В марте немцы потеряли относительно немного асов-штурмовиков, так как боевые действия в воздухе в тот месяц все же были не столь активными. Из четырёх месяцев 45 года март для них был, пожалуй, наименее тяжёлым. Хотя это вовсе не значит, что в тот месяц они не понесли несколько очень тяжёлых потерь. Но все же немцы экономили свои лучшие силы, ожидая основные бои в апреле. Конечно же, потерь асов штурмовой авиации стало меньше ещё и потому, что их самих значительно поубавилось после двух разгромных зимних месяцев и осталось мало. Немцы уже были вынуждены ставить командовать штурмовыми группами зачастую совершенно посредственных пилотов, испытывая острый кадровый голод. Так, в SG1 командиром II группы после гибели Ройша стал Хайнрих Хайнс, который, хотя и имел опыт командования штурмовой группой из SG151, в целом был совершенно неизвестный пилот, в отличие от Ройша. А III группа после перевода в январе Фрица Шрётера на должность командира I группы SG4 вообще была без постоянного командира.
Особенно от кадровых проблем страдали SG3 и SG4. Так, во II группе легендарного Нордманна сменил Адольф Хаймлих – хороший опытный пилот, но по статусу с Нордманном несравнимый. А в I группе опытного и сильного аса Тёпфера, сбитого в бою, сменил уже совсем неизвестный пилот Хайнрих Смикалла. III группа вообще страдала от постоянной смены командиров, поменяв пятерых (!) командиров за 45 год. Не лучше дело было и в SG4. Так, после гибели Вайерта, который командовал сразу двумя группами, II группу возглавил некий Берлаге, у которого даже имени неизвестно, а III группу Ханс Вебер, тоже не самый известный пилот. Естественно, с такой нехваткой кадров на серьёзные успехи рассчитывать не приходилось.
6 марта был сбит и погиб в районе Либлидине Хорст Шнухель, командир III группы SG3, лётчик опытный и успешный, однако не имеющий РК. Немцы решили, что сбила его ЗА, но по Советским данным это не так. Группа Ла-7 137 гиап сопровождала свои «Илы» в район Салдус, а на обратном пути в указанном районе встретила фв-190, штурмующие Советские войска. Их тут же атаковали, отличились пилоты Калмыков Леонид Васильевич, ведущий группы, а также опытный ас Келейников Юрий Яковлевич. Кто-то из них и сбил Шнухеля, либо оба совместными усилиями.
19 марта был сбит и попал в плен Зигфрид Гёбель, также бывший командир III группы SG3, опытнейший ас, в отличие от Шнухеля кавалер РК. Странно, что в то время SG3 работала в Прибалтике, но, по данным немцев, сбит он был в районе Балатон в Венгрии. Впрочем, по имеющимся данным, он уже не командовал на тот момент группой, однако вроде как числился в ней. Подходящая заявка на фв-190 в районе Балатона в тот день всего одна, однако она действительно оформлена во время прикрытия своих войск. И оформлена она весьма опытным асом, участником боев ещё в небе Халхин-Гола – Сергеевом Филиппом Фёдоровичем из 164 иап. Очевидно, он и сбил немецкого аса. Довольно любопытно, что, хотя по наградным у Сергеева на тот момент было 16 личных и ещё 10 групповых побед (эта стала последней), но по данным Быкова только 6 побед.
26 марта штурмовики потеряли сразу двух своих выдающихся асов. В районе к Юго-Западу от Кюстрина был сбит во время атаки на танки командир 3 отряда SG1 Йоханн Шаланда, кавалер РК с дубовыми листьями. По данным немцев, этот именитый ас сбит огнём ЗА, по Советским же данным отличился пилот 176 иап Красицкий Константин Миронович, который во время патрулирования в указанном районе обнаружил группу фв-190 с бомбами и, внезапно атаковав, сбил ведущего. Примечательно, что в очередной раз столь успешную атаку, стоившую жизни одному из лучших штурмовиков, провел пилот не самый известный. Стоит обратить также внимание, что, хотя 176 иап не входил в число элитных Советских полков, однако оснащался отличными Яками-3.
А в небе Венгрии погиб командир 3 отряда SG10 Норберт Шмитт, о гибели которого мы рассказывали в очерке об истребителях, так как это был один из лучших штурмовиков, работавших в качестве истребителей. Зефиров решил, что его сбил «Тандерболт» союзников. Как читатель убедился, верить Зефирову, когда он пытается установить авторство побед над немецкими асами, нельзя. Никаких похожих заявок мы и не находим. А сбил его, как мы указывали, пилот прекрасного 866 иап Шишов Михаил Иванович на том же Яке-3, также применив внезапную атаку.
Наконец, 27 марта потеряла своего командира I группа SG3, Рудольфа Смолу (он исполнял обязанности командира группы), который во время штурмовки сбит огнём с земли в районе Зинтен. Смола также был успешный истребитель. Советские истребители на эту победу не претендуют.
Итак, в марте потери немецких штурмовиков были не то чтобы очень большие, однако, если смотреть по именам, достаточно тяжёлые. Приближался апрель – месяц агонии Рейха. И в этот месяц штурмовики, вынужденные работать постоянно, понесли тяжелейшие потери.
Так, 5 апреля погиб пилот 1 отряда SG103, Карл-Георг Гшвендтнер, опытнейший ас, имевший на своём счету большое количество уничтоженной техники. По немецким данным, он сбит Ла-5 в районе Праги, что является ошибкой: в районе Праги боев ещё не шло. Сбит он был восточнее, в районе Братиславы. Бой, в котором он сбит, крайне любопытен и достоин подробного описания.
Шестёрка Ла-7 177-го гиап, ведущий Мальцев Константин Савельевич, прикрывала наземные войска в районе Малацки. Прикрывали «уступом» - выше четверки Мальцева находилась страхующая пара Абрамова Никифора Семёновича.
Вскоре появилась группа из шести бф-109. Советские истребители атаковали эту группу. Абрамов сбил один бф-109, остальные начали уходить на свою территорию. Наши истребители организовали преследование, однако это был лишь маневр, чтобы отвлечь Ла-7 и обеспечить работу штурмовиков. С земли поступила команда Мальцеву преследование прекратить и вернуться в район патрулирования. Он команду выполнил, но лётчик Ушаков команды не услышал, продолжал преследование, с ним продолжали преследование другие два пилота четверки Мальцева, и в это время его группа подверглась внезапной атаке ещё одной пары бф-109, подбит был лётчик Ефимов. Затем был подбит также лётчик Яновский, сам Ушаков выдержал тяжелый бой с бф-109.
Тем временем Мальцев вовремя вернулся в район прикрытия, фв-190, вооружённые бомбами, как раз готовились пикировать на советские позиции. Мальцев вынужден был атаковать в одиночку. Он выбрал целью ведущий фв-190. Атака оказалась удачной, он сбил фв-190, остальные начали беспорядочно сбрасывать бомбы и уходить на свою территорию. Тут в бой вступила и пара Абрамова, и её ведущему удалось оформить ещё одну победу в бою, теперь уже он сбил фв-190.
В целом, разбирая бой, мы видим, что немцы действовали неплохо. План был – отвлечь советские истребители из района прикрытия, обеспечив работу штурмовикам без помех, и одновременно завлечь советские Ла-7 под удар пары опытных пилотов, которые дежурили в облаках. Но план этот полностью не сработал. Хорошо сработало радионаведение, а также ситуацию спасла расторопность и меткость Мальцева. Как негативный аспект боя, мы вынуждены отметить работу рации. Увы, рации на советских самолетах всю войну были слабым местом, вот и в этом бою рации работали плохо. Что и привело к распаду советской группы.
В свою очередь, фв-190 атаковали уже без прикрытия. У немцев были столь малочисленные силы истребителей к тому времени, что на нормальное прикрытие их уже не хватало.
Мы снова видим, что в нашем повествовании фигурирует Мальцев. Это уже третий ас штурмовой авиации, сбитый им. Плюс он сбил отличного аса истребительной авиации. Мы снова видим отличные действия Мальцева в бою. Также отметим, что в нашем повествовании появился очередной новый персонаж - SG103. Эта эскадра так полностью и не была сформирована, брошена в жестокие бои и, страдая от нехватки опытных пилотов, понесла большие потери и еще до окончания Войны фактически перестала существовать.
8 апреля был сбит в Моравии один из самых лучших асов штурмовой авиации. Звали его Алоиз Возница. Он прошёл всю Войну, начиная с боев в небе Польши. Его счёт впечатляет: 104 танка, 2 бронепоезда, 12 мостов, 2 водных транспорта. При этом этот лётчик так и не получил офицерского чина, был оберфельдфебелем. Выжил он и в том бою, хотя и был тяжело ранен. Аса сбили пилоты 112-го гиап. Четверка Голубева на Яках-3 сопровождала звено «Илов». Фв-190 пытались атаковать «Илы» (как мы помним, штурмовики часто в то время выступали, как истребители), однако их атаки, проведённые по всем правилам, были отражены. Расторопнее всех оказался пилот Горелкин Владимир Андреевич. Он сбил после первой атаки двумя очередями фв-190, ведя огонь снизу и сзади. Немцы повторили атаку, и снова отличился Горелкин. Скорее всего, он сбил Возницу именно в этой второй атаке. Интересно, что он атаковал фв-190 чуть ли не вертикально снизу, благо высокая маневренность Яка-3 позволяла такие маневры. Очень любопытно, что для Горелкина эти победы были в карьере первые и единственные. Так молодой советский пилот сбил матерого истребителя советских танков.
В начале апреля немецкие штурмовики особенно тяжёлые потери несли именно в Австрии. Очередной тяжёлый для них день – 10 апреля. В этот день сбиты были сразу два аса из III группы SG10 – Вильгельм Ноллер попал в плен, из которого, однако, бежал, в Эрвин Гюцманн, будучи тяжело ранен, посадил самолёт на брюхо и вскоре умер от раны.
Очевидно, это знаменитый бой, когда пятёрка Скоморохова из 31 иап разгромила большую группу фв-190, которая оценена в 40 самолетов. Причём её сопровождали всего два или четыре бф-109. Напомним обстоятельства этого легендарного боя.
Николай Михайлович Скоморохов со своим ведомым, Борисом Сергеевичем Горьковым, совместно с тройкой Василия Исаковича Калашонка (почему было применено столь устаревшее построение, как тройка, неясно) сопровождал «Илы», как вдруг была встречена огромная группа фв-190, идущая несколькими эшелонами. Скоморохов тут же атаковал ведущего первой группы, используя облачность и фактор внезапности. Атака была успешной, он был сбит, после чего группа распалась, а Скоморохов, пользуясь этим, сбил ещё двух фв-190. В это время на него сзади насела пара фв-190 из другой группы, однако Горьков, его ведомый, быстро среагировал и сбил одного из них, второй со снижением уходил на Запад, но Горьков догнал его и добил. Затем уже вступила в бой тройка Калашонка, и каждый из её пилотов тоже отличился. Итого было сбито без потерь 8 фв-190, а их группа полностью рассеяна.
Точные потери врага в том бою неизвестны, поскольку документы этого периода практически не сохранились, однако совершенно очевидно, что оба аса-штурмовика были сбиты в этом бою. Ноллера, скорее всего, ещё в первой атаке сбил Скоморохов, а Горьков, похоже, сбил Гюцманна. Тот все же смог дотянуть до своих. В некоторых источниках указывается, что его сбили союзники, но по основным данным его сбил именно Советский истребитель, как оно, конечно, и было. Успех в этом бою предопределили прекрасные действия Советских пилотов, полная пассивность истребителей сопровождения и слабая подготовка большинства штурмовиков, которые, потеряв лидеров, тут же стали неконтролируемой массой.
В тот же день в районе Дойч-Ваграм (также Австрия) сбит был командир 6 отряда SG103 оберлейтенант Леопольд Вагнер. Сбит он был внезапной атакой советского охотника, Евтушенко Григория Степановича из 659-го иап, в составе звена совершавшего вылет на свободную охоту. Заметив небольшую группу из пары бф-109 и пары фв-190, он атаковал и сбил ведущего фв-190. Напомним, что накануне он сбил сходной атакой аса JG52 Хааса. Два уничтоженных кавалера РК за два дня – такой улов, кажется, больше не собирал никто.
11 апреля снова Советские пилоты огорчили SG10. Был сбит многоопытный командир этой эскадры в районе Тулльн – Георг Якоб. К сожалению, он смог спастись с парашютом. Символично, что эта победа стала последней победой над опытным асом штурмовой авиации в небе Вены. Сбили его, кстати, не самые известные пилоты 164 иап на Ла-7 – Михалев Фёдор Сергеевич и Мозгов Николай Васильевич.
В дальнейшем основные потери немецкие штурмовики несли в боях за Берлин и южнее. Эта последняя схватка дорого стоила им.
11 апреля погиб командир 2 отряда SG77 Антон Андорфер недалеко от Коттбуса, сбитый огнём ЗА. На этом участке штурмовики потери несли, конечно, не такие большие, как на Берлинском и Венском участках, и из потерь в данном районе мы должны отметить ещё только гибель 18 апреля командира I группы SG77 Ханса-Йоахима Бранда, который был сбит, по немецким данным, огнём ЗА к северо-западу от Коттбуса и погиб. По Советским данным, на сей раз гибель его стала следствием атаки истребителя – в указанном районе опытный ас 129 гиап Глотов Николай Иванович, обнаружив группу фв-190, идущих в атаку на Советские части, атаковал их сам и сбил двоих фв-190 в скоротечном бою, в том числе командира немецкой группы.
Непосредственно на Берлинском участке потери немцы стали нести в середине апреля, когда вспыхнули ожесточённые бои за Берлин. 16 апреля в районе Ораниенбург был сбит и тяжело ранен лейтенант опытный ас Вальтер Хоффманн из SG1, кавалер РК, однако всё же посадил самолёт на живот. Заявок на него – хоть отбавляй, боев в тот день шло очень много. Однако по месту боя и по обстоятельствам, как кажется, хорошо подходит заявка лётчика 176-го гиап (полка асов) Караева Александра Акимовича, который в районе севернее Берлина атаковал группу штурмовиков фв-190 и зажёг одного из них. Судя по всему, в прицел советского аса попал немецкий ас-штурмовик.
В тот же день во время штурмовки в районе Врицена советских танков был сбит и погиб многоопытный командир 5 отряда SG102, хауптман Рудольф Вайгель, ещё в 42 году награжденный РК. И, как видно из советских документов, вновь отличился пилот того самого «полка асов» Руденко Николай Сергеевич, который в районе Врицена сбил фв-190, штурмовавший советские танки.
17 апреля был сбит и тяжело ранен опытный ас SG1 Зигфрид Фишер, причём сбили его в 12-й раз, однако конкретики, как всегда, когда и где его сбивали, нет. Произошло это севернее Франкфурта-на-Одере, по мнению немцев, вследствие огня ЗА. По Советским данным, сбил его пилот все того 176 гиап, который был настоящим ужасом немцев в 45 году, громя внезапными атаками лучших немецких асов. И отличился Иван Никитович Кожедуб, проведя филигранную атаку.
18 апреля в районе того же Врицена (южнее) сбит был командир 8 отряда SG1 оберлейтенант Курт Гольдбрух. Любопытно, что, судя по месту, снова отличился Караев, который сбил ведущего немецкой группы фв-190, шедших на малой высоте. Описание, как видим, тоже соответствует. Караев вообще за карьеру сбил несколько кавалеров РК: так, кто читает наши статьи, тот должен знать, что ещё в 42 году этот пилот сбил видного аса JG51 Эрнеста Вайсманна в небе Ржева.
22 апреля погиб командир SG3, опытнейший ас Бернхард Хамештер. Это был не только сильный практик, но и блестящий организатор. SG3 была самой организованной, самой объективной и универсальной эскадрой штурмовиков. В этом большая заслуга Хамештера. Он был сбит в районе Треббин огнём ЗА. На эту победу претендуют только зенитчики, причём Каминский назвал точно имя победителя.
А 25 апреля был сбит оберфельдфебель Эрих Петер из штаба II группы SG151. Этот пилот ещё в 43 году получил РК. Он вылетал на разведку в районе Берлина и был сбит. По описанию опять-таки подходит бой пилота «полка асов», а именно Савина Николая Ивановича. В районе Кетцена он атаковал фв-190, производивший разведку, и сбил его после короткого боя.
Эрих Петер стал последним асом-штурмовиком, погибшим в ходе Великой Отечественной. Символично, что сбили его именно истребители. На этом мы заканчиваем разбор поражений асов штурмовой и пикировочной авиации и переходим к итогам.