Найти в Дзене
Пивоварова Людмила.

Лидия Тимошенко. Образы светлой жизни.

В «Ночь музеев» 17 мая в “Царскосельской коллекции” прошло открытие выставки Лидии Яковлевны Тимошенко. Творчество этой художницы я, как и многие, узнала благодаря литографии «Катюша» 1940 г. На экспозиции представлен ранний период работы автора — живопись и графика. Узнать о творчестве и судьбе художницы мне удалось благодаря внучке Лидии Яковлевны — Нине Кибрик. Она ответила на мои вопросы. Людмила: Поступить в Академию художеств не просто, особенно после периода ухода за ребёнком и переживания трагедии смерти дочки. Известно ли помогал ей кто-то готовится к поступлению в Академию художеств? Нина: Ничего про помощь в подготовке к поступлению не известно. Хотя, в семье считалось, что художницей станет сестра Варвара, что она хорошо рисует, способности Лидии были с юности повышенными, да и экзамены, и требования были не такими как сейчас! Людмила: После замужества с Кибриком Лидия Яковлевна создала замечательную литографию “Катюша”. Как Вы думаете, это было связано с влиянием Евгения А
Л. Я. Тимошенко.
Л. Я. Тимошенко.

В «Ночь музеев» 17 мая в “Царскосельской коллекции” прошло открытие выставки Лидии Яковлевны Тимошенко. Творчество этой художницы я, как и многие, узнала благодаря литографии «Катюша» 1940 г. На экспозиции представлен ранний период работы автора — живопись и графика. Узнать о творчестве и судьбе художницы мне удалось благодаря внучке Лидии Яковлевны — Нине Кибрик. Она ответила на мои вопросы.

Людмила: Поступить в Академию художеств не просто, особенно после периода ухода за ребёнком и переживания трагедии смерти дочки. Известно ли помогал ей кто-то готовится к поступлению в Академию художеств?

Нина: Ничего про помощь в подготовке к поступлению не известно. Хотя, в семье считалось, что художницей станет сестра Варвара, что она хорошо рисует, способности Лидии были с юности повышенными, да и экзамены, и требования были не такими как сейчас!

Л. Я. Тимошенко. Е. Кибрик на этюде, 1938 г.
Л. Я. Тимошенко. Е. Кибрик на этюде, 1938 г.

Людмила: После замужества с Кибриком Лидия Яковлевна создала замечательную литографию “Катюша”. Как Вы думаете, это было связано с влиянием Евгения Адольфовича, или это естественное развитие её как художника?

Л. Я. Тимошенко. Катюша. Литография. 1939-1940 гг.
Л. Я. Тимошенко. Катюша. Литография. 1939-1940 гг.

Нина: Очень интересный вопрос и неожиданная мысль вообще. Всегда считалось, что это ее самостоятельный путь и ее логичный творческий всплеск под воздействием “Круга”… Однако, это действительно плод раннего периода их супружества, да и познакомились они в "Экспериментальной литографской мастерской", где все довоенные работы дедушки рождались у Лидии на глазах... Благодаря Вам впервые посмотрела в этом ракурсе на “Катюшу”. И даже провела ее сравнительный анализ с “Ласочкой” Та же идея юности, красоты, естественности, света, хотя в бабушкином случае менее соблазнительная, более идеальная. Хотя, смотря как смотреть!.. Может это был ее ответ на “Ласочку”, (которая у дедушки также стала заглавной, формульной работой, как “Катюша” у бабушки). Может, это было начало их творческого состязания? В 50-е годы она пишет маслом откровенную свою реплику на “Ласочку” — и по типу девушки, и с теми же вишенками... значит такая мысль была!!!

Е. А. Кибрик. Иллюстрация к повести Р.Роллана «Кола Брюньон». «Ласочка» 1935 г.
Е. А. Кибрик. Иллюстрация к повести Р.Роллана «Кола Брюньон». «Ласочка» 1935 г.

Людмила: Что это была за работа?

Нина: Она почему-то никогда не выставлялась. Впервые мы выставили этой осенью в московской галерее "Чистые пруды" "Портрет девушки с вишенками".

Л. Я. Тимошенко. Портрет девушки с вишенками. 1960-е гг.
Л. Я. Тимошенко. Портрет девушки с вишенками. 1960-е гг.

Людмила: В книге Вашего отца о Лидии Яковлевне опубликован текст выступления на обсуждение выставки ленинградских художников, 1940 г., где она подвергла критике работы художников Владимира Александровича Серова, Мариам Аршаковны Асламазян, Вячеслава Владимировича Пакулина и пр. Как потом складывались отношения у Лидии Яковлевны с Пакулиным?

Нина: Интересно. С Серовым все понятно. Идейный ее враг. Мариам Асламазян — ближайшая ее подруга. Про Пакулина ничего не было слышно — ни за, ни против. Он руководитель “Круга” наравне с Загоскиным. Вроде сильных противоречий не было. Про Радлова известно — был влюблен в нее, и она к нему не была равнодушна, так как книгу с его иллюстрациями (подарок) — "Волшебник изумрудного города" — берегла как зеницу ока и никому не давала.

Людмила: После переезда в Москву Лидия Яковлевна осталась без мастерской. Почему ей не могли предоставить мастерскую, и могла ли она работать в мастерской Евгения Адольфовича?

Нина: Получить мастерскую было не реально трудно. Особенно, если не делал ничего конъюнктурного и не имел званий и наград. До войны в Ленинграде у бабушки и дедушки была общая мастерская на Кировском проспекте, и они работали вместе (пишет Мариам Асламазян). Всё отделено было уже в Москве. Он уходил в мастерскую на весь день, а она ухитрялась как-то работать дома. Мастерскую дали ей тогда, когда сил туда ходить уже не было, она была уже почти не ходячей. Крошечная мастерская, почти как купе в поезде. Считалось, что графику больше не нужно. Ее почти на половину занимал станок. Думаю, что литографский.

Людмила: Лидию Яковлевну окружала плеяда сильных художников, таких как А. Н. Самохвалов, А. А. Дейнека, В. В. Пакулин, Д. Е. Загоскин, Е. А. Кибрик. Солнечность и определённая тематика её работ показывает сильное влияние окружения. Кто на Ваш взгляд оказал наибольшее влияние на манеру письма, исключая близких ей Загоскина и Кибрика?

Л. Я. Тимошенко. Шепчутся 1936 г.
Л. Я. Тимошенко. Шепчутся 1936 г.

Нина: Сама Лидия Яковлевна писала о себе, что в период образования воспринято было что-то только от Павла Мансурова. В обществе "Круг" царили некоторые тенденции и в цвете, и в передаче света, и в технике, и в тематике. Но, дома рассказывали, что бабушка была склонна говорить, что она влияла на окружающих. По поводу детской темы она, со своим заливистым смехом, заявляла о Пахомове: "Он у меня все срисовал! " Также с иронией вспоминала и Самохвалова с его девушками. Возможно, в нее все они были в той или иной степени влюблены тогда?.. Даже и с Давидом Загоскиным для меня далеко не решенный вопрос, кто на кого влиял, и чья манера в рисунке первична (так как живопись Давида почти не сохранилась, а дошедшее до нас на бабушку по манере и по цветовидению не похоже). В рисунках тушью, гуашью, акварелью 30–32-х годов они схожи порой на удивление. Хорошо, что есть подписи. Но, пересмотрев целый корпус графики Загоскина в Русском музее, я пришла к выводу, что в рисунке тушью он тянулся за женой. Дело в том, что Давид, оказывается, намечал рисунок карандашом, а потом продолжал по нему тушью. У бабушки же такое не заподозришь — она везде рисует “а-ля прима”, ее певучая линия тушью и живые, нелогичные пятна — все это вживую, все легко, первозданно. Сложнее утверждать что-то про акварель, так она близка в эти годы, у них обоих и дышит отголосками авангарда. Но в годы работы над “Онегиным” бабушка показала такой уровень владения акварелью, что не удивлюсь, если узнаю, что и в этой области она не следовала за кем-то, а просто жила свою женскую судьбу очень талантливого от природы человека. Кстати, Дементий Алексеевич Шмаринов, знавший превосходно и любивший и бабушку, и дедушку Кибрика, говорил на вечере ее памяти, что неизвестно еще, кто из них мощнее как художник. Что ж, за 100 лет до этого никаких художниц не было вообще, стать художницей было просто невозможно. Поэтому меня не удивляет постановка вопроса — под чьим влиянием из своего окружения она находилась.

Людмила: Спасибо за интересное беседу!

Книга о Лидии Яковлевне Тимошенко https://lidiya-timoshenko.art/predistoriya