Найти в Дзене

Путти: история маленьких небожителей в искусстве

Оглавление

Амуры, купидоны, путти: эти милые пухленькие создания с крылышками давно стали визуальным символом невинности, любви и Божественного присутствия.

Фрагмент картины "Сикстинская Мадонна", Рафаэль Санти, 1512-1513 годы
Фрагмент картины "Сикстинская Мадонна", Рафаэль Санти, 1512-1513 годы

Античные корни

В отличие от строго библейских херувимов или серафимов, путти - фигуры более свободные по символике, и пришли они в искусство из Древней Греции и Рима. Тогда их называли эротами, спутниками Афродиты ( Венеры у римлян). Они были не столь невинны, как в более поздние времена: античные эроты были скорее олицетворением плотской страсти и влечения.

Отличие серафимов и херувимов от путти
Отличие серафимов и херувимов от путти

Крылатые проказники часто изображались с луком и стрелами, которые они направляли в сердца людей , вызывая любовь и вожделение. Эроты украшали мозаики, сосуды и фрески, подчеркивая игривый и чувственный характер изображенного. Их также часто можно было встретить в сценах охоты, пиршеств и брачных ритуалов.

Античные сосуды: пелика и гидрия, 400-300 века до н.э.
Античные сосуды: пелика и гидрия, 400-300 века до н.э.

Иногда малыши олицетворяли и печаль. Их изображали на саркофагах, где они символизировали утрату и вечную жизнь.

Ренессанс: возрождение путти

В XV веке, в эпоху Возрождения, с возвращением интереса к античной культуре, художники начали возвращать эротов в искусство , но теперь уже в новом значении. Крошки путти ( с итальянского putto - малыш) стали ассоциироваться с христианскими символами: божественной любовью, Раем. Часто их изображали в окружении Девы Марии или Христа как небесных свидетелей, олицетворяющих духовную чистоту.

Путти, фрагменты росписи Камеры дельи Спози, Андреа Мантенья, 1465-1474 годы
Путти, фрагменты росписи Камеры дельи Спози, Андреа Мантенья, 1465-1474 годы

Одним из самых знаменитых “возродителей” образа путти является Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Считается, что он первым начал изображать путти именно в христианском контексте.

"Оплакивание Христа" (рельеф алтары собора Святого Антония), 1453 год, "Ангелы-музыканты", Донателло
"Оплакивание Христа" (рельеф алтары собора Святого Антония), 1453 год, "Ангелы-музыканты", Донателло

К середине XVI века путти уже становятся одним из обязательных декоративных элементов в искусстве. Их можно заметить на многих полотнах того времени, сводах соборов и дворцов.

Наверное, самыми знаменитыми путти считается парочка задумчивых очаровашек, изображенных на картине Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”.

"Сикстинская Мадонна", Рафаэль Санти, 1512-1513 годы
"Сикстинская Мадонна", Рафаэль Санти, 1512-1513 годы

После Возрождения

С тех пор путти начали использоваться в самых разных жанрах, от живописи до архитектуры.

"Христос и Иоанн Креститель в детстве и два ангела", П. П. Рубенс и Ф. Снейдерс, 1615-1620 годы
"Христос и Иоанн Креститель в детстве и два ангела", П. П. Рубенс и Ф. Снейдерс, 1615-1620 годы

Часто путти можно встретить в декоративном искусстве XIX века, особенно в интерьерах в стиле рококо и модерн.

Из серии картин плафонов для особняка барона С. П. фон Дервиза: "Аллегория скульптуры", "Аллегория музыки", "Амуры с цветами", Константин Маковский,1886-1888 годы
Из серии картин плафонов для особняка барона С. П. фон Дервиза: "Аллегория скульптуры", "Аллегория музыки", "Амуры с цветами", Константин Маковский,1886-1888 годы

Очередная волна популярности случилась в XX веке, когда крылатых созданий начали изображать на упаковках, рекламных плакатах и открытках.

Открытка 1900 года
Открытка 1900 года

Постепенно термин "путти" утратил свою популярность, сейчас мы больше знаем этих созданий как амуров или купидонов, которые стали одним из неотъемлемых символов любви.