё начинается с формирования Северного союза, который очень круто начал войну, сразу развалившись (с этого начнётся второй раздел). Карла XII и Швецию недооценили, Пётр остался один.

Первое поражение - Нарва. Раздел назван "Нарвское несчастье". Подошло бы слово "катастрофа" или "трагедия". Пётр понял, что у него нет армии, техника старая, всё плохо работает. И он уехал всё менять. В итоге сокрушительное поражение в самом начале войны.

Причины:

"Причин было много: сила шведов, слабость русского командования, недостаток военного опыта. Но главное - армия, да и страна в целом делали лишь первые шаги по пути реформ. Оказалось, что для того, чтобы одолеть Швецию, мало одеть солдат в короткие кафтаны, а дворянам повязать офицерские шарфы".

Авторы нам прямо говорят: царь - дурак. Правильно? Командование плохое, опыта нет, противник сильный. Пётр решил пойти с таким противником воевать, хотя таких планов изначально не было (цель посольства - война с Турцией). И выставил армию, которая заведомо должна была проиграть. Хороший вывод, что сказать.

И дальше начинаются реформы, сбор налогов и исправление всех ошибок.

"...всё делалось в великой торопливости".

Подумать об этом сразу, конечно же, было нельзя.

После реформы рассказывается о первых успехах, основании Санкт-Петербурга (одно предложение) и о капитуляции Августа II.

-4

Параграф 7-8. Северная война: "Полтавская виктория".

Начинается параграф так:


"Нашествие. Планы у шведского короля были обширные: он надеялся вовлечь в войну против России нового польского короля, своего ставленника Станислава Лещинского, а также Турцию и Крым. Начались тайные переговоры и с гетманом Войска Запорожского И. Мазепой, который задумал изменить Петру I".

Мазепа задумал, Карл узнал и тайно прибежал договариваться. Планы грандиозные, только всё вышло не так. Да и вообще очень странно, учитывая силу Швеции и слабость России (как шведы считали), искать столько союзников. Но допустим.

Планы на Россию:

"В планы шведского короля входило низложить Петра, расчленить Россию на отдельные княжества и вернуть её в прежнее, допетровское состояние. Над страной нависала смертельная опасность".

То есть, Карл, который не нападал на Россию, на самом деле хотел её расчленить, но не знал, как напасть? А вернуть в допетровские времена это как? Пётр ничего ещё особо не изменил. Куда возвращать?

Дальше рассказы о подготовке к Полтаве, битве у деревни Лесной и вот, начало битвы:

"Но в прогалине между лесами они наткнулись на земляные укрепления - редуты. В утренней дымке защитники редутов увидели врага и открыли огонь. Началась Полтавская битва".

Ещё немного, и можно роман написать. Тут и прогалина леса, и утренняя дымка". Ну красота же. Объяснение слова "редут" максимально поверхностное...

После Полтавы:

"Шведская армия перестала существовать".

Напомню, что война будет продолжаться ещё 12 лет.

Завершается параграф восхвалением Петра.

-5

Параграф 9. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира.

После Полтавы тяжелая ситуация с Прутским походом, где Пётр чудом остался жив. Карл XII вернулся в Швецию, признавать поражение не захотел, поэтому война продолжилась.

"Чтобы принудить шведов к миру, следовало одолеть их на Балтийском море. Первоначально упор был сделан на галерный флот. Это было правильное решение. Мелководная, с изрезанной береговой линией Балтика очень подходила для такого типа кораблей".

Почему победы в море должны были принудить шведов? Сразу даётся оценка, чего быть не должно. Да, понятно, что Пётр победил, выбрал правильную тактику, но почему-то ничего не произошло.

"Победа при Гангуте ещё не могла привести к изменению соотношения сил на Балтике. Шведы по-прежнему сохраняли преимущество в открытом море".

Всё было правильно, но соотношение сил не изменилось.

Завершается Северная война победой. Ништадский мир, Пётр молодец, "прорубил окно в Европу".

Следом в параграфе внезапно (напоминаю, параграф про Северную войну) Персидский поход. А в завершении речь о новом статусе Петра - император. Восхваление, восхваление, восхваление.

Скоро будет продолжение об остальных действиях Петра I. Подписывайтесь, читайте, всегда рад!