Сейчас ситуация обстоит так, что любой человек — абсолютно любой — может прикоснуться к искусству за довольно небольшие деньги. И скорее всего, он ничего не поймет и ничего не получит, кроме очередного долбанного селфи, которое выложит в свои соцсети на 300 подписчиков с подписью «прикоснулся к прекрасному». Хотя, как по мне, такую подпись можно выкладывать только под видео, на котором ты лижешь соски Арианы Гранде. (Это я для шутки — я даже до конца не уверен, как она вообще выглядит, но совершенно точно хуже, чем моя жена!)
У меня в жизни случаются дни, когда я хожу на два культурных мероприятия в день: утром с сыном в театр на детский спектакль, а вечером с женой — в театр или на концерт. Обычно я называю такой день: «Дедушка и бабушка сжалились». Недавно у меня был такой день. Утром мы с сыном сходили в театр кукол, а вечером с женой — в филармонию на концерт симфонического оркестра, который играл лучшие композиции Ханса Циммера.
И что же я там заметил? Хотя бы то, что люди базово не умеют одеваться уместно. Я не говорю про стиль и моду — мне это всё безразлично, — я говорю об уместности твоего наряда! Я не ханжа, но какие-то базовые правила мне знакомы. Ты идешь на мероприятие такого формата — это брюки и рубашка. Это, как говорят зумеры, — база! Пусть брюки не классические, пусть рубашка не классическая, но они должны быть, и важно, чтобы они были на тебе, а не в пакете.
И как же мы с женой были шокированы, когда увидели, в чем пришли люди!
Во-первых, процентов 20 мужчин были в шортах! СУКА, В ШОРТАХ! Я в целом против того, чтобы люди могли видеть мужские ноги, потому что о психологическом здоровье граждан нужно заботиться. Но тут только представьте: вы сидите в филармонии, обстановка довольно строгая, на стенах — портреты великих русских композиторов, на сцене — дорогие музыкальные инструменты. Вся сцена в свечах, потому что это концерт при свечах. Всё красиво, возвышенно… А справа от меня сидит парень и чешет свои волосатые ноги, а я вижу их, потому что он в шортах. Да в такой ситуации мне бы этот концерт не понравился, даже если бы мне лично Стравинский на фортепиано играл!
Во-вторых, дамы, девушки, прекрасные женщины… 70% были одеты как эскортницы! Неуместно короткие юбки, декольте, яркий макияж и безвкусные тату (а это всё — тату!). Это ужасно! Поймите мысль: я в целом не против такой одежды — да, пожалуйста, ходите, как хотите и в чём хотите. Но здесь речь идёт об уместности. Ну, это как на похороны прийти в костюме медсестры из секс-шопа!
Когда люди узнавали произведение, то резко все начинали снимать на телефон. Но это не худшее, что они делали с телефоном. Я видел, как один человек во время концерта играл в игру — в «три в ряд».
Людей можно понять: билеты довольно доступные. Мы с женой сидели на очень хороших местах, а билеты обошлись тысяч в 6–7. Здорово, круто, что есть ещё места, где цены на искусство не как в Большом театре. Это правда отлично, но я бы не пускал людей в зал. Я бы установил хотя бы минимальный дресс-код. Правильная одежда уже повлияла бы на людей и заставила бы вести себя иначе. Пару человек в одежде, не подходящей под мероприятие, — отправить домой, и остальные будут в напряжении. Это как жёлтая карточка в футболе. Люди будут выключать звук на телефоне, перестанут снимать и вести себя бестактно.
Мы живём в эпоху, перенасыщенную бесплатным контентом. Его генерируют каждый день просто в заводских масштабах. Терабайты и терабайты контента каждый день выкладываются в сеть. Тут есть всё — от роликов «Почему "Иванушки International" круче, чем "The Beatles"» до ASMR-подкастов, на которых облизывают виниловые пластинки. Творцам приходится бороться за внимание, конкурировать, но это обесценивает творца.