Найти в Дзене
Заводной Кролик

«Найденные плёнки». 5 по-настоящему страшных псевдодокументальных фильмов

Оглавление

Фильмы снятые в стиле «найденные плёнки» наиболее популярны в жанре ужасов, где якобы любительские съёмки придают достоверность ужасающим событиям. С помощью такого приема кинематографисты пытаются убедить зрителей в реальности событий, происходящих в фильме. Самым популярный в жанре «найденные пленки» является всем небезызвестный псевдодокументальный фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», который считается одним из самых реалистичных после фильма «Ад каннибалов».

«Ад каннибалов» (1979)

Режиссер: Руджеро Деодато

«Ад каннибалов» — один из самых противоречивых фильмов, когда-либо снятых. Это один из основополагающих фильмов ужасов, снятых по принципу «найденных плёнок», задающий амбициозный шаблон того, чего можно достичь с небольшим бюджетом и ограниченным актёрским составом. В фильме Руджеро Деодато переплетаются кадры, спасательной экспедицией в дебрях лесах Амазонки, с фрагментами из найденного пленок, снятых кинематографистами, пропавших без вести после того, как отправились снимать сенсационный фильм о местных племенах каннибалов. Просматривая эти пленки постепенно раскрывается ужасная правда о пропавших документалистах.

Руджеро Деодато провокационно противопоставляет табуированные традиционные практики туземцев поведению европейских исследователей, которые используют свою экспедицию по сбору фактов как предлог для проявления своей жестокости. Наглядные изображения безжалостного отношения к животным и сексуального насилия в «Аде каннибалов» до сих пор вызывают неприязнь и тошноту.

Фильм настолько жесткий и реалистичный, что во многих странах фильм был запрещен к показу, а режиссеру в суде пришлось доказывать что ни один актер не пострадал во время съемок, в отличие от животных.

«Проклятие» (2005)

Режиссер: Кодзи Сираиси

Вместо того чтобы придерживаться одного стиля съёмки или формы псевдодокументального фильма, этот жуткий японский хоррор от режиссёра Кодзи Сираиси включает в себя несколько гибридных форматов. Фильм рассказывает о находках исследователя паранормального, который пропал без вести во время съёмок документального фильма под названием «Проклятие». Но эти кадры переплетаются с отрывками из японского игрового шоу с участием девушки с экстрасенсорными способностями и интервью с соседями, которые рассказывают о том, что они видели. Постепенно эти казались бы несвязные кадры сплетаются в единую по истине чуткую историю.

Каждый из очевидцев рассказывает о своих странных наблюдениях, в том числе о мёртвых голубях, каннибализме младенцев и одержимости эктоплазматическими червями. Помимо главной тайны фильма, многие другие странные события остаются необъяснёнными. В то время как большинство фильмов ужасов, снятых по мотивам найденных видеозаписей, используют готическую эстетику для создания леденящего душу эффекта, достоинством «Проклятие» является создание атмосферы страха в немного абсурдной, но великолепной подачи истории в псевдодокументальном стиле, от которого пробегают мурашки о коже.

«Репортаж» (2007)

Режиссёры: Жауме Балагеро и Пако Пласа

Фильм «Репортаж» стремительное погружает зрителей в жестокий хаос. Репортёр и оператор выезжают вместе с пожарными в многоквартирный дом для эксклюзивного репортажа, но они и не подозревают о том, какие ужасы их ждут. Через несколько минут правительство блокирует все выходы из дома во избежания распространения вируса, превращающих людей в зомби. Каким бы не правдоподобным был сюжет, леденящая душу ситуация, свидетелем которой осталась лишь одна съемочная камера, кажется очень реалистичной и вызовет кошмарное чувство у каждого.

В этом фильме тряска камеры доведена до крайности, а высокая динамичность добавляет атмосферу напряжённой неопределённости. Здесь найденные кадры заставляют нас сомневаться во всём, что мы видим на экране. Иногда самое страшное — это не то что запечатлено на камере, а то, что происходит, когда камера перестаёт снимать. Этот фильм доказывает, что основой хорошего хоррора являются реалистичные ситуации и что дорогостоящие CGI-эффекты не нужны для пугающих моментов. Вероятность того, что вы будете сохранять спокойствие во время просмотра, практически минимальна.

«Озеро Мунго» (2007)

Режиссер: Джоэл Андерсон

Сюжет фильма довольно прост. В австралийской семье случается горе, их дочь Элис утонула в озере. Спустя несколько месяцев после инцидента члены семьи начинают слышать странные звуки доносящиеся из комнаты покойной. Брат девушки устанавливает видеокамеры по всему дому и умудряется заснять то, что им кажется призраком Элис. Вместе с экстрасенсом семья пытается выяснить, действительно ли это дух их дочери и если да, то почему он остаётся в их доме.

«Озеро Мунго» представляет собой полноценный псевдодокументальный фильм, который так искренне и эффективно использует этот формат. В нём есть не только интервью с рассказчиками, которые ведут нас по сюжету, как во многих документальных фильмах, но и кадры с места событий и архивные материалы, придающую глубину истории, а не просто поток «домашних» съёмок.

Атмосфера в целом невероятная. Это по-настоящему пугающий фильм, несмотря на то что это больше меланхоличная драма о переживании утраты, чем просто фильм ужасов. В нём нет обычных пугающих моментов, и всё происходит довольно медленно и спокойно, с неожиданным сюжетным поворотам и поистине жуткой атмосферой.

«Заклинание» (2022)

Режиссер: Кевин Ко

В этом тайваньском фильме ужасов принцип «найденных плёнок» выходит на новый, более высокий уровень. «Заклинание» рассказывает о женщине, которая шесть лет назад была проклята за нарушение религиозного табу и теперь должна защитить свою дочь от последствий своих действий.

Фильм по-настоящему пугает и заставляет мурашки бежать по коже, благодаря блестяще срежиссированному стилю «найденных плёнок». Одержимость женщины, некогда бывшей видеоблогеров, снимать всё на камеру становится отличным инструментом для передачи её точки зрения на наложенное на нее проклятие. Фильм начинается с того, что женщина напрямую обращается к зрителям своего видеоканала, рассказывая им о заклинании которое может помочь её дочери избежать опасности, побуждая подписчиков принять участие в ритуале.

В фильме используется параллельный стиль повествования, в котором постоянно переключаются между прошлым и настоящим, чтобы показать истоки проклятия, окутывающего сюжет. В настоящем времени женщина документирует свои попытки избавится от проклятия, а видеозаписи шестилетней давности проливают свет на то с чего все началось. Ощущение всепоглощающего страха сохраняется на протяжении всего фильма, и создатели никогда не прибегают к внезапным пугающим моментам, как это обычно принято. В целом, это фильм ужасов другого типа, но он определённо понимает, каким должен быть жанр ужасов. Обязательно посмотрите его, если хотите острых ощущений.

Читайте так же: