Найти в Дзене
Воздушные бои

Потери асов и командиров штурмовой и пикировочной авиации люфтваффе на Восточном фронте. Часть девятая

В марте немцы потеряли относительно немного асов-штурмовиков, так как боевые действия в воздухе в тот месяц все же были не столь активными. Из четырёх месяцев 45 года март для них был, пожалуй, наименее тяжёлым. Хотя это вовсе не значит, что в тот месяц они не понесли несколько очень тяжёлых потерь. Но все же немцы экономили свои лучшие силы, ожидая основные бои в апреле. Конечно же, потерь асов штурмовой авиации стало меньше ещё и потому, что их самих значительно поубавилось после двух разгромных зимних месяцев и осталось мало. Немцы уже были вынуждены ставить командовать штурмовыми группами зачастую совершенно посредственных пилотов, испытывая острый кадровый голод. Так, в SG1 командиром II группы после гибели Ройша стал Хайнрих Хайнс, который, хотя и имел опыт командования штурмовой группой из SG151, в целом был совершенно неизвестный пилот, в отличие от Ройша. А III группа после перевода в январе Фрица Шрётера на должность командира I группы SG4 вообще была без постоянного командира. 

Особенно от кадровых проблем страдали SG3 и SG4. Так, во II группе легендарного Нордманна сменил Адольф Хаймлих – хороший опытный пилот, но по статусу с Нордманном несравнимый. А в I группе опытного и сильного аса Тёпфера, сбитого в бою, сменил уже совсем неизвестный пилот Хайнрих Смикалла. III группа вообще страдала от постоянной смены командиров, поменяв пятерых (!) командиров за 45 год. Не лучше дело было и в SG4. Так, после гибели Вайерта, который командовал сразу двумя группами, II группу возглавил некий Берлаге, у которого даже имени неизвестно, а III группу Ханс Вебер, тоже не самый известный пилот. Естественно, с такой нехваткой кадров на серьёзные успехи рассчитывать не приходилось. 

6 марта был сбит и погиб в районе Либлидине Хорст Шнухель, командир III группы SG3, лётчик опытный и успешный, однако не имеющий РК. Немцы решили, что сбила его ЗА, но по Советским данным это не так. Группа Ла-7 137 гиап сопровождала свои «Илы» в район Салдус, а на обратном пути в указанном районе встретила фв-190, штурмующие Советские войска. Их тут же атаковали, отличились пилоты Калмыков Леонид Васильевич, ведущий группы, а также опытный ас Келейников Юрий Яковлевич. Кто-то из них и сбил Шнухеля, либо оба совместными усилиями. 

Келейников Юрий Яковлевич
Келейников Юрий Яковлевич

Калмыков Леонид Васильевич
Калмыков Леонид Васильевич

19 марта был сбит и попал в плен Зигфрид Гёбель, также бывший командир III группы SG3, опытнейший ас, в отличие от Шнухеля кавалер РК. Странно, что в то время SG3 работала в Прибалтике, но, по данным немцев, сбит он был в районе Балатон в Венгрии. Впрочем, по имеющимся данным, он уже не командовал на тот момент группой, однако вроде как числился в ней. Подходящая заявка на фв-190 в районе Балатона в тот день всего одна, однако она действительно оформлена во время прикрытия своих войск. И оформлена она весьма опытным асом, участником боев ещё в небе Халхин-Гола – Сергеевом Филиппом Фёдоровичем из 164 иап. Очевидно, он и сбил немецкого аса. Довольно любопытно, что, хотя по наградным у Сергеева на тот момент было 16 личных и ещё 10 групповых побед (эта стала последней), но по данным Быкова только 6 побед.

Сергеев Филипп Федорович
Сергеев Филипп Федорович

26 марта штурмовики потеряли сразу двух своих выдающихся асов. В районе к Юго-Западу от Кюстрина был сбит во время атаки на танки командир 3 отряда SG1 Йоханн Шаланда, кавалер РК с дубовыми листьями. По данным немцев, этот именитый ас сбит огнём ЗА, по Советским же данным отличился пилот 176 иап Красицкий Константин Миронович, который во время патрулирования в указанном районе обнаружил группу фв-190 с бомбами и, внезапно атаковав, сбил ведущего. Примечательно, что в очередной раз столь успешную атаку, стоившую жизни одному из лучших штурмовиков, провел пилот не самый известный. Стоит обратить также внимание, что, хотя 176 иап не входил в число элитных Советских полков, однако оснащался отличными Яками-3.

Красицкий Константин Миронович
Красицкий Константин Миронович

А в небе Венгрии погиб командир 3 отряда SG10 Норберт Шмитт, о гибели которого мы рассказывали в очерке об истребителях, так как это был один из лучших штурмовиков, работавших в качестве истребителей. Зефиров решил, что его сбил «Тандерболт» союзников. Как читатель убедился, верить Зефирову, когда он пытается установить авторство побед над немецкими асами, нельзя. Никаких похожих заявок мы и не находим. А сбил его, как мы указывали, пилот прекрасного 866 иап Шишов Михаил Иванович на том же Яке-3, также применив внезапную атаку. 

Наконец, 27 марта потеряла своего командира I группа SG3, Рудольфа Смолу (он исполнял обязанности командира группы), который во время штурмовки сбит огнём с земли в районе Зинтен. Смола также был успешный истребитель. Советские истребители на эту победу не претендуют. 

Итак, в марте потери немецких штурмовиков были не то чтобы очень большие, однако, если смотреть по именам, достаточно тяжёлые. Приближался апрель – месяц агонии Рейха. И в этот месяц штурмовики, вынужденные работать постоянно, понесли тяжелейшие потери. 

Так, 5 апреля погиб пилот 1 отряда SG103, Карл-Георг Гшвендтнер, опытнейший ас, имевший на своём счету большое количество уничтоженной техники. По немецким данным, он сбит Ла-5 в районе Праги, что является ошибкой: в районе Праги боев ещё не шло. Сбит он был восточнее, в районе Братиславы. Бой, в котором он сбит, крайне любопытен и достоин подробного описания. 

Шестёрка Ла-7 177-го гиап, ведущий Мальцев Константин Савельевич, прикрывала наземные войска в районе Малацки. Прикрывали «уступом» - выше четверки Мальцева находилась страхующая пара Абрамова Никифора Семёновича.

Вскоре появилась группа из шести бф-109. Советские истребители атаковали эту группу. Абрамов сбил один бф-109, остальные начали уходить на свою территорию. Наши истребители организовали преследование, однако это был лишь маневр, чтобы отвлечь Ла-7 и обеспечить работу штурмовиков. С земли поступила команда Мальцеву преследование прекратить и вернуться в район патрулирования. Он команду выполнил, но лётчик Ушаков команды не услышал, продолжал преследование, с ним продолжали преследование другие два пилота четверки Мальцева, и в это время его группа подверглась внезапной атаке ещё одной пары бф-109, подбит был лётчик Ефимов. Затем был подбит также лётчик Яновский, сам Ушаков выдержал тяжелый бой с бф-109.

Тем временем Мальцев вовремя вернулся в район прикрытия, фв-190, вооружённые бомбами, как раз готовились пикировать на советские позиции. Мальцев вынужден был атаковать в одиночку. Он выбрал целью ведущий фв-190. Атака оказалась удачной, он сбил фв-190, остальные начали беспорядочно сбрасывать бомбы и уходить на свою территорию. Тут в бой вступила и пара Абрамова, и её ведущему удалось оформить ещё одну победу в бою, теперь уже он сбил фв-190.

В целом, разбирая бой, мы видим, что немцы действовали неплохо. План был – отвлечь советские истребители из района прикрытия, обеспечив работу штурмовикам без помех, и одновременно завлечь советские Ла-7 под удар пары опытных пилотов, которые дежурили в облаках. Но план этот полностью не сработал. Хорошо сработало радионаведение, а также ситуацию спасла расторопность и меткость Мальцева. Как негативный аспект боя, мы вынуждены отметить работу рации. Увы, рации на советских самолетах всю войну были слабым местом, вот и в этом бою рации работали плохо. Что и привело к распаду советской группы.

В свою очередь, фв-190 атаковали уже без прикрытия. У немцев были столь малочисленные силы истребителей к тому времени, что на нормальное прикрытие их уже не хватало. 

Мы снова видим, что в нашем повествовании фигурирует Мальцев. Это уже третий ас штурмовой авиации, сбитый им. Плюс он сбил отличного аса истребительной авиации. Мы снова видим отличные действия Мальцева в бою. Также отметим, что в нашем повествовании появился очередной новый персонаж - SG103. Эта эскадра так полностью и не была сформирована, брошена в жестокие бои и, страдая от нехватки опытных пилотов, понесла большие потери и еще до окончания Войны фактически перестала существовать. 

8 апреля был сбит в Моравии один из самых лучших асов штурмовой авиации. Звали его Алоиз Возница. Он прошёл всю Войну, начиная с боев в небе Польши. Его счёт впечатляет: 104 танка, 2 бронепоезда, 12 мостов, 2 водных транспорта. При этом этот лётчик так и не получил офицерского чина, был оберфельдфебелем. Выжил он и в том бою, хотя и был тяжело ранен. Аса сбили пилоты 112-го гиап. Четверка Голубева на Яках-3 сопровождала звено «Илов». Фв-190 пытались атаковать «Илы» (как мы помним, штурмовики часто в то время выступали, как истребители), однако их атаки, проведённые по всем правилам, были отражены. Расторопнее всех оказался пилот Горелкин Владимир Андреевич. Он сбил после первой атаки двумя очередями фв-190, ведя огонь снизу и сзади. Немцы повторили атаку, и снова отличился Горелкин. Скорее всего, он сбил Возницу именно в этой второй атаке. Интересно, что он атаковал фв-190 чуть ли не вертикально снизу, благо высокая маневренность Яка-3 позволяла такие маневры. Очень любопытно, что для Горелкина эти победы были в карьере первые и единственные. Так молодой советский пилот сбил матерого истребителя советских танков.

Горелкин Владимир Андреевич
Горелкин Владимир Андреевич

В начале апреля немецкие штурмовики особенно тяжёлые потери несли именно в Австрии. Очередной тяжёлый для них день – 10 апреля. В этот день сбиты были сразу два аса из III группы SG10 – Вильгельм Ноллер попал в плен, из которого, однако, бежал, в Эрвин Гюцманн, будучи тяжело ранен, посадил самолёт на брюхо и вскоре умер от раны. 

Очевидно, это знаменитый бой, когда пятёрка Скоморохова из 31 иап разгромила большую группу фв-190, которая оценена в 40 самолетов. Причём её сопровождали всего два или четыре бф-109. Напомним обстоятельства этого легендарного боя. 

Николай Михайлович Скоморохов со своим ведомым, Борисом Сергеевичем Горьковым, совместно с тройкой Василия Исаковича Калашонка (почему было применено столь устаревшее построение, как тройка, неясно) сопровождал «Илы», как вдруг была встречена огромная группа фв-190, идущая несколькими эшелонами. Скоморохов тут же атаковал ведущего первой группы, используя облачность и фактор внезапности. Атака была успешной, он был сбит, после чего группа распалась, а Скоморохов, пользуясь этим, сбил ещё двух фв-190. В это время на него сзади насела пара фв-190 из другой группы, однако Горьков, его ведомый, быстро среагировал и сбил одного из них, второй со снижением уходил на Запад, но Горьков догнал его и добил. Затем уже вступила в бой тройка Калашонка, и каждый из её пилотов тоже отличился. Итого было сбито без потерь 8 фв-190, а их группа полностью рассеяна. 

Точные потери врага в том бою неизвестны, поскольку документы этого периода практически не сохранились, однако совершенно очевидно, что оба аса-штурмовика были сбиты в этом бою. Ноллера, скорее всего, ещё в первой атаке сбил Скоморохов, а Горьков, похоже, сбил Гюцманна. Тот все же смог дотянуть до своих. В некоторых источниках указывается, что его сбили союзники, но по основным данным его сбил именно Советский истребитель, как оно, конечно, и было. Успех в этом бою предопределили прекрасные действия Советских пилотов, полная пассивность истребителей сопровождения и слабая подготовка большинства штурмовиков, которые, потеряв лидеров, тут же стали неконтролируемой массой. 

Дважды Герой Советского Союза Скоморохов Николай Михайлович
Дважды Герой Советского Союза Скоморохов Николай Михайлович

Горьков Борис Сергеевич
Горьков Борис Сергеевич

Калашонок Василий Исакович
Калашонок Василий Исакович

В тот же день в районе Дойч-Ваграм (также Австрия) сбит был командир 6 отряда SG103 оберлейтенант Леопольд Вагнер. Сбит он был внезапной атакой советского охотника, Евтушенко Григория Степановича из 659-го иап, в составе звена совершавшего вылет на свободную охоту. Заметив небольшую группу из пары бф-109 и пары фв-190, он атаковал и сбил ведущего фв-190. Напомним, что накануне он сбил сходной атакой аса JG52 Хааса. Два уничтоженных кавалера РК за два дня – такой улов, кажется, больше не собирал никто. 

11 апреля снова Советские пилоты огорчили SG10. Был сбит многоопытный командир этой эскадры в районе Тулльн – Георг Якоб. К сожалению, он смог спастись с парашютом. Символично, что эта победа стала последней победой над опытным асом штурмовой авиации в небе Вены. Сбили его, кстати, не самые известные пилоты 164 иап на Ла-7 – Михалев Фёдор Сергеевич и Мозгов Николай Васильевич. 

Мозгов Николай Васильевич
Мозгов Николай Васильевич

В дальнейшем основные потери немецкие штурмовики несли в боях за Берлин и южнее. Эта последняя схватка дорого стоила им. 

11 апреля погиб командир 2 отряда SG77 Антон Андорфер недалеко от Коттбуса, сбитый огнём ЗА. На этом участке штурмовики потери несли, конечно, не такие большие, как на Берлинском и Венском участках, и из потерь в данном районе мы должны отметить ещё только гибель 18 апреля командира I группы SG77 Ханса-Йоахима Бранда, который был сбит, по немецким данным, огнём ЗА к северо-западу от Коттбуса и погиб. По Советским данным, на сей раз гибель его стала следствием атаки истребителя – в указанном районе опытный ас 129 гиап Глотов Николай Иванович, обнаружив группу фв-190, идущих в атаку на Советские части, атаковал их сам и сбил двоих фв-190 в скоротечном бою, в том числе командира немецкой группы. 

Герой Советского Союза Глотов Николай Иванович
Герой Советского Союза Глотов Николай Иванович

Непосредственно на Берлинском участке потери немцы стали нести в середине апреля, когда вспыхнули ожесточённые бои за Берлин. 16 апреля в районе Ораниенбург был сбит и тяжело ранен лейтенант опытный ас Вальтер Хоффманн из SG1, кавалер РК, однако всё же посадил самолёт на живот. Заявок на него – хоть отбавляй, боев в тот день шло очень много. Однако по месту боя и по обстоятельствам, как кажется, хорошо подходит заявка лётчика 176-го гиап (полка асов) Караева Александра Акимовича, который в районе севернее Берлина атаковал группу штурмовиков фв-190 и зажёг одного из них. Судя по всему, в прицел советского аса попал немецкий ас-штурмовик.

Герой Советского Союза Караев Александр Акимович
Герой Советского Союза Караев Александр Акимович

В тот же день во время штурмовки в районе Врицена советских танков был сбит и погиб многоопытный командир 5 отряда SG102, хауптман Рудольф Вайгель, ещё в 42 году награжденный РК. И, как видно из советских документов, вновь отличился пилот того самого «полка асов» Руденко Николай Сергеевич, который в районе Врицена сбил фв-190, штурмовавший советские танки.

Герой Советского Союза Руденко Николай Сергеевич
Герой Советского Союза Руденко Николай Сергеевич

17 апреля был сбит и тяжело ранен опытный ас SG1 Зигфрид Фишер, причём сбили его в 12-й раз, однако конкретики, как всегда, когда и где его сбивали, нет. Произошло это севернее Франкфурта-на-Одере, по мнению немцев, вследствие огня ЗА. По Советским данным, сбил его пилот все того 176 гиап, который был настоящим ужасом немцев в 45 году, громя внезапными атаками лучших немецких асов. И отличился Иван Никитович Кожедуб, проведя филигранную атаку. 

18 апреля в районе того же Врицена (южнее) сбит был командир 8 отряда SG1 оберлейтенант Курт Гольдбрух. Любопытно, что, судя по месту, снова отличился Караев, который сбил ведущего немецкой группы фв-190, шедших на малой высоте. Описание, как видим, тоже соответствует. Караев вообще за карьеру сбил несколько кавалеров РК: так, кто читает наши статьи, тот должен знать, что ещё в 42 году этот пилот сбил видного аса JG51 Эрнеста Вайсманна в небе Ржева.

22 апреля погиб командир SG3, опытнейший ас Бернхард Хамештер. Это был не только сильный практик, но и блестящий организатор. SG3 была самой организованной, самой объективной и универсальной эскадрой штурмовиков. В этом большая заслуга Хамештера. Он был сбит в районе Треббин огнём ЗА. На эту победу претендуют только зенитчики, причём Каминский назвал точно имя победителя. 

А 25 апреля был сбит оберфельдфебель Эрих Петер из штаба II группы SG151. Этот пилот ещё в 43 году получил РК. Он вылетал на разведку в районе Берлина и был сбит. По описанию опять-таки подходит бой пилота «полка асов», а именно Савина Николая Ивановича. В районе Кетцена он атаковал фв-190, производивший разведку, и сбил его после короткого боя. 

Эрих Петер стал последним асом-штурмовиком, погибшим в ходе Великой Отечественной. Символично, что сбили его именно истребители. На этом мы заканчиваем разбор поражений асов штурмовой и пикировочной авиации и переходим к итогам.