Найти в Дзене

Не сыпь тарифами на раны

Дональд Трамп 2 апреля явился в саду Белого дома, чтобы объявить о новых тарифах в отношении 185 стран мира, которые «на протяжении десятилетий грабили нас так, как ни одну страну в истории не грабили». Этот день президент назвал «Днем освобождения». Решение, как заверил Трамп, изменит глобальную торговлю на месяцы, если не на годы вперед. Колумбийский кофе, черника из Перу, аргентинское вино и стейки, эквадорские креветки, боливийский литий, перуанское серебро и чилийская медь — вот лишь некоторые из латиноамериканских товаров, на которые правительство США ввело пошлины в размере 10%. Мексика не вошла в список взаимных тарифов, объявленных Трампом, поскольку ранее он ввел 25%-ные тарифы на мексиканские сталь, алюминий и автомобили. Почти все латиноамериканские товары будут облагаться пошлиной в размере 10%, что является минимумом, установленным Белым домом в эту новую эру международной торговли, которая разрушает десятилетия системы, основанной на правилах, регулирующих введение тариф
Оглавление

На первом этапе глобальной торговой войны, начатой США, Латинской Америке удалось избежать катастрофы вопреки Трампу

Дональд Трамп 2 апреля явился в саду Белого дома, чтобы объявить о новых тарифах в отношении 185 стран мира, которые «на протяжении десятилетий грабили нас так, как ни одну страну в истории не грабили». Этот день президент назвал «Днем освобождения». Решение, как заверил Трамп, изменит глобальную торговлю на месяцы, если не на годы вперед.

Колумбийский кофе, черника из Перу, аргентинское вино и стейки, эквадорские креветки, боливийский литий, перуанское серебро и чилийская медь — вот лишь некоторые из латиноамериканских товаров, на которые правительство США ввело пошлины в размере 10%.

Мексика не вошла в список взаимных тарифов, объявленных Трампом, поскольку ранее он ввел 25%-ные тарифы на мексиканские сталь, алюминий и автомобили.

Почти все латиноамериканские товары будут облагаться пошлиной в размере 10%, что является минимумом, установленным Белым домом в эту новую эру международной торговли, которая разрушает десятилетия системы, основанной на правилах, регулирующих введение тарифов.

Обычно страны прибегают к этой мере, когда хотят защитить отечественные компании на том основании, что существует несправедливая конкуренция со стороны других стран.

Однако на этот раз правительство США нарушило правила и решило в одностороннем порядке обрушить тарифный ураган практически на весь мир.

Новая тарифная война США вызвала неопределенность на рынках, приостановку инвестиций, сомнения в будущем обменного курса и беспокойство по поводу того, как отреагируют наиболее пострадавшие страны.

Латиноамериканские государства оказались в числе наименее пострадавших, за исключением Венесуэлы и Никарагуа, которые должны будут платить соответственно 15% и 18%. И не по экономически конкурентным, а по чисто политическим мотивам.

По тем же причинам, несмотря на базовый для большинства латиноамериканских товаров, ввозимых в Соединенные Штаты, тариф, новая политика пошлин предполагает исключения из правил.

Среди товаров, за которые на данный момент не будут платить пошлину, — медь, фармацевтические товары, полупроводники, изделия из дерева, золотые слитки, энергоносители и другие полезные ископаемые, недоступные в США.

Эксперты нефтяного сектора считают, что отсутствие в тарифной сетке статьи «энергоносители» предполагает, что экспорт нефти не пострадает.

В целом с началом тарифной войны Латинская Америка оказалась на «перепутье трех дорог» — в США, Европу или в Китай. Причем последний путь — самый соблазнительный, но опасный из-за североамериканских санкций. Дорога в США — проверенная, но грозящая «потерей девственности» из-за непредсказуемой политики Дональда Трампа. Европа — во всех смыслах самый безопасный, но ненадежный вариант.

Независимо от того, будет ли регион процветать в следующем году или вступит в легкую рецессию из-за торговой войны, Латинская Америка и страны Карибского бассейна сократят свою зависимость от США и укрепят внутрирегиональные связи, а также торговые отношения с остальным миром.

Важный момент. «За последние два десятилетия процесс интернационализации латиноамериканских компаний приобрел все большую актуальность на мировой экономической арене. Движимые необходимостью диверсифицировать рынки, снизить подверженность региональным рискам и воспользоваться новыми торговыми и технологическими возможностями, многочисленные компании в регионе начали искать пути развития за пределами своих национальных границ», — отмечается в последнем отчете Global Latam за 2025 год. По его данным, прямые иностранные инвестиции, выпущенные Латинской Америкой, достигли в 2024 году 53,035 миллиарда долларов, что представляет собой рост на 50% в годовом исчислении.

По последним прогнозам МВФ, рост в Латинской Америке и Карибском бассейне составит 2,0% в 2025 году, а затем вырастет до 2,4% в 2026 году,что вдвое больше, чем в Европейском Союзе, и выше, чем в Соединенных Штатах и в среднем по развитым странам.

На первый взгляд Трамп не делал большого различия между своими противниками и союзниками:

левые президенты Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва и Колумбии Густаво Петро оказались в том же положении, что и правые друзья-президенты Аргентины Хавьер Милей и Сальвадора Найиб Букеле. В одной упряжке с ними — Панама и Эквадор, где доллар США ходит в качестве национальной валюты.

На французских заморских территориях — острове Мартиника и во Французской Гвиане — тарифы оказались ниже, чем во Франции, а значит, открывают лазейки для обхода высоких тарифов на поставки французских товаров через заморские территории.

Причем администрация Трампа рассматривает возможность обложения более высокими пошлинами товаров, в том числе комплектующих, из Азии, проходящих через страны Латинской Америки.

Все эти проблемы свидетельствуют о том, что над 10-процентной базовой ставкой, в частности, для Латинской Америки и Карибского бассейна, в Белом доме особо не задумывались.

На фоне всех этих проблем и неопределенностей базовый тариф в 10% выглядит не так обнадеживающе. Если Латинская Америка и выиграет в этой торговой войне, то не благодаря, а вопреки политике Трампа.

Когда президент Трамп заявил из Овального кабинета, что страны Латинской Америки «нуждаются в нас гораздо больше, чем мы нуждаемся в них», он сильно преувеличивал. Недавние «тарифы в честь Дня освобождения» имеют ярко выраженный латиноамериканский оттенок и содраны им из проводимой в 1950-х годах странами Латинской Америки программы «Индустриализация с замещением импорта» (ISI), которая, вводя высокие пошлины, была направлена на развитие отечественной промышленности для замены импортных товаров с целью достижения экономической независимости и стимулирования местного производства.

Существует вероятность того, что тарифы Трампа являются в первую очередь политическим инструментом, а не экономической политикой. Президент может предоставить льготы по тарифам компаниям, которые так или иначе поддерживают его более масштабную политическую программу. Если Трампу удастся принудить такие компании к крупным инвестициям в ключевые отрасли, они фактически станут проводниками государственных инвестиций. Это серьезный риск, но только так его тарифный план может сработать, считают аналитики.

«Кажется, что регион [Латинская Америка] находится в лучшем положении, чем остальные. Но в любом случае мы столкнемся с глобальным спадом в торговле», — заявил в интервью BBC World Джоан Домен, главный экономист Oxford Economics по Латинской Америке. «Экономический спад в Соединенных Штатах, одного из основных торговых партнеров региона, напрямую повлияет на экономику Латинской Америки», считает эксперт.

Экономики настолько взаимоувязаны, что если рост в США снизится или произойдет рецессия, Латинская Америка это сразу почувствует на себе. Инвестиционная компания JP Morgan уже сейчас прогнозирует 60-процентную вероятность рецессии в США в этом году.

В чем интрига подобных разворотов?

Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что одержимость Трампа тарифами связана не с торговлей, а с властью.

«Вводя непомерные налоги на иностранные товары, он заставляет всех — иностранные правительства, крупные корпорации и даже профсоюзы США — пресмыкаться у его ног, выпрашивая для себя послабления. Причем он и только он может решать, кто заслуживает поблажки, а кто нет», пишет обозреватель по международным вопросам газеты Miami Herald Андрес Оппенгеймер.

Тем временем латиноамериканцы, радующиеся временной передышке в тарифных войнах Трампа, рискуют упустить из виду более масштабную картину — возможную глобальную рецессию, которая не пощадит никого, в том числе и Соединенные Штаты.

Автор: Юрий Строев

Понравилась статья? Поддержите канал — подпишитесь и поставьте палец вверх!

Другие актуальные материалы: