Совершенно неожиданно для себя посмотрела киноленту "Евгений Телегин", созданную петербургским художником и режиссером Виктором Тихомировым. К моему удивлению, фильм оказался весьма привлекательным.
Признаюсь, начинала просмотр с некоторым скепсисом. И немудрено, ведь Тихомиров снял его по мотивам собственного романа "Евгений Телегин и другие", который, в свою очередь, вдохновлен пушкинским "Евгением Онегиным".
Для тех, кто незнаком с Виктором Тихомировым, этой петербургской легендой, стоит упомянуть, что он является одним из основателей неформального художественного объединения "Митьки", учеником Алексея Германа, автором 17 фильмов (преимущественно документальных) и 8 книг. Его мастерская известна в городе, как место, где постоянно что-то происходит, например, квартирники. До "Евгения Телегина" я видела лишь один его художественный фильм – "Чапаев-Чапаев" с участием Ивана Охлобыстина и Константина Лавроненко.
Как я уже отмечала, если отбросить пушкинский язык и описание "энциклопедии русской жизни", история Онегина и Татьяны становится довольно тривиальной. По сути, это краткий пересказ романа "Евгений Онегин".
Тихомиров сохранил основную сюжетную линию и имена героев, но перенес действие в конец 80-х – начало 90-х годов XX века. Вместо балов и салонов здесь квартирники, вместо изящных вещиц – виниловые пластинки "Битлз", а вместо денди – кожаные куртки и кроссовки.
Евгений Телегин, как и положено, приезжает к богатому дяде и поселяется в его роскошном доме. Он знакомится с Владимиром Лениным, который здесь предстает не поэтом, а художником. Не буду пересказывать сюжет, он всем известен со школы. Единственное отличие – финал. Тихомиров признается, что ему всегда не нравилось убийство Ленского Пушкиным, и он решил немного исправить этот момент.
Фильм поражает своей красотой. Оператор Иван Ирвачев создал на экране очаровательный мир, наполненный мягким светом, летящим тополиным пухом и росой на траве. Эта работа напомнила мне фильм Сергея Соловьева "Сто дней после детства". Здесь есть отсылки к Тарковскому и Сокурову.
В фильме все дышит сказкой, особенно история Варвары, превращающейся в лягушку. Оживают картины Тихомирова, а жизнь деревни полна загадок. Главной темой остается история любви.
Актерский состав великолепен. Евгений Ткачук отлично справился с ролью Евгения, а Серафима Крамер воплотила образ "правильной" Татьяны. В фильме также заняты Сергей Мигицко, Юрий Гальцев, Любовь Толкалина, Татьяна Колганова и Юрий Кузнецов.
В фильме звучит музыка от The Rolling Stones до группы "Кино". Виктор Цой появляется на квартирнике, а Татьяна берет у него интервью. Это может показаться странным, но все выглядит гармонично. Фолк-музыка групп "Карелия" и "Конус маха" добавляет фильму колорита.
В фильме интересные диалоги, много юмора. Разговор Евгения и Владимира о художниках – выше всяких похвал. Сцена отповеди Телегина Татьяне великолепна.
Этот фильм сложно описать, настолько он необычен. Но я готова принять такую версию "Онегина". Она дерзкая, но честная. Это как фильм "Вам и не снилось" и "Ромео и Джульетта".
Единственным минусом является некоторая неторопливость, обилие длинных, медитативных планов, которые замедляют повествование.
"Евгений Телегин" – это не просто экранизация, это скорее фантазия на тему пушкинского романа, переосмысленная сквозь призму личного опыта и художественного видения Виктора Тихомирова. Режиссер создал свой собственный мир, где переплелись прошлое и настоящее, высокая литература и андеграундная культура. Этот мир населен узнаваемыми, но в то же время совершенно новыми персонажами, которые живут по своим правилам и стремятся к своему счастью.
Фильм вызывает ностальгию по ушедшей эпохе, по времени перемен и надежд. В нем есть что-то наивное и трогательное, что заставляет вспомнить о собственной юности и о тех мечтах, которые так и не сбылись. "Евгений Телегин" – это кино для тех, кто умеет видеть красоту в простых вещах, кто ценит искренность и готов к экспериментам.
Тихомирову удалось создать атмосферу волшебства и тайны, которая пронизывает весь фильм. Кажется, что действие происходит не в реальном мире, а в каком-то сказочном измерении, где возможно все. Здесь герои могут превращаться в лягушек, а Виктор Цой – давать интервью начинающей журналистке. Это кино, которое не боится быть странным и нелогичным, которое играет с воображением зрителя и заставляет его поверить в чудеса.
Несмотря на свою неторопливость и медитативность, фильм смотрится на одном дыхании. Он завораживает своей красотой и глубиной, заставляет задуматься о вечных вопросах любви, дружбы и поиска своего места в жизни. "Евгений Телегин" – это кино, которое остается в памяти надолго, которое хочется пересматривать снова и снова, открывая для себя все новые и новые грани. Это авторское кино, которое не стремится угодить всем, но которое может затронуть самые тонкие струны души.
Фильм вышел в прокат в марте 2025 года и его уже можно увидеть на фестивалях. Я не уверена, что фильм соберет большую кассу, но он определенно заслуживает внимания, особенно на большом экране. Рекомендую не пропустить.