Приветствую вас! Когда человек только начинает работать с глиной, ему, в принципе, особенно не важно, что это будет за глина. Потому что опыта у него пока нет, руки и голова ещё не «привыкли» к определённому поведению глины. Да и что именно он будет лепить – плоские изделия, или объёмные, или на круге – пока не знает, не определился. Надо пробовать.
И совсем другая ситуация – когда уже некоторое время лепишь, привык к массе, и тут что-то происходит: масса пропала из продажи; или производитель изменил состав; или, как в моём случае, началась аллергия на конкретную глину; или просто появилась новая масса на рынке, и хочется её попробовать. Так или иначе, у вас на руках новая, неизвестная глина. Как она себя поведёт?
Думаю, уже не нужно говорить, что не стоит сразу бросаться лепить из неё шедевры, начинать будем с пробников 😊 Давайте расскажу, что я делаю, когда ко мне попадает новая керамическая масса.
Первым делом лепим. Лепка из шара (из кома).
Самое первое, что делаю – это открываю брикет, и проверяю, насколько масса пластичная. Не засохла ли по дороге ко мне. Если подсохла – сразу делю её на пласты 1,5-2см толщиной, и каждый из них заворачиваю во влажную микрофибру, после чего убираю в полиэтиленовый пакет, и плотно закупориваю. Оставляю так на 2-3 дня, потом проверяю – стала глина мягче, или нет. Если нет – вновь увлажняю микрофибру, и снова в пакет. В этом ролике подробнее.
Если с глиной всё хорошо (чаще всего так и бывает), то делаю срез, и смотрю – есть ли пузырьки. Если есть – глина не вакуумированная, а значит, требует обязательной переминки. Если пузырьков на срезе нет, то глину переминать не обязательно. Позже расскажу, в каких случаях можно (и даже лучше) не переминать.
Дальше мне интересно, насколько наши с ней характеры совпадают. Переминаю небольшой кусочек, и пробую лепить из неё то, что обычно леплю. Сначала делаю мисочку из кома (шара). Смотрю, как глина формируется, насколько она послушная. Не опадают ли стенки. Насколько тонкой можно сделать стенку? А какой высоты? Как глина реагирует на движения моих рук, пальцев. Одновременно с этим, оцениваю, приятно ли мне работать с этой глиной. Субъективно мне больше нравится работать с мелкодисперсными массами. Они очень «тонкие», и нежные в работе, хорошо заглаживаются, из них можно лепить миниатюрные детали.
Раскатка пласта.
Следующим этапом – работа с пластом. Раскатываю пласт, смотрю на поведение глины. Даётся под раскатку, или идёт туго, трещит по краям. Из пласта делаю несколько пробников:
- Равносторонний квадрат, либо прямоугольник. Обязательно ровный, по линеечке. На нём делаю засечки по 10 см по высоте и ширине, чтобы потом можно было посчитать усадку. Мне точные данные не нужны, но хотя бы примерно хочется представлять, на сколько изделие станет меньше после финального обжига. Так же на нём оценю, как сильно глину «ведёт» во время сушки, и в обжиге.
Опытным путём выяснила, что глина, которую не переминали, в пласте гораздо стабильнее, чем перемятая. Поэтому если глина без пузырьков (помните, смотрели это в самом начале?), то для работы с пластом её лучше не переминать. Перемятая глина «запомнит» все издевательства над ней)) и попробует их воспроизвести в сушке и в обжиге. И если в сушке можно пласт прижать чем-то тяжёлым, чтобы его не гнуло, то в печи, во время обжига, ему уже ничто не помешает принять ту форму, которую он запомнил. В бараний рог, конечно, не скрутит, но винтом пойдёт.
2. Тарелка, или хотя бы блюдечко. Здесь на что смотрю – поднимаю края у пласта, и оцениваю, как это происходит: не трещит ли глина в местах сгиба, и по краям; на сколько она вообще позволяет себя гнуть, податливая или нет; как держит стенку, опять же.
3. Сразу нарезаю образцы. В последнее время не выпендриваюсь)) и делаю вот такие – обычные, плоские, полу-гладкие, полу-рельефные.
Глазури у меня не капризные, и смотреть, как они себя поведут на вертикальной поверхности, мне не нужно. Если глазури потёчные, эффектарные, или ещё с какими-то особенностями – делайте вертикальные пробники. Также если вы в принципе делаете вертикальные вещи, логичнее и пробники делать такие же.
Детали.
Я несказанно люблю всякие налепы! Обожаю, когда керамика объёмная, фактурная, чтобы её было за что потрогать, что поразглядывать. Поэтому обязательно проверяю как глина держит на себе эти самые налепы.
Обычно не экспериментирую, креплю сразу как полагается: с насечками, и шликером. Но знаю, что есть керамисты, которые новой глине устраивают настоящие краш-тесты. Делают всё не по правилам: лепят, сушат… - а потом смотрят, как глина с таким отношением справляется. Я глину жалею 😊 и стараюсь даже на пробниках, даже на тестах делать всё как положено. Специально глину не насилую. Совсем мелкие детали – да, могу «посадить» просто так, без всяких насечек и шликера. Заодно посмотреть, не отщёлкнутся ли они потом.
Сушка.
Сушу тестовую глину так же, как обычно сушу свои изделия. Помещаю её в те же условия. Оставляю на стеллаже в комнате без сквозняков, накрываю пакетом на первые дни, и так далее по списку. Статья про сушку изделий из глины есть на канале.
На этом этапе оцениваю капризность глины во время сушки. Сильно ли её кривит, не отваливаются ли приклеенные детали, не появляются ли трещины, и т.д.
Другие тесты.
Если вы работаете за гончарным кругом, то, конечно, станете оценивать поведение глины на нём.
Если лощите изделия – лощите и тестовые образцы. Набираете форму жгутами – проверяйте, позволяет ли глина катать жгуты, и какой длины/толщины. Украшаете резьбой - вырезайте.
Словом, глину нужно максимально проверить по всем параметрам, которые вы обычно используете в работе.
Усадка.
Помните, мы сделали засечки на квадратном образце в самом начале? Замеры полезно делать в сыром виде, после сушки, после первого обжига, и после финального, политого. Данные запишите, и спрячьте в надёжном месте. Если потребуется что-то рассчитать – воспользуетесь ими.
Глазури, ангобы, и другие краски.
Все краски, которые я использую в керамике, тестирую на новой глине. Ангобы и подглазурные краски – в чистом виде, и под прозрачной глазурью. Цветные глазури обычно накладываю в 2 слоя, а потом уже оцениваю – нужно больше, или и так нормально. Обычно эффектарки требуют более толстого слоя.
Ангобы – если разрешает производитель (некоторые ангобы можно только по сырой глине) – тестирую по сырой глине, и по утелю. Смотрю, нет ли отскока. Как ангоб реагирует на глазурь, как меняется цвет.
Тесты на прочность.
Финальные тесты – на прочность черепка. Делаются на уже готовом тестовом образце, после политого обжига. Обычно для этих тестов специально делаю какие-то мелкие изделия, пиалы чаще всего. Цель: проверить, на сколько изделие получилось прочным, готово ли оно к использованию, как себя поведёт глазурь.
Кислотный тест – на стабильность глазурей.
Термоудар – на прочность самого черепка.
Если вы делаете посуду, и у вас есть микроволновка и посудомойка – тестируйте там тоже.
Если это ваза, то, конечно, кислотный тест ей ни к чему, а вот на влагопоглощение важен. Можно просто налить в неё воду, и оставить на сутки.
Как проводить тесты, есть статья на канале. И вот ещё ролик про термоудар.
Желаю вам найти свою идеальную керамическую массу, и чтобы она «дружила» со всеми вашими любимыми глазурями!
Юля УЛА керамика.
А вот та же информация в формате видео - о том, как обычно тестирую новую массу.