Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Миллиардер с гранатой. Новый фильм-сюрприз Уэса Андерсона

("Финикийская схема", The Phoenician Scheme, 2025, США/Германия) Все те, кого озадачил или огорчил предыдущий фильм Уэса Андерсона "Город астероидов", могут облегченно выдохнуть.
Новая работа этого режиссёра-сценариста "Финикийская схема", к счастью, не продолжает его заигрывания с махровым сюрреализмом. Наоборот, она возвращает нас к прежнему Уэсу Андерсону. Гораздо более вменяемому и ироничному. Тому, кого мы знаем по "Отелю "Гранд Будапешт", "Королевству полной луны" и другим его фильмам-любимцам и высоколобых критиков, и обычных зрителей вроде нас с вами. Ну а раз уж Андерсон вернулся на свой привычный курс, значит и все его коронные фишки в "Финикийской схеме" тоже на месте.
И прежде всего, разумеется, богатейший актёрский ансамбль. Где какая-нибудь звезда может сыграть роль третьего плана, либо вовсе эпизодическую, зато потрясающе яркую. Вроде Билла Мюррея в роли самого Бога, как здесь. Или Тома Хэнкса с Брайаном Крэнстоном в роли миллионеров, играющих в баскетбол... в железнодо

("Финикийская схема", The Phoenician Scheme, 2025, США/Германия)

Все те, кого озадачил или огорчил предыдущий фильм Уэса Андерсона "Город астероидов", могут облегченно выдохнуть.
Новая работа этого режиссёра-сценариста
"Финикийская схема", к счастью, не продолжает его заигрывания с махровым сюрреализмом. Наоборот, она возвращает нас к прежнему Уэсу Андерсону. Гораздо более вменяемому и ироничному. Тому, кого мы знаем по "Отелю "Гранд Будапешт", "Королевству полной луны" и другим его фильмам-любимцам и высоколобых критиков, и обычных зрителей вроде нас с вами.

Миа Триплтон, дочь звезды "Титаника" Кейт Уинслет: боевые монахи (монашки) бывают не только в этих их понтовых Шао-Линях.
Миа Триплтон, дочь звезды "Титаника" Кейт Уинслет: боевые монахи (монашки) бывают не только в этих их понтовых Шао-Линях.

Ну а раз уж Андерсон вернулся на свой привычный курс, значит и все его коронные фишки в "Финикийской схеме" тоже на месте.
И прежде всего, разумеется, богатейший
актёрский ансамбль. Где какая-нибудь звезда может сыграть роль третьего плана, либо вовсе эпизодическую, зато потрясающе яркую. Вроде Билла Мюррея в роли самого Бога, как здесь. Или Тома Хэнкса с Брайаном Крэнстоном в роли миллионеров, играющих в баскетбол... в железнодорожном тоннеле. Или...
Да всех и не перечислить.

Вот и Бенисио Дель Торо, вновь приглашенный к Андерсону после "Французского вестника...", но теперь на главную роль, работает в непривычном для себя образе. А именно: в роли одного из богатейших людей мира, магната Анатоля "Жа-Жа" Корды. Конечно, выдуманного. Но, по словам Уэса, это был собирательный образ реальных богачей 20 века. Включая... его тестя Малуфа, ливанского инженера-архитектора. Который так в своё время впечатлил Уэса своими взглядами на жизнь, что тот решил увековечить его образ в "Финикийской схеме".

Мы мирные люди, но наш бронепоезд... пардон - боевая дрезина стоит на запа́сном пути...
Мы мирные люди, но наш бронепоезд... пардон - боевая дрезина стоит на запа́сном пути...

Несмотря на то, что впервые аж с 1995 года в фильмах (не анимационных) Андерсона сменился оператор, какой-то разницы от замещения американца Йоумена немцем Дельбоннелем не видно. По крайней мере на первый взгляд. Ибо визуальный стиль "Финикийской схемы" такой же характерный и узнаваемый, как в других работам Уэса. С этой его подчёркнутой симметрией фона почти на каждом операторском плане. И с картинкой, чья композиция выстроена так, что напоминает картину какого-нибудь экстравагантного художника из музея.

А всё это вкупе с ироничным безумием Андерсона-сценариста под музыку его постоянного композитора Деспла́ материализуется в очередную киноисторию. Сногсшибательную, с частыми, внезапными подвывертами. И перепадами юмора от чернейше-чёрного до лёгкого семейно-мелодрамного.

Итак, "владелец заводов, газет, пароходов" середины 20 века Жа-Жа Корда (Б. Дель Торо) пережил на себя очередное покушение. И даже успел побывать на том свете. Ненадолго. Но, когда он вновь очнулся на этом, то крепко призадумался. О том, что если новое покушение на него вдруг удастся, кто же тогда унаследует его финансовую империю и грандиозные бизнес-проекты?
Нет, так-то сыновей у Жа-Жа накопилось много - аж 9 экземпляров. Однако все они были ещё в том возрасте, когда им требовалась нянька, а не деловые партнёры и секретари.
Впрочем, решение этой задачи нашлось. Точно - да ведь у Корды ещё имеется дочь Лизл! Причём достаточно взрослая. Правда, есть нюанс...

Ага, мы ещё по "Отелю "Гранд Будапешт"" помним: быть гостиничным работником в фильмах Уэса Андерсона ой как тяжко.
Ага, мы ещё по "Отелю "Гранд Будапешт"" помним: быть гостиничным работником в фильмах Уэса Андерсона ой как тяжко.

... Нюанс был в том, что жестокосердный папочка ещё в детстве отправил Лизл (М. Триплтон) после смерти её матери в монастырский приют. И сегодня, в свои 20 лет, она готовилась к постригу в монашки. А это значит, что управление бизнес-империями не входило в её планы. Ни в ближайшие, ни в отдалённые.
Это проблема? Для кого-то - наверняка. Но только не для Корды.
И вот они с Лизл уже сидят у него во дворце. Где папа пытается убедить дочь отказаться от монашества и полюбить большие деньги. Ну а если не удастся? Что ж, тогда придётся убедить монашество отказаться от Лизл.
Да, так тоже можно, обладая деньгами и связями Жа-Жа.

Между тем обиженные на него конкуренты и политики изобрели гениальную стратегию по его разорению.
Зная, что Корда готовит на Ближнем Востоке, в Финикии (так его здесь называют) масштабный стройпроект, мировая бизнес-закулиса сговорилась и... в разы задрала цены на стройматериалы. Что тотчас поставило мечту всей жизни Жа-Жа на грань краха. И вынудило срочно её спасать.

И вот они с Лизл берут ящик ручных гранат (не спрашивайте, на кой чёрт) и садятся в частный самолёт Корды. Затем, чтобы облететь на нём всех инвесторов финикийского проекта. И "порешать" с ними судьбоносные вопросы: уболтать их не выходить из дела и, если можно, подкинуть в него ещё деньжат.
А поскольку инвесторы у Жа-Жа были такие же экстравагантные и взбалмошные, как он сам...
Короче, приключений в ходе их убалтывания случится достаточно. Включая финальную битву с главным врагом Корды - его злым единокровным братом Нубаром (Б. Камбербэтч).

Художник Смешалов-Облонский. "Лев Толстой по просьбе РЖД предлагает Анне Карениной ампулу с цианидом". Холст, альтернативная история, Бенедикт Камбербэтч.
Художник Смешалов-Облонский. "Лев Толстой по просьбе РЖД предлагает Анне Карениной ампулу с цианидом". Холст, альтернативная история, Бенедикт Камбербэтч.

***

В общем, яркое, весёлое и, как всегда, стильное возвращение Уэса Андерсона "на кру́ги своя". А также доброе и позитивное, несмотря на весь его чёрный юмор. Фильм, который, в отличие от мутноватого "Города астероидов", хочется пересмотреть сразу же после знакомства с ним...
... Но лишь в том случае, если вы поклонник творчества этого уникума от мира популярного кино. И представляете себе, какие примерно выкрутасы ждут вас в его очередной картине.

Что же касательно зрителей, пока не знакомых с фильмами Уэса...
Увы, тут всё сложно. И тут ваши шансы "на облом" примерно 50/50. То есть вы будете либо балдеть от "
Финикийской схемы", либо долго плеваться, но равнодушным она вас не оставит. При этом точно предсказать вашу реакцию на неё невозможно - прямо-таки квантовая неопределенность, чес-слово.
Впрочем, сам бы я посоветовал вам для первого знакомства с У. Андерсоном его
"Отель "Гранд Будапешт". И если даже он вас не зацепит, тогда и про эту картину думать забудьте.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):