Об амбициозном американском проекте экраноплана Aurora Flight Sciences мы уже ранее писали на страницах нашего ресурса чуть менее года назад. За прошедшее время проект немного продвинулся, и что нового о нём известно вы узнаете из этой публикации.
Компания Aurora Flight Sciences поделилась свежей информацией о проекте демонстрационного образца, создаваемого в рамках программы X-plane Liberty Lifter, финансируемой Агентством передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA).
Ключевая задача проекта Liberty Lifter – продемонстрировать инновационную конструкцию аппарата, использующего эффект «крыла вблизи земли» (WIG). Ожидается, что будущий самолет, прототипом которого является разрабатываемый демонстратор, обеспечит Вооружённым силам США новый экономичный способ транспортировки крупных партий грузов и личного состава на значительные расстояния, не требующий наличия традиционных аэродромов.
Ричард Кучерави, занимающий должность директора по развитию бизнеса в сфере производства в Aurora, представил информацию о Liberty Lifter на выставке Modern Day Marine, проходившей в Вашингтоне. В 2023 году Aurora Flight Sciences и General Atomics были удостоены контрактов на выполнение первоначальных работ по проекту Liberty Lifter. В прошлом году DARPA выбрала Aurora Flight Sciences, являющуюся дочерней компанией Boeing, для продолжения самостоятельной разработки летного демонстратора.
На последнем представленном концептуальном изображении Aurora Liberty Lifter изображена летающая лодка с V-образной формой фюзеляжа и широким прямым крылом, оснащённым концевыми поплавками. Движение обеспечивается восемью турбовинтовыми двигателями, расположенными на крыле. Конструкция также включает два вертикальных киля, соединённых в верхней части горизонтальным стабилизатором. Для выгрузки грузов, включая лёгкую бронированную технику-амфибии, предусмотрен большой задний грузовой люк.
Стоит отметить, что General Atomics предложила альтернативный, более смелый проект с двумя фюзеляжами.
«В настоящее время мы работаем над созданием демонстрационного образца, который примерно на 80% соответствует характеристикам целевого аппарата. Такой масштаб позволяет получить ценные знания и опыт, не прибегая к строительству полноразмерной версии. Речь идёт о летательном аппарате, приближенном по грузоподъёмности к C-130, способном перевозить до 25 тонн полезного груза».
Ранее представители DARPA заявляли, что конечная цель программы Liberty Lifter заключается в разработке конструкции, способной перевозить грузы, сопоставимые по массе с транспортным самолётом C-17A Globemaster III. Максимальная заявленная грузоподъёмность C-17 составляет около 82 тонн, однако обычно самолёты выполняют полёты с грузом и личным составом весом около 60 тонн или меньше.
С-130 впереди, С-17 позади
Технические параметры Liberty Lifter, ранее обозначенные DARPA, подразумевают возможность взлета и посадки на открытой водной поверхности при волнении моря до 4 баллов, а также длительную эксплуатацию на воде при волнении до 5 баллов. Следует отметить, что это достаточно высокие требования, поскольку 4 балла соответствуют ветру до 30 км/ч и волнам до 1,5 метров, а 5 баллов – ветру до 40 км/ч и волнам до 2,5 метров.
«Мы разрабатываем демонстрационный прототип с негерметичной кабиной, так как основное предназначение аппарата – полеты на небольшой высоте, что подразумевает его близость к водной поверхности. Высота полета будет составлять несколько сотен футов над водой. Для обеспечения стабильности при волнении моря требуется специальная технология, позволяющая аппарату сохранять эффект влияния земли, даже при значительных волнах. Это одна из ключевых технических задач проекта».
Концепция летающей платформы, использующей эффект экрана, не является новой, однако подобные конструкции не получили широкого распространения, особенно в военной сфере.
Советский Союз известен как наиболее крупный эксплуатант военных экранопланов, которые в настоящее время часто называют этим термином все аппараты, использующие эффект экрана, однако даже там их применение было ограничено.
Наиболее выдающимся образцом стал экраноплан проекта 903 «Лунь», вооруженный крылатыми ракетами и ныне выполняющий роль музейного экспоната на Каспийском море.
Экранопланы представляют собой высокоэффективные суда, способные развивать высокую скорость, благодаря снижению сопротивления воды и использованию подъемной силы крыла. Однако, скоростной полет над поверхностью моря сопряжен с рисками, включая столкновения с препятствиями или высокими волнами.
В рамках программы DARPA Liberty Lifter предполагается создание гибридной конструкции, способной функционировать как традиционная летающая лодка на высотах до 4 000 метров над уровнем моря, хотя и с уменьшенной дальностью полета.
«На ранних этапах проектирования самолета, когда сформирован предварительный проект и определена внешняя форма и конфигурация, предстоит выполнить большой объем работ по детальной проработке конструкции. Мы с нетерпением ожидаем перехода к этапу детального проектирования и начала строительства аппарата», — отметил Кучерави.
DARPA планирует принять решение о переходе к следующему этапу разработки Liberty Lifter этим летом. По словам Кучерави, вопрос о месте строительства демонстрационного образца компанией Aurora остается открытым.
«Одна из целей программы – максимально использовать опыт судостроения, а не ограничиваться только авиакосмической отраслью, – пояснил он. – Таким образом, создание аппарата будет осуществляться с использованием комбинации технологий судо- и авиастроения».
Это означает, что Aurora будет искать площадку с квалифицированными специалистами по морским судам, включая «верфи партнеров по морскому судостроению, которые помогут нам построить и собрать самолет рядом с водой, а затем спустить его на воду». Аппарат не будет иметь шасси и не будет предназначен для наземной эксплуатации. Вскоре после постройки он будет спущен на воду и проведет большую часть своего жизненного цикла на воде.
Компания Gibbs & Cox, специализирующаяся на военно-морских разработках и судостроении и являющаяся дочерней компанией Leidos, с самого начала принимает участие в проекте Aurora Liberty Lifter. Ориентация разработок Aurora на морскую сферу соответствует широким целям, которые DARPA стремится продемонстрировать с помощью Liberty Lifter.
«В рамках программы Liberty Lifter в настоящее время разрабатывается, строится, испытывается и вводится в эксплуатацию доступный по цене инновационный гидросамолёт, который потенциально может изменить подход к быстрой логистике для Министерства обороны и коммерческих организаций»,— так говорится на веб-странице DARPA, посвящённой программе.«Инновационные методы производства и материалы, используемые в Liberty Lifter, позволяют использовать существующую инфраструктуру для быстрого и недорогого создания возможностей, необходимых нашим военнослужащим, и способствуют повышению эффективности нашей оборонной промышленности для удовлетворения краткосрочных потребностей. «Либерти Лифтер» также может обеспечивать поисково-спасательные операции на море и реагирование на стихийные бедствия в масштабах кораблей со скоростью воздушного транспорта».
По мнению DARPA, Liberty Lifter может стать не только альтернативой традиционным грузовым самолётам, но и новым инструментом для «эффективной транспортировки больших грузов на скоростях, значительно превышающих существующие морские подъёмные платформы».
В условиях потенциального конфликта в Тихоокеанском регионе, особенно в случае широкомасштабной войны с Китаем, когда американские силы будут дислоцированы в удаленных районах с ограниченной инфраструктурой, возможности морской логистики, превосходящие по скорости существующие суда и не зависящие от аэродромов, как традиционные грузовые самолеты, могут оказаться неоценимыми. Хотя традиционные воздушные и морские транспортные средства будут активно использоваться для поддержки таких рассредоточенных операций, их уязвимость к современным средствам блокирования логистических цепочек, основанных на морских судах и самолетах, представляет собой серьезную проблему.
В этой связи, разработка аппарата типа «Liberty Lifter» предоставляет возможность обхода многих морских угроз, таких как подводные лодки и противокорабельные ракеты. Полеты на предельно малых высотах, как правило, повышают общую выживаемость, затрудняя обнаружение самолета радарами.
Принимая во внимание вышеизложенное, все большее внимание вооруженных сил США привлекают авиационные решения, не требующие взлетно-посадочных полос или, по крайней мере, в меньшей степени зависящие от традиционных аэродромов. Командование специальных операций США ранее занималось разработкой плавучей версии самолета-заправщика/транспортного самолета MC-130J Commando II, однако проект был приостановлен в прошлом году из-за бюджетных ограничений. Японский гидросамолет ShinMaywa US-2 также рассматривался в качестве потенциального решения для реализации подобных возможностей.
Визуализация концепции гидросамолёта MC-130J Amphibious Capability (MAC)
Китай, в свою очередь, в прошлом году объявил о начале серийного производства AG600 – крупного гидросамолета, разработка которого велась с конца 2000-х годов.
AG600 идеально подходит для поддержки удаленных островных аванпостов, подобных тем, которые Китай содержит в спорном Южно-Китайском море.
На данный момент неясно, будет ли DARPA продолжать разработку Liberty Lifter и когда планируется первый полет демонстрационного образца Aurora. В настоящее время начало летных испытаний запланировано на 2028–2029 годы, что является сдвигом сроков по сравнению с первоначальным графиком на 2027–2028 годы. Следует отметить, что программы DARPA X-plane не всегда успешно завершаются, и компания Aurora уже сталкивалась с подобным опытом, когда в 2018 году были прекращены работы над гибридным электрическим дроном XV-24 Lightning Strike с вертикальным взлетом и посадкой.
Этим летом DARPA должна решить, стоит ли продолжать разработку проекта, провести его предварительную оценку и перейти к детальному проектированию и созданию прототипа. У агентства есть все необходимые ресурсы для принятия взвешенного решения.
На данный момент проект «Аврора», претендующий на роль нового экраноплана для нужд американских вооруженных сил, постепенно обретает конкретные очертания.
Ура? Воцарится ли Америка над морскими просторами?
Если честно, есть большие сомнения. Даже учитывая огромный технологический, интеллектуальный и финансовый потенциал США, это представляется маловероятным.
Недо-гидросамолет, недо-экраноплан, курсирующий между базами на островах Тихого океана и доставляющий провизию… Звучит не слишком убедительно. Непонятно, почему американцы называют это экранопланом, так как он мало похож на классические образцы.
В Советском Союзе, благодаря гению Ростислава Алексеева и Роберта Бартини, было построено несколько экранопланов. И дело не только в знаменитой «Луне», ведь до нее были созданы КМ, СМ-1, «Орленок». Сегодня мы видим, что идея экраноплана не исчезла, как «Лунь», а продолжает жить в разработках, таких как «Иволга», «Орион», «Акваглайд», С-90.
Над созданием экранопланов работают в Китае (используя разработки Алексеева по «Иволге-2» и создавая собственные аналоги), Южной Корее, и даже в США активно пытаются разработать что-то подобное. Вспомним тот же проект «Пеликан». Но здесь возникает одна серьезная проблема – отсутствие школы. В США осознали полезность экранопланов как транспортного средства только в 90-х годах, в то время как в СССР их разработкой занимались с 60-х, и к 90-м они уже успешно выполняли свои задачи.
Тридцать лет – это значительный срок. И пока талантливые инженеры из проекта «Аврора» (а они, без сомнения, таковы) будут работать над тем, что было придумано в нашей стране полвека назад, у российских разработок есть все шансы на возрождение.
У экранопланов-амфибий огромный потенциал. Экраноплан, пока он не коснулся воды, не боится мин и торпед, ему не страшны катера-камикадзе. Это удобное средство для спасения людей, так как обладает гораздо большей скоростью, чем любой корабль, может садиться на воду, в отличие от самолета, и превосходит вертолет по дальности полета и вместимости. Соответственно, он обладает значительными десантными возможностями. Кроме того, запуск различных ракет с борта такого скоростного аппарата был успешно отработан еще на советских машинах.
Есть серьезные сомнения, что американскому экраноплану удастся рассекать волны в заявленные сроки. У американцев много амбиций, но не так много реальных возможностей, поэтому вполне вероятно, что «Борец за свободу» повторит судьбу «Пеликана».
Однако «Пеликан» сумел заинтересовать американских военных, прежде всего своими возможностями. Согласно проекту, эта машина могла в режиме экраноплана перевозить 17 танков М1А1 на расстояние 10 000 км со скоростью около 500 км/ч. В режиме самолета (например, для обхода шторма) «Пеликан» мог подниматься на высоту до 6 000 метров и лететь там со скоростью 700 км/ч, но на вдвое меньшее расстояние.
Американские транспортные самолеты C-17 и C-5 в лучшем случае могут перевезти один танк. А во время операций в Ираке в 2003 году на переброску одной дивизии уходил целый месяц, так как все тяжелое вооружение приходилось доставлять морем.
Привлекательные проекты, очень привлекательные. Но готов поспорить, что ни в 2028-м, ни в 2030-м годах мы не увидим «Борца за свободу», несущего эту самую свободу над волнами Тихого океана. Все не так просто, как кажется, даже при наличии огромных финансовых вливаний. Такой путь не пройти за несколько лет.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉