Осенью 2025 года в поездах Федеральной пассажирской компании (ФПК, дочерняя структура РЖД) появятся специальные места, предназначенные исключительно для взрослых с детьми до 10 лет, сообщил генеральный директор ФПК Владимир Пястолов. Однако пассажиры считают, что этого недостаточно.
Нововведение коснется как купейных вагонов, так и вагонов с местами для сидения в ряде поездов. На сайте РЖД такие места будут обозначены специальным значком – «Места для пассажиров с детьми».
Шаг, безусловно, нужный и своевременный. Но вот вопрос: насколько он решит ту проблему, которая с каждым годом становится все острее – особенно в летний сезон, когда миллионы пассажиров с детьми устремляются на юг, а другие миллионы мечтают об одном: ехать в тишине.
Когда чужие дети – не радость
С наступлением каникул поезда становятся ареной битвы интересов: здесь сталкиваются интересы семей с детьми и одиноких пассажиров, ищущих тишину. И если раньше такие конфликты варились в тишине купейных недовольств, то теперь они все чаще выплескиваются в публичное пространство – в соцсети, комментарии, петиции и открытые обращения.
«Очень бы хотелось, чтобы были отдельные вагоны для проезда с детьми. И без детей. Потому что иногда поездка превращается в ад», – пишет Наталья, подписчица нашего блога.
Ей вторит Валентина: «Всех детей с их родителями – в один вагон, вот им всем веселуха будет. А люди, которые ездят без детей, тоже имеют право на комфорт».
На той же волне – Татьяна: «Много раз приходилось ехать с чужими детьми. И каждый раз – ничего хорошего, сплошной дискомфорт».
Мнения, надо сказать, вполне типичные для летнего периода. Те, кто проводит ночь в «детском саду на колесах», где дети бегают по проходу, пищат, размахивают планшетами на полной громкости и кидаются плюшевыми игрушками, позже не скупятся на выражения.
«Галчата были везде! И на боковушках, и где четыре места. Квест какой-то», – вспоминает Елена.
Почему не выкупают купе целиком? Потому что не успевают
Решение, казалось бы, простое – выкупать купе целиком. Но в реальности оно оказывается не таким доступным. С одной стороны, семьи с детьми не всегда могут позволить себе сразу три-четыре билета. С другой – даже при наличии средств сделать это становится все труднее: лучшие места выкупаются в считанные минуты после открытия продаж.
«В этом году такой номер не проходит, – жалуется Марина. – В 8:00 за 90 суток билеты были только на верхние полки. Позвонила в колл-центр – ответили, что нижние места выкуплены турфирмами за 120 дней. А физлицам продают остатки».
Похожую ситуацию описывает Екатерина: «Семья из трех человек, но билеты открываются по одному в купе вдоль вагона и только верхние полки. СПб – Анапа. Купила пока в разных купе. Если не откроются нормальные, то мой ребенок двое суток должен ехать отдельно и на верхней полке! Хоть от отдыха отказывайся».
РЖД уже экспериментировали – и вполне успешно
Впрочем, идею создания «детских пространств» в поездах РЖД подхватило еще в 2019 году. Тогда в поезде №109 Москва – Анапа было запущено тестирование «детского купе»: оно специально оформлялось, оснащалось защитой от падения, настольными играми и игрушками. Купе легко можно было распознать по специальному символу на схеме вагона, а билеты стоили как обычные.
Эксперимент оказался успешным – в некоторых составах такие купе остались. Сегодня «детские купе» (места 1–4) оформлены тематически – например, в стиле «Космос» или «Рыцари». Их можно найти, например, в поездах №11/12 Москва – Анапа, №101/102 Адлер – Москва, №9/10 «Жигули» Москва – Самара и других.
Но всего таких поездов – 15. И на страну в 11 часовых поясов это, конечно, капля в море.
Кроме того, неясен их статус – купить билеты в такие купе могут в том числе пассажиры без детей.
Поезда с игровыми вагонами – и даже с библиотеками
На некоторых направлениях ФПК пошла еще дальше: в поездах Воронеж – Москва, Москва – Брянск появились вагоны-игровые комнаты с детской мебелью, развивающими игрушками и телевизорами.
В двадцати поездах работает сервис «Библиотека юного путешественника» – проводник бесплатно выдает книги из подборки, созданной вместе с детскими книжными магазинами и библиотеками.
Но и этих поездов немного – и они покрывают лишь узкий сегмент направлений.
Пожалуй, лучше всего идея вагонов для семей реализована в поездах «Сапсан». В составах старого поколения есть специальное купе (обычно в 10-м вагоне), куда продаются билеты только пассажирам с детьми. В новых «Сапсанах» появился целый «семейный вагон» – с детским уголком, удобными креслами и персоналом, натренированным на работу с родителями и детьми.
Анна Захарова, протестировавшая этот вагон, делится впечатлением: «Детский уголок – идеально! Тот факт, что там едут только пассажиры с детьми – трижды супер! Дети кооперируются, общаются, самозанимаются».
Но и здесь мнения разделились.
«Хотели как-то купить билет на „Сапсан“, билетов не было вообще, кроме семейных мест. И все, уехать не получилось, потому что одиночке не продают такие билеты. Так что не надо вводить такие купе, иначе вообще мест не будет», – пишет читательница Ольга.
Что делать дальше?
Казалось бы, идея проста: сделать в каждом поезде отдельный вагон для семей – и один-два вагона без детей. Но на практике все сложнее. Кто должен ехать в «детском» – только семьи? А если у ребенка инвалидность и ему нужно ехать в обычном купе с родителями? А если одинокий родитель с ребенком не успел купить билеты – ему куда? А если взрослый пассажир выкупил все купе, но в поездку взял с собой шумную компанию – и она мешает больше, чем любой ребенок?
Тем не менее, направление выбрано верно. Отдельные места для пассажиров с детьми – первый шаг. Дальше – расширение перечня поездов с детскими купе. Затем – создание полноценных семейных вагонов. И, наконец, возможно, реализация давней мечты одиноких пассажиров – тихих вагонов «только для взрослых».
Но, как бы там ни было, одно очевидно: в летний сезон южные поезда всегда будут «детскими». И пока РЖД не сможет масштабно решить эту задачу, всем пассажирам – и с детьми, и без – придется договариваться, проявлять терпение и, по возможности, брать беруши.