Вот сокращённая и структурированная версия твоего текста с сохранением терминов, признаков и примеров. Если хочешь, могу сделать и по другим билетам так же.
1. Понятие общества. Сферы жизни общества
Общество — форма жизнедеятельности людей, обособленная от природы, но связанная с ней; часть материального мира, включающая все формы взаимодействия людей.
- Узкий смысл:
- Исторический этап (феодальное общество)
- Группа людей (спортивное общество)
- Часть общества (итальянское общество)
- Широкий смысл: Всё человечество в целом (прошлое, настоящее, будущее).
Сферы жизни общества:
- Экономическая — материальные потребности (деньги, банки).
- Политическая — власть, управление, СМИ.
- Духовная — самореализация, искусство, религия.
- Социальная — потребности в отношениях (дружба, брак, сословия).
2. Типология обществ
Типы обществ:
- Традиционное — аграрное, натуральное хозяйство, монархия, религия, земля — главный фактор производства, продукт — пища.
- Индустриальное — высокий уровень техники, промышленность, капитал — главный фактор, более 50% занято в промышленности.
- Постиндустриальное — информация и компьютерные технологии, информация — главный фактор, преобладание сферы услуг.
Характеристики:
- Традиционное: аграрный сектор, низкая соц. мобильность, коллективизм, традиции.
- Индустриальное: промышленность, урбанизация, высокая соц. мобильность, индивидуализм.
- Постиндустриальное: информация, наука, технологии, средний класс, сближение доходов.
4. Общественный прогресс и критерии
Прогресс — развитие от простого к сложному, переход к высокому уровню (относительный, противоречивый).
Виды: социальный, материальный, духовный, культурный, научный, культурно-научный.
Регресс — переход от высшего к низшему, деградация.
Стагнация — задержка развития.
Формы:
- Эволюция — постепенное развитие.
- Революция — быстрый переход.
- Реформа — масштабные преобразования.
Критерии прогресса:
- Развитие производительных сил.
- Свобода человека.
- Развитие науки и техники.
- Гуманистический критерий.
5. Глобализация и глобальные проблемы
Глобализация — процесс взаимовлияния государств, образование единого политического, культурного, экономического пространства. Проявляется в торговле, миграции, информации.
Проблемы:
- Экономические кризисы
- Социальное неравенство
- Конфликты и миграции
- Здоровье и пандемии
- Демографические проблемы
- Ограниченность ресурсов
- Экологические проблемы
Плюсы глобализации:
- Научно-технический прогресс
- Повышение качества жизни
- Трудоустройство
- Международное сотрудничество
- Свободный доступ к информации
Минусы глобализации:
- Трудовая миграция
- Конкуренция корпораций
- Монополизация рынка
- Экологические проблемы
- Потеря национальной культуры
- Снижение рождаемости
6. Деятельность. Потребности и способности
Деятельность — активность человека, направленная на освоение и преобразование мира и себя.
Потребности:
- Биологические (еда, сон, тепло)
- Социальные (взаимодействие с людьми)
- Духовные (познание, искусство, любовь)
Способности — индивидуальные особенности для успешной деятельности:
- Задатки — природа
- Одарённость — сочетание способностей
- Талант — высокий уровень способностей
- Гениальность — наивысший уровень
Виды деятельности: игра, труд, общение, учение.
Структура деятельности:
Субъект → мотив → цель → методы/средства → результат → объект.
7. Личность как субъект общественной жизни
- Индивид — отдельный человек с уникальными чертами и потребностями.
- Индивидуальность — совокупность особенностей, отличающих человека от других.
- Личность — социально значимые качества, сформированные в обществе (гражданская активность, знания, навыки).
8. Духовный мир человека. Мировоззрение
- Духовные ценности — система убеждений и норм морали, регулирующих поведение.
- Виды ценностей: философские, нравственные, эстетические, религиозные.
- Духовный мир — ценности и ориентиры человека.
- Мировоззрение — система взглядов на мир в целом.
9. Познание и истина
Познание — процесс получения знаний и нахождения истины.
Виды познания:
- Чувственное (ощущения, восприятие)
- Рациональное (понятия, умозаключения)
- Нерациональное (творчество, интуиция)
Истина — знание, соответствующее действительности:
- Абсолютная — полное, окончательное знание
- Относительная — точное в условиях, изменяемое со временем
Критерии истины:
- Общественная практика
- Законы логики
- Ясность и простота мысли
10. Культура и духовная жизнь общества
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей.
Виды культуры:
- Материальная (жилье, одежда, технологии)
- Духовная (наука, искусство, религия)
- Социальная (нормы и институты общества)
Формы культуры:
- Народная (устная традиция, пословицы)
- Массовая (коммерческая, стандарты потребления)
- Элитарная (для узкого круга, сложные произведения)
Субкультура — часть культуры с отличительными нормами (например, хип-хоп).
Контркультура — движение, отвергающее нормы общества (например, хиппи).
11. Мораль как регулятор поведения
Мораль — совокупность нравственных принципов, регулирующих поведение с позиций добра и зла.
Признаки морали:
- Рекомендательный характер
- Существуют в сознании людей
- Формируются через воспитание и социализацию
Продолжаю оформлять твои ответы по билетам с 12 по 20, с сохранением терминов, признаков, классификаций и примеров, в удобном, сжатом виде:
12. Искусство как вид духовного производства
- Определение: отражение мира в художественных образах.
- Признаки: субъективность, образность, эстетизм.
- Функции: познавательная, эстетическая, специализирующая, коммуникативная, воспитательная, гедонистическая.
- Виды: архитектура, живопись, музыка, киноискусство, литература, танец.
13. Наука как часть культуры
- Определение: деятельность по объективному и системному получению знаний.
- Признаки: объективность, точность, доказательность, системность.
- Уровни:
- эмпирический — практическое получение знаний;
- теоретический — классификация знаний.
- Виды наук:
- точные (математика, информатика, статистика, логика);
- социально-гуманитарные (экономика, социология, право, философия, политология);
- естественные (физика, химия, биология).
14. Образование (понятие, структура, тенденции, функции)
- Определение: целенаправленный процесс воспитания и обучения, общественно значимое благо в интересах личности, общества, государства.
- Функции: профессионально-экономическая, социальная, культурно-гуманистическая.
- Тенденции: гуманизация, гуманитаризация, цифровизация, интернационализация.
- Черты современного образования: гибкость, непрерывность, демократичность.
- Структура российского образования:
- Общее: дошкольное, начальное, основное (5-9 классы), среднее общее (10-11 классы).
- Профессиональное: среднее профессиональное, бакалавриат/специализация, магистратура, аспирантура.
- Дополнительное образование.
- Профессиональное обучение.
15. Религия как феномен культуры
- Определение: система знаний, основанная на вере в сверхъестественные силы.
- Признаки: вера в сверхъестественное, обряды и ритуалы, правила поведения для верующих, священные книги.
- Ранние формы: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
- Виды религий:
- По распространённости: мировые (буддизм, христианство, ислам), национальные (иудаизм, синтоизм, шаманизм).
- По количеству богов: монотеистические, политеистические, нетеистические.
- Функции: интегрирующая, регулирующая, воспитательная, мировоззренческая, компенсаторская, дезинтегративная (отрицательная).
16. Религия и история зарождения христианства
- См. пункт 15 (религия — система веры).
- История зарождения христианства:
- Место: Иудея (Палестина), Восточная Римская империя.
- Время: I век н.э.
- Основатель: Иисус из Назарета (сын Божий).
- Священная книга: Библия (Ветхий и Новый Заветы).
- Символ: крест.
- Праздники: главные христианские праздники.
- Троица: Бог-Отец, Иисус Христос, Святой Дух.
- Основные направления христианства (1054 год): православие (12%), протестантизм (37%), католицизм (51%).
- Развитие: учение Иисуса о любви и прощении распространялось через апостолов, преследовалось Римом, с IV века — официальная религия империи.
17. Понятие экономики и факторы производства
- Экономика: способ организации хозяйственной деятельности для создания благ.
- Факторы производства:
- Земля (рента),
- Труд (зарплата),
- Капитал (процент),
- Информация (роялти),
- Предпринимательские способности (прибыль).
- Процессы: производство, распределение, обмен, потребление.
- Блага: всё, что удовлетворяет потребности;
- Свободные (не требуют затрат),
- Экономические (ограничены, требуют затрат).
18. Типы экономических систем
- Экономическая система: способ организации хозяйственной жизни общества.
- Виды:
- Традиционная (основана на обычаях, натуральное хозяйство, ручной труд, отставание технологий);
- Командная (государственное планирование, собственность, распределение);
- Рыночная (частная собственность, конкуренция, свободное ценообразование);
- Смешанная (частная собственность и государственное регулирование).
19. Рынок, спрос и предложение
- Рынок: отношения обмена между покупателями и продавцами.
- Виды рынка: по объекту (товары, валюта и т.д.), географии (мировой, национальный), по закону (легальный, нелегальный), конкуренции (совершенная, монополистическая, олигополия, монополия).
- Спрос: зависимость количества покупаемого товара от цены.
- Предложение: количество товара, которое продавцы готовы продать по цене.
- Равновесная цена: цена, при которой спрос равен предложению.
- Факторы спроса: сезонность, мода, доходы, реклама, ожидания, сопутствующие товары.
- Факторы предложения: количество продавцов, технологии, налоги, природные условия, государственная помощь.
- Конкуренция: соперничество субъектов рынка.
- Виды конкуренции:
- Совершенная,
- Несовершенная: монополия (один продавец, высокая цена, барьеры входа), олигополия (несколько продавцов, высокая конкуренция, барьеры), монополистическая конкуренция (много похожих товаров, свободный вход).
20. Собственность и деньги
- Собственность (экономика): принадлежность вещи кому-либо.
- Собственность (юридически): право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
- Владеть: фактическое обладание, закрепленное законом.
- Пользоваться: извлекать полезные свойства и доход.
- Распоряжаться: менять состояние, продавать, дарить, сдавать и т.д.
- Субъекты собственности: физические лица, юридические лица, государство, муниципалитеты.
- Объекты собственности: движимое и недвижимое имущество.
- Формы собственности: частная, государственная, муниципальная.
- Основания приобретения: наследование, договоры, создание, доходы от имущества.
- Принудительное изъятие: по обязательствам, судебным решениям и др.
Вот краткие сжатые ответы на билеты 21–29 с сохранением ключевых терминов, признаков и классификаций:
21. Рынок труда. Безработица и её виды.
- Рынок труда — система экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы.
- Виды рынка труда:
- Внешний (страна, регион, отрасль)
- Внутренний (перемещение внутри предприятия)
- Легальный (официальное трудоустройство) и нелегальный (без оформления)
- Частный (частные предприятия) и государственный (гос. организации)
- По демографическим признакам (рынки молодёжи, женщин, инвалидов и др.)
- Участники:
- Работники (соискатели) — продавцы рабочей силы
- Работодатели — покупатели трудовых услуг
- Государство — регулятор (законодательство, службы занятости)
- Безработица — наличие трудоспособных граждан, желающих работать, но не находящих работу.
- Виды безработицы:
- Фрикционная — временный поиск работы (смена места)
- Структурная — несоответствие спроса и предложения
- Сезонная — изменение спроса на рабочую силу в зависимости от сезона
- Институциональная — неэффективная работа институтов рынка труда
- Циклическая — спад производства и экономики
22. Социальные отношения. Социальная структура. Социальная стратификация.
- Социальные отношения — связи между людьми/группами по законам социальной организации.
- Социальная структура — взаимосвязанные элементы общества.
- Социальная стратификация — деление общества на слои (страты) по социальному статусу.
- Основные страты:
- Элиты — высшие позиции
- Средний класс
- Низшие классы: рабочий класс, андеркласс (бедность, безработица)
- Критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.
- Виды стратификации: экономическая, политическая, профессиональная.
23. Социальный статус. Социальная роль. Социальная мобильность.
- Социальный статус — положение индивида с правами и обязанностями.
- Виды: предписанный (по рождению), достигаемый (через деятельность).
- Социальная роль — модель поведения, связанная со статусом.
- Социальная мобильность — изменения в соц. положении.
- Внутрипоколенная, межпоколенная, индивидуальная, групповая, горизонтальная (на том же уровне), вертикальная (вверх/вниз).
24. Социальные группы. Социальный конфликт.
- Социальная группа — люди с общими социально значимыми признаками.
- Виды: малые/большие, формальные/неформальные, по демографическим и этическим признакам.
- Социальный конфликт — активное противоборство за ресурсы, власть, ценности.
- Конструктивные — ведут к развитию отношений и решениям.
- Деструктивные — мешают взаимодействию и решению проблем.
25. Этносы. Межнациональные отношения.
- Этнос — большая социальная группа с общей культурой, историей, территорией, менталитетом.
- Признаки: нормы, традиции, общее происхождение, чувство принадлежности.
- Виды этносов:
- Род — кровные родственники с общим предком
- Племя — совокупность родов с общей культурой и территорией
- Народность — исторически сложившаяся общность с территорией и языком
- Нация — развитая общность с экономическими связями и этническим самосознанием
- Межнациональные отношения — отношения между народами внутри и между государствами.
- Отличия:
- Род — группа родственников
- Племя — объединение родов с вождём и советом старейшин
- Нация — историческая общность с территорией и культурой
- Национальность — принадлежность к народу по происхождению
26. Семья как социальный институт
- Семья — малая соц. группа с внутригрупповыми отношениями.
- Виды:
- Нуклеарная (супруги и дети)
- Расширенная (включает родственников)
- Полная (оба родителя) и неполная (один родитель)
- Традиционная (патриархальная), демократическая, эгалитарная (партнёрская)
- Бездетная, малодетная (1-2 ребёнка), многодетная (3+ детей)
- Авторитарная (родители главные) и либеральная (интересы одного важнее)
27. Молодёжь как социальная группа
- Молодёжь — особая соц. группа с общими возрастными, социальными и психологическими признаками, находящаяся в переходном периоде между детством и взрослостью.
- Особенности: активность, формирование жизненных ценностей, поиск себя.
28. Государство и политическая система общества
- Государство — организация политической власти, управляющая обществом и обеспечивающая порядок.
- Признаки:
- Территория
- Публичная власть
- Правовые нормы
- Налоги и сборы
- Суверенитет
- Функции:
- Внутренние: политические, экономические, социальные, идеологические
- Внешние: национальная безопасность, международное сотрудничество
- Политическая система общества — совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политике.
- Политическая власть — способность влиять на общество через авторитет, право, насилие.
29. Форма правления
- Форма правления — порядок формирования и полномочия высших органов власти.
- Основные формы:
- Монархия — власть наследственная.
- Абсолютная (власть монарха неограничена)
- Ограниченная (монарх и парламент)
- Дуалистическая (монарх и парламент с разделением функций)
- Республика — власть избирается народом.
- Президентская (президент — глава государства и правительства)
- Парламентская (парламент — главный орган власти)
- Смешанная (сочетание президентской и парламентской)
Вот краткое и удобное сжатое изложение билетов №31–33 с основными понятиями, терминами, классификацией и примерами для подготовки к экзамену по обществознанию:
31. Органы государственной власти и их функции
Органы государственной власти — группы людей или единоличные лица (например, Президент), наделённые властными полномочиями для реализации функций государства.
- Президент РФ — глава государства, гарант прав и свобод граждан.
- Законодательная власть — Федеральное Собрание:
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Исполнительная власть — Правительство РФ
- Судебная власть — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ
Полномочия Совета Федерации (ст.102 Конституции РФ):
- Утверждает изменение границ субъектов РФ.
- Утверждает введение военного и чрезвычайного положения.
- Решает о применении Вооружённых сил за рубежом.
- Назначает выборы Президента, отрешает его от должности.
- Назначает судей Конституционного и Верховного судов.
- Заслушивает доклады Генпрокурора.
- Участвует в разработке и принятии законов.
Полномочия Государственной Думы (ст.103 Конституции РФ):
- Принимает федеральные законы.
- Утверждает по представлению Президента состав Правительства.
- Решает вопрос доверия Правительству, заслушивает отчёты.
- Назначает председателя Центрального банка и уполномоченного по правам человека.
- Объявляет амнистию.
- Выдвигает обвинение против Президента (импичмент).
Полномочия Правительства РФ:
- Разрабатывает и исполняет федеральный бюджет.
- Проводит единую финансовую, социальную и научно-техническую политику.
- Управляет федеральной собственностью.
- Обеспечивает оборону, безопасность, правопорядок.
- Поддерживает гражданское общество, предпринимательство.
Полномочия Президента РФ:
- Назначает председателя Правительства и других министров.
- Руководит Правительством.
- Формирует Совет Федерации.
- Утверждает военную доктрину.
- Назначает высшее командование армии.
- Представляет кандидатуры судей и Генерального прокурора.
- Осуществляет помилование, награждает.
Полномочия Конституционного Суда РФ:
- Проверяет соответствие законов Конституции.
- Решает споры о компетенции между органами власти.
- Проверяет жалобы на нарушение конституционных прав.
- Дает заключения по процедурам импичмента Президента.
Полномочия Верховного Суда РФ:
- Рассматривает дела первой, апелляционной, кассационной инстанций.
- Обобщает судебную практику.
- Издает разъяснения по применению законов.
32. Политические партии
Политическая партия — организованная группа, выражающая интересы соц. слоёв и стремящаяся к власти или участию в ней.
Виды партий:
- По отношению к власти: правящие и оппозиционные.
- По организации: кадровые (мало членов, профессионалы) и массовые (много членов, сложная структура).
- По идеологии: либеральные, консервативные, соц-демократические, коммунистические, националистические.
- По статусу: легальные и нелегальные.
- По политическому спектру: левые, правые, центристские.
Признаки партии:
- Цель — завоевание власти.
- Политическая программа с целями.
- Устойчивая организация с руководством, уставом, членством.
- Разветвленная сеть местных организаций.
- Пропаганда идеологии.
- Стремление к поддержке граждан.
Примеры по идеологии и спектру:
- Левые — за равенство, соц. защиту, реформы (социалисты, коммунисты).
- Центристские — за компромиссы и стабильность.
- Правые — за сильное гос-во, частную собственность, стабильность (либералы, консерваторы).
33. Политическая идеология
Идеология — система взаимосвязанных идей об устройстве общества и способах достижения идеального порядка.
Содержание:
- Взгляд на существующий порядок.
- Модель идеального общества.
- Средства достижения целей.
Основные идеологии:
- Либерализм: ценности — индивидуализм, свобода, права личности выше гос-ва, рыночная экономика.
- Консерватизм: сохранение традиций, сильное гос-во, против революций.
- Социализм: общественная собственность, равенство, защита малоимущих, гос. обеспечение.
- Национализм: ценность нации и этноса, политическая независимость, верность нации.
- Анархизм: уничтожение власти, свобода самоуправления, ликвидация гос-ва.
- Коммунизм: бесклассовое общество, общая собственность, исчезновение гос-ва.
- Фашизм: национальное государство, тоталитарный контроль, подавление оппозиции.
- Феминизм: равенство прав и возможностей мужчин и женщин.
36. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Правоотношения — общественные отношения, урегулированные нормами права, в которых у участников возникают права и обязанности.
Структура правоотношений:
- Субъект — участник правоотношений (физическое или юридическое лицо).
- Объект — то, из-за чего возникают правоотношения.
- Содержание — совокупность прав и обязанностей участников.
Виды правоотношений:
- Гражданско-правовые (имущественные и личные неимущественные отношения).
- Семейно-правовые.
- Административно-правовые (в сфере управления).
Правоспособность — способность лица иметь права и обязанности:
- Физические лица — с рождения до смерти.
- Юридические лица — с момента регистрации до ликвидации.
Дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности:
- Физлица:
- Полная — с 18 лет;
- Частичная — с 6 до 14 лет (малолетние); с 14 до 18 (несовершеннолетние).
- Юридические лица — с момента регистрации до ликвидации.
37. Юридическая ответственность: понятие и виды
Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.
Виды юридической ответственности:
- Уголовная.
- Административная.
- Гражданско-правовая.
- Дисциплинарная.
38. Гражданское право
Гражданские правоотношения — имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права.
Принципы гражданского права:
- Равенство сторон.
- Имущественная самостоятельность.
- Автономия воли.
- Свобода договора.
Виды гражданских правоотношений:
- Имущественные (материальные блага).
- Личные неимущественные (нематериальные блага).
Структура:
- Субъекты: физлица, юрлица, публично-правовые образования.
- Объекты: материальные и нематериальные блага.
- Содержание: субъективные права и обязанности.
39. Семейное право
Семейные правоотношения — личные и производные имущественные отношения, возникающие из брака, родства и усыновления.
Условия заключения брака:
- Взаимное добровольное согласие.
- Брачный возраст (18 лет; исключение — с 16).
- Дееспособность.
- Отсутствие близкого родства.
- Отсутствие других браков.
Брак — добровольный равноправный союз мужчины и женщины для создания семьи, порождающий взаимные права и обязанности.
Регистрация брака: ЗАГС → заявление → ожидание 1 мес → свидетельство.
Прекращение брака:
- Смерть или признание умершим.
- Признание брака недействительным.
- Расторжение:
- Суд (если есть несовершеннолетние дети или нет согласия).
- ЗАГС (взаимное согласие, отсутствие детей).
Права супругов:
- Личные: выбор фамилии, места жительства, профессии, равные права в воспитании детей.
- Имущественные: личное и общее имущество, алименты.
- Законный режим имущества — совместная собственность 50/50.
Брачный договор:
- Письменная форма, нотариальное удостоверение.
- Добровольное соглашение до или во время брака.
- Регулирует имущественные отношения.
40. Трудовое право
Трудовые отношения — отношения между работником и работодателем на основе трудового договора, регулируемые трудовым правом.
Возраст начала трудовой деятельности:
- С 16 лет — самостоятельно.
- С 15 лет — при отчислении из школы и продолжении образования.
- С 14 лет — с согласия родителей и опеки.
- Младше 14 — работа в кино/театре с разрешения.
Трудовой договор — соглашение, определяющее права и обязанности сторон.
Документы для заключения: паспорт, трудовая книжка, СНИЛС, военный билет, диплом, медкнижка.
Особенности труда несовершеннолетних:
- Запрещено тяжелые, вредные работы, табачное и спиртовое производство, ночные смены, сверхурочные.
- Льготы: сокращённый рабочий день (24 ч до 16 лет, 35 ч 16–18 лет), обязательный медосмотр, ежегодный отпуск 31 день, учебный отпуск.
Дисциплина труда — обязательное подчинение правилам поведения на работе.
Основания прекращения трудового договора:
- Соглашение сторон.
- Инициатива работодателя.
- Инициатива работника.
- Истечение срока договора.
- Перевод работника.
- Обстоятельства, не зависящие от сторон.
- Отказ от работы при изменении условий.