Найти в Дзене
MEDIA TALES

Казанский метрополитен: подземный музей тысячилетнего города

Казанский метрополитен — самый молодой и один из самых самобытных в России. Его строительство началось в 1997 году, а торжественное открытие состоялось в 2005-м, к тысячелетию столицы Татарстана. На данный момент метро в Казани это не только самый современный, популярный и доступный вид транспорта, а также своего рода «памятник архитектуры». Практически каждая станция наделена неповторимыми и узнаваемыми чертами, что в свою очередь не просто удобно, но и передаёт свой неповторимый тонкий шарм города. В отличие от многих других метрополитенов, где станции часто строятся по типовым проектам, казанская подземка с самого начала задумывалась как уникальное пространство. Практически все её станции имеют индивидуальный дизайн, в котором переплетаются традиции татарской культуры, советское наследие и современные технологии. Начнём виртуальную экскурсию по станциям, каждая из которых достойна отдельного рассказа. Открытая в 2013 году, эта станция — дань уважения Казани как крупному центру авиас
Оглавление

Казанский метрополитен — самый молодой и один из самых самобытных в России. Его строительство началось в 1997 году, а торжественное открытие состоялось в 2005-м, к тысячелетию столицы Татарстана.

На данный момент метро в Казани это не только самый современный, популярный и доступный вид транспорта, а также своего рода «памятник архитектуры». Практически каждая станция наделена неповторимыми и узнаваемыми чертами, что в свою очередь не просто удобно, но и передаёт свой неповторимый тонкий шарм города.

Метро как отражение города

Вход на станцию «Кремлёвская» с указателем с логотипом / Фото: Mikhail (Vokabre) Shcherbakov
Вход на станцию «Кремлёвская» с указателем с логотипом / Фото: Mikhail (Vokabre) Shcherbakov

В отличие от многих других метрополитенов, где станции часто строятся по типовым проектам, казанская подземка с самого начала задумывалась как уникальное пространство. Практически все её станции имеют индивидуальный дизайн, в котором переплетаются традиции татарской культуры, советское наследие и современные технологии.

Начнём виртуальную экскурсию по станциям, каждая из которых достойна отдельного рассказа.

«Авиастроительная» – полёт под землёй

Станция «Авиастроительная» в день открытия / Фото: пользователь википедии TY-214
Станция «Авиастроительная» в день открытия / Фото: пользователь википедии TY-214

Открытая в 2013 году, эта станция — дань уважения Казани как крупному центру авиастроения (здесь расположены заводы, выпускающие стратегические бомбардировщики Ту-160 и гражданские лайнеры Ту-204/214, а также занимается модернизацией Ту-160).

Название данной станции говорит само за себя, дизайн представляет собой внутреннюю обивку самолёта. Верхнее освещение станции отсылает на верхние багажные полки самолёта. Каждый, кто хотя бы раз летал на «больших железных птицах», без труда увидит эту незамысловатую аналогию.

«Северный вокзал» – ворота города

Станция «Северный вокзал» / Фото: пользователь википедии TY-214
Станция «Северный вокзал» / Фото: пользователь википедии TY-214

Открытая в 2013 году к Универсиаде-2013 станция разместилась вдоль улицы Декабристов, в непосредственной близости к вокзальному комплексу «Казань-2» (станция Восстание-Пассажирская), называемый в народе Северным вокзалом, что объясняет её строгий, но элегантный дизайн.

Путевые и торцевые стены перронного зала отделаны мрамором бордовых тонов. Архитектурное оформление вестибюлей выполнено в одном стиле с платформенным залом. В отличии от платформенного зала, колонны вестибюлей, наоборот облицованы бордовым мрамором, а стены отделаны металлокерамикой светлых тонов.

Интересный факт: изначально станцию планировали назвать «Московская», но позже изменили на «Северный вокзал», чтобы избежать путаницы с расположенным около соседней станции «Яшьлек» Московским рынком.

«Яшьлек» – юность и скорость

Станция «Яшьлек» / Фото: пользователь википедии TY-214
Станция «Яшьлек» / Фото: пользователь википедии TY-214

«Яшьлек» - единственная станция Казанского метро имеющая татарское название. Станция переводится с татарского как «юность», однако официально не переводится и пишется по правилам татарской орфографии.

Станция получила своё название в память о некогда популярном среди казанцев магазине «Юность» (по-татарски - «Яшьлек»). Вероятно, и сам магазин когда-то назвали так из-за соседства с Молодёжным центром.

Однако к середине 1990-х магазин неожиданно прекратил существование, а вместе с ним постепенно исчезло из обихода и это название. Когда встал вопрос о наименовании новой станции метро, выбор пал именно на «Яшьлек», что вызвало немало вопросов у горожан. Многие недоумевали - почему было решено увековечить уже забытое название, не имеющее особой исторической или культурной значимости? В обществе даже возникли предположения, что таким образом хотели просто добавить в топонимику города ещё одно татарское название, пусть и не самое удачное.

Однако, стоит сказать, что в казанском метро есть обратный вариант, когда название на русском является непереводимым топонимом и по-татарски звучит также как по-русски - станция «Горки», о который мы поговорим чуть позже. Таким образом, баланс в названиях в разных языках был установлен.

«Козья слобода» – исторический квартал под землёй

Станция «Козья слобода» / Фото: пользователь википедии TY-214
Станция «Козья слобода» / Фото: пользователь википедии TY-214

Станция, открытая в 2010 году, является первой в заречной части города, и после её открытия пассажиропоток в метро значительно возрос. Именно после открытия «Козьей слободы» можно было смело сказать: «Метро в Казани - состоялось!».

Мэру Казани было предложено название «Козьей слободы» («Кәҗә бистәсе»), которое соответствует исконному историческому городскому топониму данной местности и фигурирует в городской истории и легендах на протяжении столетий. В исторических сводках сказано:

Козья слобода возникла во второй половине XVII века на правом берегу Казанки, за заливными лугами, как небольшая деревенька. Летом 1654 года Казань охватила страшная болезнь - чума, или, как тогда говорили, «моровая язвы». Градоначальникам, которым было приказано принять все меры, чтобы остановить распространение болезни справиться с ситуацией не удалось. И уже к лету 1656 года, обстановка в городе стала крайне тяжелой.
Горожане, поняв что надеяться на помощь со стороны градоначальников не стоит, решили самостоятельно, принимать меры. Кто-то бежал из города, бросив все имущество, кто-то умолял Всевышнего сжалиться перед семьёй и родом, а кто-то принимал участие в интересном ритуале «умилостивительной жертвы». За речкой Казанкой, горожане-татары стали резать коз - в жертву нависшему над Казанью злу и раздавали мясо всем желающим. Местом «жертвоприношений» была небольшая заречная слободка, которая позже и стала называться Козьей.

«Кремлёвская» – сердце Казани

Станция «Кремлёвская» / Фото: Alexander Savin
Станция «Кремлёвская» / Фото: Alexander Savin

Эта станция также полностью оправдывает своё название. Расположилась она возле Казанского кремля, в начале улиц Баумана и Профсоюзной и является необычным «подземным продолжением кремля». Её главный символ — дракон Зилант, по легенде охраняющих город. Первый, расположился на своде станции, а над северным входом пассажиров встречает метровая металлическая статуя Зиланта, который в одночасье стал очень любим у туристов и горожан - с ним постоянно фотографируется множество людей.

По оси платформы расположены пять миниатюрных башен трёх видов, увенчанных минаретами с мусульманскими полумесяцами. Башни подсвечиваются изнутри через витражи, расположенные на «стенах» башни и в шатровой части. У основания башни окаймлены деревянными скамейками.

Центральная башенка символизирует башню Сююмбике, крайние башенки увенчаны мавзолеями и символизируют историю Казанского ханства, промежуточные башенки увенчаны минаретами и символизируют мусульманскую веру татарского народа. Башенки выполнены из железобетона и отштукатурены под мрамор.

Тот самый — дракон Зилант
Тот самый — дракон Зилант

«Площадь Тукая» – сердце современной Казани

Станция «Площадь Тукая» / Фото: Alexander Savin
Станция «Площадь Тукая» / Фото: Alexander Savin

Станция выполнена из белого и зелёного мрамора, на стенах — панно с изображениями героев татарских сказок, а также образ Габдуллы Тукая.

Станция метро представляет собой гармоничный синтез современного дизайна и традиционного татарского искусства. Архитектурное решение построено на контрасте белоснежных и изумрудно-зелёных поверхностей.

Особое внимание привлекает уникальная система освещения - капители колонн плавно переходят в кессонные потолочные ниши с внутренней подсветкой, создавая иллюзию парящих в воздухе архитектурных элементов. Этот оригинальный приём визуально «размывает» границы между вертикальными и горизонтальными плоскостями.

Настенные панно посвящены наследию Габдуллы Тукая - выдающегося реформатора татарской литературы. Художественные композиции представляют: портретные изображения поэта, сцены из его знаменитых сказочных произведений и пейзажи родной деревни Кушлавыч.

Такое оформление превращает подземное пространство в своеобразный музейный зал, где через искусство раскрывается богатство татарской культуры и литературного наследия.

«Суконная слобода» – промышленный шик

Станция «Суконная слобода» / Фото: Alexander Savin
Станция «Суконная слобода» / Фото: Alexander Savin

Название станции напоминает о ткацких мануфактурах, которые работали здесь в XVI веке.

Исторически на где сейчас расположена станция, находился центр производства и торговли тканями, ведь Казань лежала на Великом Шёлковом пути. Это и обусловило название района в народе - Суконка, Эсперанто.

Своим возникновением Суконная слобода обязана Петру I, который заботился о развитии промышленности в царской России, что и отраженно в дизайне станции. Её можно назвать по-настоящему «питерской».

Интерьер станции выполнен с использованием мрамора и гранита. Колонны облицованы итальянским мрамором и дополнены гранитной окантовкой. Под капителями через одну колонну размещены изящные кованые светильники из нержавеющей стали, а в нижней части, обращённой к центральному залу, установлены деревянные скамьи.

Дизайн путевых стен дополнен декоративными пилястрами двух типов: оконными и в виде эполет. Всё пространство станции выдержано в единой цветовой палитре. А название станции набрано крупными бронзовыми буквами на путевых стенах.

Выложенное бронзевыми буквами название станции / Фото: Яндекс.Карты
Выложенное бронзевыми буквами название станции / Фото: Яндекс.Карты

«Аметьево» – единственная наземная

Станция «Аметьево»
Станция «Аметьево»

Хотя наземные станции в России уже не редкость, «Аметьево» остаётся единственной в Казани. Её открыли в 2013 году, и, в отличие от других станций, её дизайн довольно лаконичен. Однако первый выход на поверхность после подземного путешествия оставляет яркое впечатление: пассажиры оказываются на возвышенности, откуда открывается вид на город.

Метромост над станцией «Аметьево»
Метромост над станцией «Аметьево»

«Горки» – современная элегантность

Станция «Горки» / Фото: Андрей Суриков / Andrej Surikov Sjomka (ED-tech)
Станция «Горки» / Фото: Андрей Суриков / Andrej Surikov Sjomka (ED-tech)

Станция получила название по спальному району Горки, в котором расположена. В татарском варианте станция долгое время фигурировала как «Таулар», однако, позже было решено что «Горки» является непереводимым именем собственным. Таким образом, «Горки» - единственное русское непереводимое название в Казанском метро.

Станция отличается минималистичной и сдержанной архитектурой (возможно, самой простой в казанской подземке), но при этом выглядит элегантно и гармонично. Её односводчатая конструкция с беленым потолком и путевыми стенами, отделанными полированным мрамором, создаёт ощущение простора и лёгкости.

Любопытно, что подобное оформление стен в односводчатых станциях – довольно редкий приём в архитектуре постсоветского метро.

«Проспект Победы» – триумфальная арка под землёй

Станция «Проспект Победы» / Фото: Alexander Savin
Станция «Проспект Победы» / Фото: Alexander Savin

Эта станция — мемориал в честь Победы в Великой Отечественной войне. Её главный элемент — спаренные колонны, образующие символические триумфальные арки. На стеклянных панелях между ними выгравированы названия городов-героев, а люстры в пролётах напоминают праздничный салют 1945 года.

Интересный факт: станция находится на глубине 20 метров, что делает её самой глубокой в Казани.

«Дубравная» – технологичная гармония с природой

Станция «Дубравная» / Фото: пользователь википедии TY-214
Станция «Дубравная» / Фото: пользователь википедии TY-214

Открытая в 2018 году, «Дубравная» — самая молодая и современная станция казанского метро. Она оснащена системой видеораспознавания, лифтами для маломобильных пассажиров и другими инновациями.

Но главное — её дизайн. Колонны с зелёной подсветкой имитируют дубы, а стены и скамейки отделаны панелями под дерево. Всё это отсылает к дубравному лесопарку, находящемуся рядом, в честь которого станция получила своё название.