В 1940 году в журнале «Искусство» была опубликована пьеса известного советского драматурга Юрия Павловича Германа «Сестры. Эпизоды из жизни Н.И.Пирогова». В 1947 году на киностудии «Ленфильм» по написанному на основе этой пьесы сценарию был снят художественный фильм «Пирогов» (режиссер Григорий Михайлович Козинцев, в роли Пирогова – Константин Васильевич Скоробогатов).
В 1941 году пьеса «Сестры» была поставлена сразу в двух театрах: московском театре имени М.Ермоловой (в роли Пирогова – Всеволод Семёнович Якут) и Чкаловском драматическом театре имени М.Горького (в роли Пирогова – Д.В.Виноградов).
26 сентября 1941 г. (№ 242) газета «Дагестанская правда» писала: «…Оно настало снова, суровое для Родины время. И потому с такой патриотической страстностью, с весомой политической значимостью звучит новый спектакль по пьесе Ю. Германа «Хирург Пирогов» в исполнении артистов Московского театра им. Ермоловой… С первых же минут к Пирогову - Якут
простирается любовь не только исцеленных им людей, но и любовь всего зрительного зала… Симпатии зрителя, естественно, все время на стороне Пирогова, его друзей и единомышленников. Это душевное влечение зрителя усугубляется талантливой игрой другого, «антипироговского» крыла.
Остро, почти в гротесковом плане провела артистка Е. Мессерер роль баронессы Бистром.
Холодна в чувствах, страстна в наживе, жена Пирогова в исполнении В. Полонской».
В другой рецензии, опубликованной 17 апреля 1941 года в газете «Чкаловская Правда» (№90) о спектакле местного театра говорилось: «…в своей семье он страшно одинок. Теща баронесса Бистром его всячески третирует, жена в лучшем случае относится снисходительно, как к чудаку. Их больше поездки в Севастополь устроила бы поездка в Москву с доктором Иноземцевым, ученым коммерсантом, обещающим миллионы. Но Пирогову с ним не по дороге: Иноземцев лечит ожиревших купчих, а Пирогов мечтает о больницах для народа…
Четвертый акт показывает Пирогова в последние месяцы жизни.
Мы видим его снова в окружении семьи, которая ему абсолютно чужда, но которая широко эксплуатирует его, как популярного врача. За прием его теща и жена берут не менее ста рублей. Великий Пирогов украдкой, отправляясь будто бы на прогулку, обходит избы бедняков. Он стар и безнадежно болен. У него рак горла. Теперь уже и теща, и жена ждут не дождутся его смерти: они хотели бы у него вырвать завещание…».
19 июня (7 июня по старому стилю) 1850 года академик, ординарный профессор императорской санкт-петербургской медико-хирургической академии Николай Иванович Пирогов обвенчался с 22-летней Александрой Антоновной Бистром.
Это был второй брак великого хирурга. Его первая супруга Екатерина Дмитриевна Березина скончалась 4мя годами ранее (в 1846 году), оставив супругу двух сыновей: новорожденного Владимира и 3-летнего Николая.
Новый брак Николая Ивановича был браком по расчету. Ему нужна была мать для его осиротивших сыновей.
Александра Антоновна Бистром родилась 20 марта 1828 года в Москве в доме своего деда Павла Григорьевича Щепочкина на Тверской. Крещена была 11 апреля 1828 года в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Тверской. Крестными родителями Александры стали её дедушка Павел Григорьевич Щепочкин и бабушка Августина Федоровна Бистром, урожденная Крузенштерн.
Александра была первенцем своих родителей Марии Павловны Щепочкиной и генерал-майора барона Антона Антоновича (Отто Оттовича) фон Бистрома. В семье росла дочь Антона Антоновича от первого брака – Елизавета (в замужестве Арцыбашева). Её мать Мария Петровна Загряжская скончалась в феврале 1824 года вероятно родами.
По воспоминаниям современников, Александра была скромной некрасивой девочкой, которая обожала возиться со своими младшими братьями и сестрами. Всего у супругов Бистром родилось 10 детей.
Семья Щепочкиных- Бистром никогда не отличались кичливостью и жаждой наживы. Напротив, вся их жизнь была посвящена Отечеству.
Дед Александры Антоновны – Павел Григорьевич Щепочкин – предприниматель, благотворитель, патриот – унаследовал парусно-полотняную фабрику в селе Згомонь(Полотняный Завод) от своего отца. Развил и модернизировал производство. Парусина Щепочкина продавалась и пользовалась спросом за границей, поставлялась на нужды российской армии и флота. В селе Кондрово построил бумажную фабрику. Кондровская бумага считалась одной из лучших в России, на ней печатались самые дорогие и красивые книги. На свои средства Павел Григорьевич построил две церкви в Медынском уезде и восстановил одну церковь в Москве. Жертвовал немалые деньги на военные нужды в 1812 году и восстановления сожженных французами деревень калужской и смоленской губерний.
Его дело продолжили его дочь Мария Павловна и зять Антон Антонович фон Бистром.
Отто Оттович Бистром происходил из древнего прибалтийского рода. Антон Антонович, как и его братья (4 родных и 5 двоюродных), выбрал карьеру военного. Прошел две войны. Георгиевский кавалер. Был награжден несколькими российскими и прусскими орденами. В 1821 году высочайшим указом, как квалифицированный инженер-артиллерист, был переведен в Корпус инженеров путей сообщения. Долгое время состоял в должности главного инспектора управления ремонта московского тракта. В 1834 году вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта. В отставке занялся управлением семейных имений Полотняный Завод в Калужской губернии и Никольское в Тамбовской. В Никольском супругами Бистром была построена церковь и открыта школа для крестьянских детей.
Истории знакомства Александры Антоновны и Николая Ивановича разнятся: по одной версии познакомила их двоюродная сестра Александры Антоновны – Евгения Федоровна Козен (дочь старшего брата А.А.Бистрома – Федора Антоновича), по другой сватовством занималась сама генеральша Бистром. Легенда гласит, что Марии Павловне никак не удавалось выдать замуж старшую дочь – угловатую, своенравную, с неподобающими для приличной барышни идеями Александру. Все младшие дочери давно были сосватаны или замужем.
Медовый месяц супруги Пироговы провели в имении родителей Александры Антоновны -Полотняном Заводе. Великий хирург принимал и оперировал совершенного бесплатно в комнатах, специально отведенным ему тещей Марией Павловной Бистром. Интересный факт тёща была на полгода моложе своего зятя. :)
Молодая жена с первого дня брака стала тенью своего мужа – была для него и операционной сестрой, и секретарем, и регистратором, и нянькой. По существующей легенде, именно Александра Антоновна первая обратила внимание мужа на необходимость стерильности рук и инструментов. В Полотняный Завод к Пирогову люди стекались со всей губернии. Николай Иванович оперировал практически круглые сутки. В какой-то момент Александра Антоновна вошла в операционную и укорила мужа, что его одежда и руки сильно испачканы кровью. Она заставила мужа переодеться, тщательно вымыть руки и вычистить из-под ногтей засохшую кровь. Через несколько дней Пирогов обратил внимание, что рана больного, которого он прооперировал в чистой одежде и вымытыми руками заживает значительно быстрее.
Наверное, можно сказать, что только благодаря Александре Антоновне, Николай Иванович стал тем великим ученым, каким мы его знаем. Жена полностью оградила его от всех «земных» забот. Она занималась воспитанием и обучением сыновей Пирогова (общих детей у супругов не было), вела дом, решала финансовые и хозяйственные вопросы. Однажды Николай Иванович узнал, что жена берет с его пациентов деньги. До этого момента великий филантроп и рыцарь науки считал, что он лечит всех бесплатно. Разразился скандал. Никакие объяснения Александры Антоновны и упреки, что на его пенсию невозможно содержать дом и кормить детей, не действовали на мужа. Александре Антоновне пришлось смириться и вести хозяйство только на имеющиеся средства. Как это ей удавалось – известно было только ей.
Этой некрасивой женщине удалось сделать из ученого сухаря возвышенного поэта. Из всех своих поездок Николай Иванович писал жене стихи. И всегда брал с собой гипсовый слепок руки своей жены.
После кончины Пирогова именно Александра Антоновна была первой, кто обратился к церковным властям с прошением мумифицировать тело мужа и создать склеп-музей.
Оставшиеся годы жизни (Александра Антоновна пережила мужа на 11 лет) она систематизировала и издала научные работы Николая Ивановича. Так как никаких капиталов великий подвижник не нажил, средства на издание его работ приходилось искать. Большую помощь, в том числе и финансовую, в этом деле оказали супруги Любощинские – младшая сестра Александры Антоновны – Мария Антоновна и её муж сенатор Марк Николаевич.
Не имея собственных внуков, Александра Антоновна с удовольствием возилась с малышами Любощинскими.