Когда и для чего построили этот терминал? Какие технические новшества там применили впервые в СССР? Какие модели самолётов изначально могли здесь обслуживать? Почему здание получилось не очень-то большим? А также - как снаружи и внутри всё изменилось после распада Советского Союза и в 2000-е годы? Когда и для чего терминал закрыли? И почему свою работу он, скорее всего, больше не возобновит? Об этом и не только расскажу сегодня.
Немецкое качество
Олимпиада 1980 года в Москве дала мощный толчок для развития не только спортивной, но и транспортной инфраструктуры столицы. Одним из главных проектов стало строительство нового терминала в аэропорту "Шереметьево". Чтобы принимать сотни тысяч иностранных атлетов и туристов. Многие запомнили это здание под названием "Шереметьево-2". С декабря 2009 года его переименовали в "F". Официальная причина - чтобы упорядочить обозначения. Всё-таки в аэропорту тогда уже было больше, чем два терминала. Видимо, буквы удобнее, чем цифры.
Строительство терминала к "Олимпиаде-80" начали в ноябре 1977 года. Создавали проект, а также вели работы фирма "Рютербау" и бюро "Вильке" концерна "Зальцгиттер" из ФРГ. Участвовали и советские специалисты из института Аэропроект Министерства гражданской авиации СССР. В итоге получилось интересное здание. Первые три этажа терминала представляли собой вытянутый десятиугольник. Над ними уже возвышалась основная, более компактная 6-этажная конструкция. Надо сказать, что размеры сооружения вышли не столь внушительными с точки зрения занимаемой площади. Всё потому, что во время строительства специалисты решили сохранить местную природу и не вырубать здешний лес в больших количествах.
Основу конструкции составлял металлический каркас и монолитные перекрытия. Стены были из лёгких панелей и витражей. Первые отделали анодированным алюминием; вторые - сплавом из такого же материала в цвет "шампань". Также их заполнили солнцезащитным стеклом. Со стороны лётного поля здание отделали вертикальными элементами (ламéлями). Они, во-первых, выполняли эстетическую функцию. Во-вторых, поглощали шум от двигателей самолётов. Чтобы в залах ожидания пассажиры проводили время с комфортом. В качестве яркого акцента на терминале установили красную вывеску с названием, а также использовали телетрапы такого же цвета немецкого производства.
Сразу в самолёт
Для внутренней отделки использовали множество разных материалов: гранит, металл, каменную крошку, пластинки и др. Для удобства пассажиров сделали довольно понятную систему навигации. Устройство аэропорта, в целом, оказалось привычным для современного пассажира: регистрация, предполётный досмотр, залы ожидания с кинотеатрами, детскими комнатами, магазинами, ресторанами и барами. Но тогда это всё было новшеством. Терминал "Шереметьево-2" первым в СССР полностью оборудовали телескопическими посадочными трапами. По-простому это называется "рукав". Всего их установили 19 штук. Сначала они были рассчитаны на следующие типы самолётов: Ту-154; Ил-62; Ил-86; "Boeing-707" и "Boeing-747".
Первый этаж предназначался для прилетающих пассажиров. Второй - для отправляющихся из Москвы. Третий являлся зоной для транзитных путешественников. Тут они могли посетить ресторан, парикмахерскую, воспользоваться детской комнатой и т.п. На четвёртом этаже располагалась столовая на 500 мест, службы бортпроводников и бытовые помещения. Пятый отвели под рестораны, банкетный зал и разные административные нужды пищеблока. На остальных этажах (6-8) находились технические, а также административные службы аэропорта.
Общая площадь нового терминала составила 85 тыс. м². Пропускная способность достигала 2100 человек в час и 6 млн в год. Чтобы связать "Шереметьево-2" с Москвой, проложили новую автомагистраль - Международное шоссе. Она потом сливалась с Ленинградкой. Добраться до столицы или, наоборот, в аэропорт можно было на специальных автобусах или такси. Все работы по строительству заняли меньше, чем 3 года. Уже 6 мая 1980 состоялось торжественное открытие воздушной гавани. За время проведения Олимпийских Игр в Москве терминал "Шереметьево-2" обслужил более 460 тысяч пассажиров.
Застывший ремонт
Когда закончились Игры 1980 года, терминал продолжал свою работу. После распада СССР его по-прежнему использовали для международных рейсов. В 2003-м провели скромную реконструкцию здания. Более сильные изменения случились через 6 лет. Тогда полностью переделали внутренние помещения и по-новому организовали пространство с ресторанами и магазинами "Duty Free". Тогда же терминалу присвоили новое обозначение "F". Назначение не поменялось. Отсюда по-прежнему отправлялись международные рейсы.
Значительные изменения случились из-за пандемии 2020 года. Сначала терминал принимал только рейсы из Китая, чтобы обеспечить лучший санитарный контроль. Потом стал обслуживать лишь транзитных пассажиров. В конце 2021 года бывший "Шереметьево-2" закрыли на реконструкцию. Планировалось, что туда переведут внутренние рейсы, а также самолёты, которые прилетали из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ну а потом случились события 2022 года и санкции. Российские авиакомпании перестали летать в Европу, США и некоторые другие зарубежные государства.
В итоге, в декабре 2023 года, стало известно, что реконструкцию могут и не завершить. В руководстве аэропорта "Шереметьево" заявили, что в ещё одном здании сейчас нет необходимости. С текущим количеством пассажиров итак справляются работающие терминалы. На фоне известных факторов, увеличения цифр пока не ожидается. Одним словом, реконструкцию приостановили. Площадку законсервировали. Теперь неизвестно, откроется ли когда-нибудь терминал "F" снова. Возможно, если возобновятся полёты в Европу и другие страны, то работы всё-таки продолжат. Но когда это случится, пока трудно сказать.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!