Для начала были куплены две доски мадагаскарского палисандра. Распустил их на ленточной пиле, хватит на два инструмента. По три штуки на нижние деки и по две на обечайки. Почему по три на низ? Потому что ширина досок была порядка 130 мм. На самом деле не вижу такой острой необходимости делать деки, а особенно нижние именно из двух половинок. Пересмотрев в интернете сотни мастеровых гитар, я находил достаточно много инструментов, с деками, собранными из трех половинок. Начиная от самого Торреса. Но две доски из мадагаскарского палисандра оказались значительно дешевле, чем два готовых комплекта из индийского. Мадагаскарский палисандр выглядит вполне благородно и сдержанно. Особенно красив под лаком. В отличие от яркого индийского. Но здесь дело вкуса, настаивать не буду.
Также прикупил кавказскую елочку. Заготовки без дефектов — распил радиальный, годовые кольца ровные по всей длине заготовки.
Теперь можно приступать.
Сделал солеру. Все-таки гитара классическая и собирать я ее планировал по испанской технологии.
Правда забыл, что гриф уже есть и пятка его вклеена была в передний клец ласточкиным хвостом. Да и накладка тоже была на грифе.
Так что пришлось делать вайму. В результате получились обечайки, которые я склеил на клецах. Клецы сделал из кусочков миранти. При изгибании нижней обечайки, это которая с катавеем, испытывал страх, что в месте самого крутого изгиба заготовка треснет. Но мадагаскарский палисандр показал хорошую податливость при изгибании. Чего не скажешь о пламенном клене, который я гнул для своей первой гитары BN-1. В месте самого острого изгиба он немного треснул. Я конечно подклеил скол, так что выбрасывать заготовку не пришлось.
Верхнюю деку отстрогал до 3 мм. Розетку мне захотелось сделать самому. Поскольку опыта изготовления подобных изделий у меня не было, то пришлось изучать вопрос. Не скажу, что все получилось идеально, но я остался доволен, правда с ноткой некой неудовлетворенности. И с надеждой, что в следующий раз получится гораздо лучше. Дал посмотреть заказчику — ему понравилось.
Да, я приклеил бридж сразу. Согласен, это не совсем традиционный путь. Но для такого решения были причины. Я, конечно, не сам это придумал. Где-то прочитал, что с заранее приклеенным бриджем удобнее отстраивать деку. Можно до лакировки послушать гитару и сделать необходимые доработки с пружинами и с толщиной деки. А в солере я сделал вырез под бридж и никаких неудобств в дальнейшем не возникло.
Контробечайки решил делать цельными. То есть без пропилов, как это делают обычно другие мастера. Не уверен, что все, но большинство. Делают их с пропилами и на фабриках. На "Алишке" тоже продаются контробечайки с пропилами. Спрашивается, а зачем? Только для удобства и убыстрения процесса. На мой взгляд очевидно, что эти пропилы даже ведут к ухудшению и ослаблению звука. Поэтому я решил сделать цельными. Возможно я выбрал не самый подходящий материал, но гнуть цельное дерево которое в сечении составляет 15-20х4-5 мм. совершенно невозможно. Особенно в районе катавея. Решением стала 6мм фанера (точнее 2 слоя 3-х мм.). Чуть намочил и гнется идеально. Также считаю, что и жесткость всей конструкции с цельными контробечайками будет значительно выше.
Далее приклеивание пружин. В качестве фиксаторов использовал строительную арматуру из стеклопластика диаметром 6 мм. Но скажу вам, что это очень не правильный выбор. Арматура очень жесткая, создает слишком большое усилие даже при длине в 60 см. Это не вариант. Однозначно.
Нижняя дека с пружинами и с футерами в месте склеивания фрагментов. Купол деки составляет 3мм. То же относится и к верхней деке. В районе бриджа тоже есть небольшой купол.
Наконец-то закончил изготовление инструмента. Много сил и времени ушло на лакировку. Приходилось несколько раз все переделывать, поскольку лак не прощает и не скрывает никакие огрехи отделки дерева, а, напртив, многократно преувеличивает их. Вспомнился рассказ Джерома К. Джерома «Увлекающаяся натура». Цитата: «На следующий год Беглли совершенно забросил теннис и страстно увлекся фотографией. Где бы он ни был и что бы он ни увидел, он все фотографировал. Он делал снимки со своих друзей и этим превращал их в своих врагов. Но какой-то злой дух, казалось, вселился в аппарат Беглли. С непогрешимым инстинктом литературного критика он схватывал недостатки и преувеличивал их до такой степени, что они затмевали все достоинства. Человек с прыщом превращался в прыщ с человеком на заднем плане.»
В целом заказчик оказался весьма доволен моей работой. Мне тоже понравилось то, что я сделал. Когда я показывал на инструменте некоторые дефекты, о которых знаю только я, поскольку я их и сделал, но при первом рассмотрении они в глаза не бросаются, то мой клиент великодушно отвечал, — пустяки. Вам повезло, что мои требования к инструменту оказались сопоставимы с вашими возможностями. Да и цена оказалась весьма демократической.
Теперь можно послушать как звучит инструмент. Исполняет Михаил Александрович Ежиков — прекрасный музыкант и по счастливой случайности мой сосед. Аплодисменты!!!
«Список Шиндлера» Дж. Вильямс.
А. Жобим Счастье
Слышно как позвякивает о лады вторая струна. Перед тем как дать инструмент исполнителю, я занимался интонацией — подпиливал нижний порожек. Больше всего проблем создавала третья струна — она никак не хотела строить на 12-м ладу. В конце концов я добился почти идеального строя, но порожек стал немного ниже. Я не успел отследить последствия и отдал гитару Михаилу Александровичу. Вот во время записи и вылезло это бренчание струны о лады. Я все исправил, струны больше не звенят на ладах. Но переписать видео не получилось.
Ну вот, пожалуй, и все, дорогие друзья. Дал я ей личное имя - "Amica", что по латыни значит "Подруга".
Пишите комментарии, подписывайтесь и пр.
До новых встреч на моем канале!
ссылка на первую часть: https://dzen.ru/a/aFqxa5cLsGFMoXnO